Интеллектуальный марафон 2013 I тур Олимпиада по русскому языку и культуре речи Старшая школа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сложные предложения Простые осложненные предложения Слово- сочетания
Advertisements

Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
ПО КОЛИЧЕСТВУ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЕ БЫВАЕТ… Простое(1 грам. основа) Сложное( 2 и более грамм. основ) По наличию –отсутствию союза… Союзное Бессоюзное.
БУКВА Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Карпова Наталия Александровна, учитель русского языка МОУ Жердевской ООШ 5 класс.
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и учитель начальных классов МОУ « Кушалинская СОШ » Рамешковский район Тверская область Васильева Татьяна.
Урок-зачёт как средство связи и контроля за знаниями учащихся «Союз»
Часть В. В 1. Основные способы словообразования. 1. Суффиксальный : изречение ( изречь ). 2. Приставочный : безнравственные ( нравственность ). 3. Приставочно.
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастный оборот"
БУКВА ЗВУК ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ КОРЕНЬ ОРФОГРАММА ПРЕДЛОЖЕНИЕ СИНОНИМ СЛОВО СЛОВО- СОЧЕТАНИЕ СУФФИКС ФРАЗЕ- ОЛОГИЗМ ЧАСТЬ РЕЧИ 1.
МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г.Югорска Бессозное сложное предложение (Урок 1 – 9 класс)
Тема урока Словосочетание.Главное и зависимое слово в словосочетании.
Пословицы и поговорки. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» А. С. Пушкин.
Сложные предложения Простые осложненные предложения Слово- сочетания
Учитель русского языка и литературы СОШ 60 Ширяева Н. С. Буквы О – А в корне -гор- - -гар-.
Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое.. Найти грамматическую основу, определить, чем выражено подлежащее: Сытый голодного (не)разуме..т.
Тема урока:. Класс: 8-ой Оборудование урока: компьютер проектор экран раздаточный материал – карточки презентация в программе «PowerPoint», разработанная.
Уроки Придаточные предложения условные, причины и цели. Цель урока: Формирование умений различать СПП с указанными видами придаточных и простые.
Девятое октября. Классная работа Словосочетание: виды словосочетаний, синтаксические связи слов в словосочетании.
Интересно проходят словарные диктанты. Вместе с написанием слов идет и проверка задания.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ «Заговори, чтобы я тебя увидел.»
Транксрипт:

Интеллектуальный марафон 2013 I тур Олимпиада по русскому языку и культуре речи Старшая школа

Задание 1 Подберите к предложенному слову синоним (или близкое по значению слово) другого грамматического рода. Например: Удача (женского рода) – Успех (мужского рода). 1. Картина (женского рода) - … ( мужского рода) 2. Веник (мужского рода) - …(женского рода) 3. Туча (женского рода) - …(среднего рода) 4. Затор (дорожный) (мужского рода) - …(женского рода) 5. Фотография ( женского рода) - …(мужского рода)

ОТВЕТ 1) Рисунок; 2) Метла; 3) Облако; 4 ) Пробка; 5) Снимок, кадр.

Задание 2 К русским пословицам подберите синонимичные им пословицы из столбика в правом ряду, объясните смысл пословиц. 1)Не все золото, что блестит. 1) Что посеешь, то и пожнешь. 2)Как аукнется, так и откликнется. 2) Дело мастера боится. 3) Один в поле не воин. 3) Ученье и труд рядом живут. 4) В умелых руках дело спорится. 4) Близок локоток, да не укусишь. 5) Ученье – путь к уменью. 5) Одна ласточка весны не делает. 6) Пустая бочка гремит громче. 7) Видит око, да зуб неймет.

Задание 3 Из приведённого двустишия Б.Л. Пастернака выпишите все словосочетания. А) Определите вид подчинительной связи выписанных словосочетаний. Б) Определите части речи в данном двустишии. И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.

ОТВЕТ 1)Слагаются навзрыд - вид связи – примыкание, грамм. значение – глаг. и его признак, (глаг.) + (нареч.). как? 2)Слагаются случайней - вид связи – примыкание, грамм. значение – глаг. и его признак, (глаг.) + (нареч.). как? 3)Слагаются вернее - вид связи – примыкание, грамм. значение – глаг. и его признак, ( глаг.) + (нареч.). 2. И (союз); чем (часть двойного союза – чем – тем); случайней (нар.); тем (союз); вернее (нар.); слагаются (глаг.); стихи (сущ.); навзрыд (нар.).

Задание 4 Недавно в городскую библиотеку поступило новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ. А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью; Б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью; В) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью; Г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью; Д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестами девяностами восемью.

