Ф ОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Блинова Ирина Леонидовна, учитель географии МБОУ «МПЛ 8» г. Псков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Ф ОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
У НИВЕРСАЛЬНЫЕ У ЧЕБНЫЕ Д ЕЙСТВИЯ © ГОКУ ЯО ВСШ г.Рыбинска.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
УУД (универсальные учебные действия) в широком значении: - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
П ОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. Учитель начальных классов МОУ Магнитная СОШ Гончарова М.И.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Транксрипт:

Ф ОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Блинова Ирина Леонидовна, учитель географии МБОУ «МПЛ 8» г. Псков

К УРС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАНИЯ В условиях обновления российского образования школа должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни Первым шагом реализации образовательной политики стало введение федеральных государственных образовательных стандартов

С ИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФГОС Стандарт второго поколения меняет представление об образовательных результатах и ориентирует педагога не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты ФГОС ставит задачу формирования и внедрения системно-деятельностного подхода, основной целью которого является развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности Системно-деятельностный подход позволяет обучающимся развивать способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения обучающимися социального опыта

П РИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : Развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу Проектирование пути реализации учебной задачи Контроль и оценка своих достижений

Достигается цель благодаря системе формирования универсальных учебных действий

Ч ТО ДАЮТ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ? Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты Создают условия развития личности на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование компетентностей в любой предметной области познания

Ш КОЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ ПОЗВОЛЯЕТ РАЗВИВАТЬ Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью Умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий Умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения

В АЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ ГЕОГРАФИИ формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета

П РЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «Г ЕОГРАФИЯ » 1 уровень – осознание роли географии в познании окружающего мира: объяснять роль различных источников географической информации 2 уровень - освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

3 уровень – использование географических умений: находить в различных источниках и анализировать географическую информацию составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы 4 уровень – использование карт как моделей: определять на карте местоположение географических объектов 5 уровень – понимание смысла собственной действительности : определять роль результатов выдающихся географических открытий использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Л ИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности Умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям Умение толерантно определять своё отношение к разным народам Умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности

М ЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «Г ЕОГРАФИЯ » ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) 1. Личностные 2. Регулятивные 3. Познавательные 4. Коммуникативные

Б ЛОК ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей Позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира

Л ИЧНОСТНЫЕ УУД установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для ученика учение» установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

В ИДЫ ЗАДАНИЙ участие в проектах подведение итогов урока творческие задания мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма самооценка события, происшествия дневники достижений

Б ЛОК РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Целеполагание и построение жизненных планов Регуляция учебной деятельности Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний Самоконтроль и самооценивание

Р ЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения Способствуют самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

5–6- Й КЛАССЫ Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта) Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

В ИДЫ ЗАДАНИЙ «преднамеренные ошибки» поиск информации в предложенных источниках взаимоконтроль

Б ЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Общеучебные действия Универсальные логические действия Действия постановки и решения проблем

П ОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий

5–6- Й КЛАССЫ Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и др.) Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность 5–6- Й КЛАССЫ

В ИДЫ ЗАДАНИЙ «найди отличия» (можно задать их количество) поиск лишнего упорядочивание «цепочки» составление схем-опор работа с таблицами составление диаграмм работа со словарями

Б ЛОК КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Межличностное общение - ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр. Кооперация - совместная деятельность - организация и планирование работы в группе, умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, решать конфликты Формирование личностной и познавательной рефлексии

К ОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками 5–6-й классы Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

В ИДЫ ЗАДАНИЙ составь задание партнеру отзыв на работу товарища групповая работа по составлению кроссворда «что такое, кто такой?» формулировка вопросов для обратной связи «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Э ТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ При формировании умений и навыков выделяются основные этапы: ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения тренировка в применении этого умения проверка владения и корректировка выполнения данного умения учениками умение применять действие в любых ситуациях

Ф ОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ГЕОГРАФИИ Организацион ный момент Познавательные: извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, формулировка темы урока Этап урока УУД

Ф ОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ГЕОГРАФИИ Актуализа ция знаний Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания Личностные: мотивация к познанию Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности Этап урока УУД

Изучение новой темы Познавательные: постановка проблемы, выбор источников информации анализ и обобщение фактов и явлений Выявлять причины и следствия явлений Личностные: мотивация к познанию Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи) Коммуникативные: доносить свою позицию до других, понимать другие позиции (взгляды, интересы) организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Ф ОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ГЕОГРАФИИ Подведение итогов Рефлексия учебной деятельности Познавательные: умение структурировать знания, презентовать их; составлять публичное выступление Коммуникативные: учет позиции других людей, умение выражать свои мысли Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка своей работы: достиг ли я своей цели? взаимооценка Этап урока УУД

К РИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УРОКА В РАМКАХ ФГОС 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие 3. Используются формы, методы и приемы обучения, повышающие активность учащихся в учебном процессе 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы

К РИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УРОКА В РАМКАХ ФГОС 5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика

К РИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УРОКА В РАМКАХ ФГОС 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока 10. Учитель принимает и поощряет собственную позицию ученика 11. Стиль, тон отношений на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик»

«Успех не приходит к тебе… ты идёшь к успеху» М. Коллинз