Сущность компетентностного подхода в образовании..

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Л.В.Блинова, директор МОУ «Каслинская СОШ 27». Компетентностный подход в современном образовании Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от
Advertisements

Что такое «компетентностное образование» и как к нему перейти? Исполнитель- зам.директора по УВР МОУ СОШ СП Новая Балкария Ачабаева Е.Д.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность.
КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 КГБСКОУ СКШИ 8 вида 11 Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках математикиФормирование ключевых компетенций на уроках математики.
КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ. образовательные системы во многом ориентированы на запоминание фактической информации и заучивание определенного ряда приемов;
Формирование ключевых компетенций школьника. Компетентность ОБЛАСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗНАЮЩИЙ, СВЕДУЩИЙ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОБЛАСТИ Цель: помочь выпускнику.
Сущность компетентностного подхода в образовании В ыполнила: учитель физики Глушкова Татьяна Сергеевна.
Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
Компетентностный подход в обучении как условие преемственности начального и среднего естественнонаучного образования. Компетентности и компетентностный.
ЧАЙКИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА, учитель истории и обществознания МОУ-средней общеобразовательной школы 2 г.Тавды.
Черногаева Елена Владимировна учитель географии ГОУ СОШ 1151 Компетентностный подход как механизм реализации качественного образования в рамках ФГОС (по.
Ключевые компетенции Компетенция - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Компетенция - это способность успешно отвечать на.
Проект новых стандартов: компетентностный подход.
Компетентностный подход в образовании (А. В. Хуторской) Кривенко Я. В.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания.
«Ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями» (Л.С.
Формирование ключевых компетенций Щепанцова Е.И., учитель английского языка МБОУ Нижнеингашская СОШ1 2014г. ФГОС.
Тема педсовета: Компетентностный подход в образовании: задачи педагогической деятельности учителя начальной школы по введению ФГОС НОО Цели: Осознание.
Цель: определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллектива школы. Задачи: 1. Рассмотреть понятия: компетентностный.
Транксрипт:

Сущность компетентностного подхода в образовании.

«Тема компетентностного подхода в образовании является принципиально важной, поскольку концентрирует в себе идеи зарождающейся новой образовательной парадигмы, приходящей на смену «знаниевой» А.В.Хуторской СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Подход, для которого характерна ориентация образования на конечный практический результат Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера образования Сущность компетентностного подхода

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях Компетентностный подход подразумевает создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способность выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного пространства Сущность компетентностного подхода

Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования Основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить Сущность компетентностного подхода

Знания полностью подчиняются умениям В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем Сущность компетентностного подхода

С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучающихся, рост их личностного потенциала Сущность компетентностного подхода

Что даёт компетентностный подход учителю и ученику? согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся; подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже; подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам.

Компетентностный подход позволяет повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся; облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении; разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования; не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.

В компетентностном подходе выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность Компетенция и компетентность

В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости Компетенция

Компетентность Компетентность – владение, обладание соответствующей компетенцией (соответствующими компетенциями) Компетентность – уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) школьника и минимальный опыт деятельности в заданной сфере Компетентность

Компетентность образовательная - способность активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях Компетентность образовательная

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности знание в действии, умение человека использовать его на практике, принимать оптимальные решения в условиях неопределенности и реализовывать их Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности

СОСТАВЛЯЮЩИЕ (ЭЛЕМЕНТЫ) СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» Операционная (как делать?) Мотивационная (почему? зачем?) Этическая (как к этому отнесутся люди?) Когнитивная (что?) Социальная (с кем?) СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ЦЕЛЬ: обеспечить усвоение не «суммы знаний» (на самом деле суммы сведений из разных предметных областей), а выработать опыт, позволяющий действовать в новых, неопределенных проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно будет находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Международная комиссия ЮНЕСКО (1993 г.) Человек 21 века должен научиться: Совет Европы (1996 г.) Список ключевых компетентностей сосуществовать (осуществлять совместные проекты, разумно и мирно решать конфликты); учиться (сочетать широкие общекультурные знания с глубокими узкопредметными); работать ( приобретать компетентность, дающую возможность справляться с ситуациями, которые нельзя предвидеть); жить (быть самостоятельным, способным к оценке происходящего, ответственным за свой выбор) политическая и социальная компетентность; способность к жизни в поликультурном мире; коммуникативная культура ( в том числе владение устной и письменной речью более чем на одном языке); компьютерная грамотность; способность учиться всю жизнь. Перечисленные компетентности описывают набор требований к выпускнику школы, которые позволяют ему продолжать обучение или работать) СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ: ОПЫТ РОССИИ Ключевые компетентности (в формулировке теоретиков компетентностного подхода) Ключевые компетентности (в формулировке теоретиков компетентностного подхода) владеть информационными технологиями; общаться на родном и иностранном(ых) языках; делать осознанный выбор способа поведения и нести за него ответственность; решать проблемы (в том числе нестандартные); адекватно оценивать собственные возможности способность к самообразованию на протяжении всей жизни; владение новыми технологиями и понимание возможностей их использования; умение принимать ответственные самостоятельные решения; адаптация в социальной и профессиональной сфере; умение работать в команде; готовность к перегрузкам, стрессовым ситуациям и умение выходить из них с наименьшими потерями СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ» Ключевые компетентности – универсальные компетентности, применяемые в различных жизненных ситуациях Характерные признаки ключевых компетентностей: многофункциональность; надпредметность и междисциплинарность; многомерность; основанность на значительном интеллектуальном, эмоционально-ценностном и творческом развитии человека; формируемость в процессе обучения в школе, а также под воздействием семьи, социального окружения, политической системы, религии, культуры, др. СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Образовательные компетенции Образовательные компетенции дифференцируются на следующие виды: 1.ключевые/ метапредметные/ универсальные (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании); 2.общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области); 3.предметные (формируемые в рамках отдельных предметов) Образовательные компетенции