ОТВЕТ Б) с семьюдесятью восемью (восьмью) тысячами четырьмястами девяноста восемью (восьмью).

Задание 5 Сколько раз в этих стихотворных отрывках встречается подчинительный союз что? 1) Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; Но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (И. А. Крылов); 2) Я знаю: век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днём увижусь я. (А. С. Пушкин); 3) Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. (М. Ю. Лермонтов); 4) Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало… (А. А. Фет). (А) один; (Б) два; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.

ОТВЕТ Г (четыре); в третьем четверостишие ЧТО является союзным словом (придаточное изъяснительное).

Задание 6 Вот несколько фраз, недавно прозвучавших в радиоэфире. Увы, только одна из них построена правильно. Какая? (А) Объясните людям о том, что им нужно делать. (Б) Выяснить о том, как попасть на площадь, мне не удалось. (В) Все признают о том, что политику этот император проводил диктаторскую. (Г) С удовольствием поделюсь с вами о том, как я провёл эти выходные. (Д) Рассказать о том, что произошло, мы попросили очевидца.

ОТВЕТ Д) Рассказать о том, что произошло, мы попросили очевидца.

Задание 7 Вставьте пропущенные знаки препинания. Объясните условия их постановки. 1.Мой слуга повар и спутник на охоте вошел в комнату согнувшись под вязанкой дров. (Купр.) 2.Через минуту Иван Маркович и Саша в пальто и шапках спускаются по лестнице. (Ч,) 3.Лишь только группа выйдя из сада на площадь поднялась на обширный царящий над площадью каменный мост Пилат оглядываясь сквозь прищуренные веки разобрался в обстановке. (Булг.) 4.С кем поведёшься от того и наберёшься.(русск.поговорка) 5.И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. (Булг.)

ОТВЕТ 1. Мой слуга¹, повар и спутник на охоте², вошел в комнату³, согнувшись под вязанкой дров выделение приложения; 3 – выделение причастного оборота. 2. Через минуту Иван Маркович и Саша¹, в пальто и шапках², спускаются по лестнице – обособлено определение, относящееся к имени собственному. 3.Лишь только группа¹, выйдя из сада на площадь², поднялась на обширный царящий над площадью каменный помост³, Пилат(4), оглядываясь сквозь прищуренные веки(5), разобрался в обстановке – выделен деепричастный оборот; 3 – отделяет главное предложение от подчинительного времени; 4 – 5 – выделение деепричастного оборота. 4.С кем поведёшься – от того и наберёшься. В бессоюзном предложении, если в первой части содержится условие совершения действия, то между частями ставится тире. 5. И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия:¹ из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. 1 – Ставится двоеточие между частями сложного бессоюзного предложения, т.к. вторая часть дополняет смысл первой.

Задание 8. Определите способ словообразования, используйте цифры для обозначения: 1) сложение - 1, 2) сращение - 2, 3) сокращение основы - 3, 4) бессуффиксный - 4, 5) переход в другую часть речи - 5. Слова: 1) больной, 2) пятидневка, 3)въезд, 4) быстрорастворимый, 5) зав.

Ответ 1) больной – 5 (переход в другую часть речи); 2) пятидневка – 1 (сложение); 3) въезд – 4 (бессуффиксный); 4) быстрорастворимый – 2 (сращение); 5) зав – 3 (сокращение основы).

Задание 9 Вставьте букву А или О. 1) Подг…реть, разг…раться, уг…реть, пог…рельцы, заг…р. 2) Кас…ться, прик…сновение, кас…тельная, прикас…ться, прик…снуться; 3) Разб…рать, уб…рите (мусор), соб…рать, наб…ри (номер), приб…рать; 4) Предл…гать, предл…жение, прил…гательное, прил…жение, изл…гать. 5) Р…стение, р…сток, прир…стать, отр…сль, отр…сток.

Ответ 1) Подгореть, разгореться, угореть, погорельцы, загар. 2) Касаться, прикосновение, касательная, прикасаться, прикоснуться; 3) Разбирать, уберите (мусор), собирать, набери (номер), прибирать; 4) Предлагать, предложение, прилагательное, приложение, излагать. 5) Растение, росток, прирастать, отрасль, отросток.

Задание 10 Переведите древнерусский текст, как вы его понимаете. Из какого древнерусского произведения взят отрывок? Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень и поеха по чистому полю. Солнце ему тъмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди; свистъ зверинъ въста, збися див, кличетъ връху древа, велитъ послушати - земли незнаеме.

