11 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Данилюк Александр Ярославович Кондаков Александр Михайлович Тишков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Advertisements

Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
1 КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Презентация подготовлена к.п.н., доцентом С.Н.УСОВОЙ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
11 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Данилюк Александр Ярославович Кондаков Александр Михайлович Тишков.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Закон «Об образовании» Статья 12. Образовательные программы 1.Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
Комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ А.Я. Данилюк А.М. Кондаков В.А. Тишков.
Транксрипт:

11 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Данилюк Александр Ярославович Кондаков Александр Михайлович Тишков Валерий Александрович 2010

222 Общие положения Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации Законом Российской Федерации «Об образовании»

333 Социальные и моральные вызовы школьному образованию Морально-нравственная дезинтеграция общества. Низкий уровень доверия и социальной солидарности. Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта. Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения. Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций. Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования. Усиление миграционных процессов. Недостаточный уровень воспроизводства населения. Снижение физического, социального и психического здоровья населения.

444 Общие положения Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.

555 Общие положения Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально- ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту» (Л. С. Выготский)

666 Общие положения Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепция представляет собой ценностно- нормативную основу взаимодействия ОУ с другими субъектами социализации семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ

777 Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020

888 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Определяет: Систему базовых национальных ценностей. Современный национальный воспитательный идеал. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности.

9 Общие положения Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий: нация, национальное государство, национальное самосознание (идентичность), формирование национальной идентичности, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие, социализация, развитие, воспитание, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, духовно-нравственное развитие личности

10 Духовно-нравственное воспитание гражданина России Духовно-нравственное воспитание гражданина России – это педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно- смысловой сферы личности, посредством осознанного и последовательного принятия ею ценностей: семейной жизни. культурно-регионального сообщества. культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий. российской гражданской нации. мирового сообщества.

Глава1. Национальный воспитательный идеал в соответствии с национальным приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности; согласно Конституции Российской Федерации; согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6). 11

12 Воспитательные идеалы в истории России Средневековая Русь Воспитание православного русского человека, укорененного в духовных традициях христианства. Императорский период (XVIII в. – 1917 г.) Воспитание «человека государственного, слуги царю и Отчеству», отличающегося «беззаветным служением на благо и силу Отчества» (М.В.Ломоносов). Советский период (1917 – 1991гг.) Воспитание советского человека - строителя коммунизма. Постсоветский период (1991 – 2000 гг.) Свободная в самоопределении и развитии личность.

Идеал Целеустремленность Конкурентоспособность Толерантность Коммуникативность Инициативность Креативность, творчество Честность Ответственность Образованность доброта

14 Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России В ысоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России

15 Глава 2. Цель и задачи духовно- нравственного развития и воспитания Формирование у обучающихся: Личностной культуры Семейной культуры Социальной культуры

16 Личностная культура Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм. Осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности.

17 Семейная культура Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству. Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших. Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

18 Социальная культура Осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей. Вера в Россию. Забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание национального мира и согласия. Готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи. Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности. Способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию.

19 Глава 3. Духовно-нравственное развитие и воспитание духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно- исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

20 Сфера педагогической ответственности основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной пе­дагогики, собственного педагогического опыта, является педа­гогический коллектив общеобразовательного учреждения

21 в рамках общего образования осуществляется педагогически организованный процесс осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей : семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии; российской гражданской нации; мирового сообщества.

22 Глава 4. Базовые национальные ценности российского общества Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество

23 Патриотизм любовь к России к своему народу к своей малой родине служение Отечеству

24 Социальная солидарность свобода личная и национальная доверие к людям, институтам государства и гражданского общества справедливость, милосердие, честь, достоинство

25 Гражданственность служение Отечеству правовое государство гражданское общество закон и правопорядок поликультурный мир свобода совести и вероисповедания

26 Семья любовь и верность здоровье достаток почитание родителей забота о старших и младших забота о продолжении семьи

27 Здоровье духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье физическое здоровье человека здоровый образ жизни

28 Труд и творчество любовь к труду творчество и созидание целеустремленность и настойчивость

29 Наука ценность знания стремление к истине научная картина мира

30 Традиционные религии России представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности как основе межконфессионального диалога

31 Искусство и литература красота гармония духовный мир человека нравственный выбор смысл жизни эстетическое развитие этическое развитие

32 Природа эволюция родная земля заповедная природа планета Земля экологическое сознание

33 Человечество мир во всем мире многообразие культур и народов прогресс человечества международное сотрудничество

34 Базовые национальные ценности российского общества Определяют: идеологию содержания образования. основное содержание программ духовно- нравственного развития и воспитания молодых граждан России. содержание, формы и методы. педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.

35 Глава 5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания нравственный пример педагога; социально-педагогическое партнёрство; индивидуально-личностное развитие; интегративность программ духовно- нравственного воспитания; социальная востребованность воспитания.

36 Нравственный пример педагога Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

37 социально-педагогическое партнёрство выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ организация социально-педагогического партнёрства может осуществляться путём согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации

38 индивидуально-личностное развитие Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

39 интегративность программ духовно- нравственного воспитания Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию: истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; традиционных российских религий; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; периодической литературы, СМИ, отражающих современ­ную жизнь; фольклора народов России; общественно полезной и личностно значимой деятель­ности; учебных дисциплин; других источников информации и научного знания

40 интегративность программ духовно- нравственного воспитания Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно- нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

41 социальная востребованность воспитания Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка. Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России.

42 Цели педагогического образования Организация воспитательного процесса в системе «школа семья социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся. Тактические Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для работы по новым ФГОС общего образования. Стратегические Непрерывное образование педагогических кадров, способных обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся в соответствии с новыми ФГОС общего и профессионального образования.

43 Обсуждение стандарта на сайте standart.edu.ru