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного самосовершенствования ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ –

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ – компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере (например, владение эффективными способами организации свободного времени.) Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, самооценки учебно- познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее формируются при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КОМПЕТЕНЦИИ ЛИЧНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся знание правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ЛОГИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ИНТЕРЕС УЧАЩЕГОСЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ НАВЫК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ 4.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ, ЗАТРУДНЕНИЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ОСНОВЕ 5.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 6.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 7.ВКЛЮЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ И ПОВТОРЕНИЕ 8.РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИТОГ УРОКА)

СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННОГО В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ИДЕЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА использование открытых (с неопределенным заранее результатом) и закрытых (с заранее запланированным ответом) учебных заданий; использование практико-ориентированных ситуаций – как для постановки проблемы, так и для ее решения; использование избыточной информации для выработки навыков деятельности в условиях неопределенности СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННОГО В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ИДЕЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА преобладание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях; возможность создания обучающимися собственного образовательного продукта (свой способ решения (пусть не всегда оптимальный – каждый имеет право на ошибку!), свое видение проблемы, т.п.); целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии обучающихся (познавательной: как я работал? какие методы использовал? какие были ошибочными? как я теперь бы решил проблему?; социальной – как мы работали в группе? как были распределены роли? как мы с ними справились? какие допустили ошибки?; психологической – как я себя чувствовал? понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет? почему? с кем (как) бы я хотел работать? почему?) СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ПОСТРОЕННОГО В СООТВЕТСТВИИ С ОСНОВНЫМИ ИДЕЯМИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА использование исследовательских и поисковых технологий, позволяющих организовать аутентичную (подлинную, верную) оценку деятельности обучающихся; использование технологий и методов, обеспечивающих саморазвитие, самоактуализацию обучающегося, позволяющих ему самому искать и осознавать подходящие для него способы решения дидактических и жизненных ситуаций (метод проектов, ситуационный анализ, технологии портфолио, КСО, др.); организация презентации, защиты познавательных результатов, достижений обучающихся СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОГНИТИВНЫЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) КАЧЕСТВА КРЕАТИВНЫЕ (ТВОРЧЕСКИЕ) КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ) КАЧЕСТВА КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОГНИТИВНЫЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) КАЧЕСТВА- умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕАТИВНЫЕ (ТВОРЧЕСКИЕ) КАЧЕСТВА – вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей, чувств, движений; прогностичность; критичность; наличие своего мнения и др.

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ) КАЧЕСТВА - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка и др.

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА – качества, определяющие эмоционально- ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самодвижению, умение определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические и толерантные качества личности и т.п.

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ ЗНАНИЕВЫЙКОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ЦЕЛЬ«наращивание объема знаний» «формирование разностороннего опыта деятельности» РЕЗУЛЬТАТзнания, умения, навыки компетентность НАПРАВЛЕННОСТЬпредметная ориентация интегративность ОСОБЕННОСТЬтипичная учебная ситуация, задания репродуктивного уровня нестандартная учебная ситуация, задания продуктивного уровня КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СООТНОШЕНИИ СО ЗНАНИЕВЫМ

Педагог должен уметь: успешно решать свои собственные жизненные проблемы; ориентироваться в ситуации на рынке труда; видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников; проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям; чувствовать проблемность изучаемых ситуаций; связывать изучаемый материал с повседневной жизнью; закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике; планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы;

Педагог должен уметь: ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися; в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»; привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся; оценивать достижения учащихся не только отметкой- баллом, но и содержательной характеристикой; оценивать учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств; видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ Способность решать профессиональные проблемы в условиях профессиональной деятельности Сумма знаний и умений, определяющих результативность и эффективность труда Комбинация личностных и профессиональных качеств

Основные компетентности педагога: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ

Критерии компетентности учителя Составляющие компетентности Педагогическая деятельность Психолого- педагогическое общение Личность учителя 45

Педагогическая деятельность Уровень обученности ЗУН Уровень сформированности ОУУН Инновационная работа Самообразование, исследовательская работа Образование, квалификация Самоанализ, самодиагностика 46

Психолого-педагогическое общение Интерес, мотивация Сознательное обучение Отношения: учитель ученик Учет индивидуальных особенностей ученика 47

Личность учителя Эмоциональность Выразительность речи Творческое начало личности Организаторские способности Чувство юмора Настойчивость, дисциплинированность 48