Ответ Отрывок взят из древнерусского текста «Слово о полку Игореве». Игорь в стремя вступает тогда золотое,|Гонит полем коня своего,|Но зловещее солнце густой темнотою|Застилает дорогу его.|Ночь свирепой грозой на него завывает,|Спящих птиц на ветвях разбудив,|Свистом в стаи зверей по дубравам сбивает.||Дико кличет на дереве Див.||Злым предчувствием близкого горя тревожим,|Шлет он весть незнакомой земле…

Интеллектуальный марафон 2013 I тур Олимпиада по русскому языку и культуре речи Младшая школа

Задание 1 Отгадайте кроссворд «МОРФОЛОГИЯ».

Задание 2 Составь слово, если в нем : Корень – из слова сόня Окончание – из слова сорока Приставка – из слова беспримерный Первый суффикс - из слова компьютерный Второй суффикс - из слова медведица Ответ: бессонница.

Задание 3 Составьте словосочетания по предложенным схемам. Определите тип связи в словосочетаниях. Например: пора детства Пора детства – управление счастливая пора Счастливая пора - согласование

Задание 4 Найдите ошибки и недочёты в управлении слов со значением речи, мысли, чувства, передачи информации. Исправьте предложения. 1. Я признался маме обо всех своих двойках. 2. Я спросил Валеру, выдал ли он кому-нибудь о нашем секрете. 3. Горечь о том, что его не понимают, терзала его душу. 4. Я делюсь с другом обо всём, что со мной происходит. 5. Сколько можно делать вид о том, что нас это не касается!

Ответ Нарушения управления в русском языке 1) Я сказал маме ( о чем?) о своих двойках. 2) Я спросил Валеру, не выдал ли он кому- нибудь наш секрет. 3) Горечь от того, что его не понимают, терзала его душу. 4) Я делюсь с другом всем, что со мной происходит. Или - Я рассказываю другу всё, что со мной происходит. 5) Сколько можно делать вид, что нас это не касается.

Задание 5 Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения (по членам предложения), морфемный (выделить корень, приставку (если есть), суффикс, окончание) и морфологический (определить часть речи) разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания. Козятка нырво подзикала бузянясь отвызить ниндяврика.

Ответ подлеж. обст. сказуем. обстоят-во (дееприч. оборот)

Задание 6 Придумайте словосочетания, в которых следующие прилагательные употреблялись бы в прямом и в переносном значениях: 1) ледяной ледяная вода – ледяной прием; 2) мягкий мягкая походка – мягкий хлеб; 3) хрупкий хрупкий бокал – хрупкая девушка; 4) колючий колючий куст – колючий взгляд; 5) стальной стальная труба – стальные нервы.

Задание 7 Найдите лишнее слово в ряду родственных слов, выделите его корень. Подберите родственные слова к лишнему слову, следите за тем, чтобы значение слов в родственных словах не менялось. Например: Ушко, мушка, уши, подушка – лишнее слово мушка (муха, мушиный). А) Подводный, проводник, проводить (ток), проводка. Б) Летать, летний, лётчик, лётный. В) Носильщик, носит, поднос, носище. Г) Кормовой, кормушка, кормление, карман. Д) Дать, издание, издать, издательский.

Ответ А) Подводный, водный, вода. Б) Летний, лето. В) Носище, носик, нос, носовой. Г) Карман, карманный, кармашек. Д) Дать, передать, отдал.

Задание 8 Сколько общих звуков содержится в словах стог и гость? (А) 0; (Б) 1; (В) 2; (Г) 3; (Д) 4. ОТВЕТ:Б (1) [гост]- [сток]

Задание 9 1) Раскройте скобки, вставьте нужную букву. 2) Выделите грамматическую основу предложения. Запишите, чем выражено сказуемое? И царица х(А,О)х(А,О)тать, И плечами пож(Е,И)мать, И подмиг(И,Е)вать глазами, И пр(Е,И)щ(Ё,О)лкивать перстами, И вертет(Ь)ся, п(О,А)дбочась, Горд(А,О) в зерк(О,А)льце глядясь. (А.С.Пушкин).

Ответ Однородные сказуемые выражены инфинитивом. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. (А.С.Пушкин)

Задание 10 Слово сковорода рассыпали на буквы. Из этих букв сложили два других слова так, что неиспользованных букв не осталось. Какими могли быть эти слова? (А) сок + борода; (Б) совок + орда; (В) сова + город; (Г) дрова + коса; (Д) воск + колода.

Ответ (Б) совок + орда С К О В О Р О Д А

Спасибо за внимание!