Освоил разговорный английский – полиглот, освоил литературный русский - патриот Идея:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семнадцатое января Урок русского языка в 10 классе УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина Бутакова Н.П., учитель русского языка.
Advertisements

Собирательные числительные Ахметшина Н.Ю. учитель русского языка и литературы гимназия 148 им.Сервантеса г. Санкт-Петербург Ахметшина Н.Ю. учитель русского.
Собирательные числительные Цель урока: познакомить учащихся с понятием «собирательные числительные» формировать навыки правописания и употребления собирательных.
Имя числительное Морфологические нормы, связанные с употреблением имени числительного.
Имя числительное Презентацию подготовила Митрошина М.Ю. Prezentacii.com.
Имя числительное Составили уч-ся 8 класса Аношкина Екатерина Коротких Дарья Руководитель: учитель русского языка Смирнова Надежда Эксановна МОУ «Уржумская.
Имя числительное. Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок при счете. Вопросы: сколько? какой?
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
1 (Почему собирательные числительные вынесены в отдельный разряд?) Первый Трое Десятеро.
Количественные собирательные числительные. Склонение и употребление РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 1. Урок 42. © ООО «Баласс», 2013.
Тема: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА: ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Выполнила: Алпысбаева Т. Преподаватель: Туманова А. Казахский национальный университет.
Разряды количественных числительных. Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество или порядок при счете.
Морфологические нормы Тема урока :. - О чем может пойти речь на уроке ? - Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание « морфологические нормы »? -
Определите синтаксическую роль числительных в предложениях Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь – один раз отрежь. За двумя зайцами погонишься – ни одного.
Урок подготовила Мухутдинова Наталия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Болгарская.
Ложкова Л.В. учитель русского языка и литературы МКОУ «Пивкинская СОШ» Щучанского района Ложкова Л.В. учитель русского языка и литературы МКОУ «Пивкинская.
Имя числительное Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 40 города Твери Королева Ирина Ивановна.
Культура речи Морфологические нормы Составила – учитель русского языка и литературы Сторожева Т.Ю.
1 СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ 900igr.net.
Грамматические нормы русского языка Особенности употребления прилагательных и числительных.
Транксрипт:

Освоил разговорный английский – полиглот, освоил литературный русский - патриот Идея:

Грамматические нормы. Урок третий

Подобрать определения (прилагательные) к несклоняемым существительным: Жюри Декольте Кенгуру ПТУ Миссури Кофе Кашне Цеце С.р. - Какое? М.р. - Какой? С.р. - Какое? Ж.р. - Какая? М.р. - Какой? С.р. - Какое? Ж.р. - Какая?

Тема: Синонимия грамматических форм, их стилистические и смысловые возможности

Цели: 1.Усвоить понятия: - синонимия грамматических форм; - грамматические синонимы 2. Научиться: - находить грамматические синонимы в тексте; - определять их стилистическую принадлежность и смысловые возможности; - правильно употреблять грамматические синонимы в речи

Грамматические синонимы - слова и словосочетания, близкие друг другу по их грамматическому смыслу. Основная особенность грамматических синонимов – взаимо-заменяемость. Александр Матвеевич ПЕШКОВСКИЙ

Грамматические синонимы делятся А.М. Пешковским на две группы: а) морфологические, б) синтаксические. Морфологические синонимы – вариантные формы одних и тех же слов определённой части речи.

Я владею замечательной книгой. Она довольно старая, но для меня дороже многих новых. Она более дорогая, чем целая подборка глянцевых журналов. Книга эта – грамматический словарь. У меня есть два тома. Их прочитали двое моих друзей. А может быть, прочли? прил. в срав. ст. числ. колич. числ. собир.глаг. пр.вр

Синонимия форм имён прилагательных Задача: - рассмотреть синонимию простой и составной формы сравнительной степени имени прилагательного; - определить уместность употребления обеих форм в соответствии со стилистическими и смысловыми особенностями. Решение: упр. 231, стр. 152 (устно)

Вывод: - сравнительная простая и сравнительная составная степени имён прилагательных в большинстве случаев синонимичны и взаимозаменяемы; оставная форма используется в научном стиле, простая – в разговорной речи; - НЕДОПУСТИМО одновременное употребление обеих форм.

Синонимия форм имён числительных Задача: - выяснить, при каких условиях формы количественных и собирательных числительных являются синонимичными; - определить стилистическую принадлежность обеих форм Решение: упр. 261, стр.169 (устно)

Вывод: - формы количественных числительных (два – десять) и собирательных числительных (двое – десятеро) синонимичны; - следует знать, что собирательные числительные (двое – десятеро) сочетаются: 1) с существительными, имеющими только форму мн. числа (двое саней, суток, ножниц) 2) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (трое товарищей) 3) с личными местоимениями (четверо нас, вас, их) 4) с существительными, обозначающими детёнышей животных (семеро козлят) -в научном стиле употребляется форма количественных числительных (два), а собирательные – в разговорном и художественном.

Синонимия некоторых форм глагола Задача: - выяснить наличие синонимичных форм глагола; - определить стилистическую принадлежность обеих форм Решение: - Заглянуть в грамматический словарь

Глаголы прочитать и прочесть совершенного вида. Эти глаголы совпадают во всех значениях, кроме значения глагола прочитать - «провести какое-либо время за чтением» (ср.: нормальное прочитать всю ночь, но неверное прочесть всю ночь).

Выписать из пар предложений синонимичные формы глаголов: На речке бабы сидят, бельё полоскают ( Толстой ). В яркой синеве небес полощутся знамена ( Павленко ) Стая морских птиц колыхается на волнах ( Гончаров ).Романтические призраки прошлого обступают меня кругом, овладевают душой, колышутся, баюкают, нежат... ( Короленко) ; Лошадь махает хвостом (Салтыков-Щедрин ). Идет седая чародейка, косматым машет рукавом (Державин).

Смысловое разграничение синонимичных форм Объяснить смысловое отличие, составив словосочетания с глаголами : Брызгает – брызжет Двигает – движет Метает – мечет Капает - каплет Брызгает водой – брызжет слюной Двигает мебель – движет поступком Метает диск – мечет икру Капает с крыши – каплет жиром

Итоги. Общие выводы: 1) Грамматические синонимы – это взаимозаменяемые формы. Они делятся на две группы: а) морфологические, б) синтаксические (А. М. Пешковский) 2) Морфологические синонимы – это взаимозаменяемые формы одной и той же части речи. 3)Простая и составная сравнительная степень прилагательных м/б синонимичны и взаимозаменяемы. В научном стиле используются составные формы. 4) формы количественных числительных (два – десять) и собирательных числительных (двое – десятеро) могут быть синонимичными. 5) В настоящем времени у некоторых глаголов существуют две синонимичные формы: полная и усечённая. Полная употребляется в разговорной речи и в художественном стиле, а усечённая в книжной речи; некоторые синонимичные формы глаголов настоящего времени имеют и смысловое отличие.

Цели: 1.Усвоить понятия: - синонимия грамматических форм; - грамматические синонимы 2. Научиться: - находить грамматические синонимы в тексте; - определять их стилистическую принадлежность и смысловые возможности; - правильно употреблять грамматические синонимы в речи

Ну, что, как прошло занятие? Продолжите фразу: Я сегодня на уроке … Мы все вместе… Особенно понравилось… И настроение у меня…

И это тоже интересно… Запомнить - Закрепить - Полюбить - Убедить - Ощутить - Победить - Об этом – на следующем уроке! Спасибо за урок! Всего доброго. запомню закреплю полюблю попытаюсь убедить смогу ощутить сумею победить