ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Фармацевтический колледж Гигиенические требования к организации учебного процесса в общеобразовательных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189 Зарегистрировано в Минюсте РФ N
Advertisements

СанПин С 1 сентября 2011г.. X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса.
Анализ санитарно- гигиенических требований к организации образовательного процесса младших школьников с точки зрения реализации ФГОС.
Организация деятельности ОУ в рамках СанПиН Краснодар 18 августа 2011 г. 18 августа 2011 г. Департамент образования и науки Краснодарского.
ЖУРАК АЛЕНА ГРУППА 211 ЛЕЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. * вводятся в действие с 1 сентября 2011 года. Санитарные правила устанавливают требования к:- размещению ОУ;-
Организация образовательного процесса в 1-х классах Краснодар 2012 г. Министерство образования и науки Краснодарского края.
Ваш ребенок- будущий первоклассник «Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности,
Власова И.В. – главный специалист УО г. Челябинска, Почетный работник общего образования Нормативно-правовое обеспечение организации образовательного процесса.
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ Султанова Регина, Луконина Ольга – ученицы 8 «А» класса лицея 123 Дёмского района г.Уфы Научный руководитель:
Г ИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬН ОГО ПРОЦЕССА Выступление Рыженковой Елены Юрьевны, учителя географии МБОУ НСОШ 1.
Новый САнПиН СанПиН "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
11 мая 2011 года. 1. Учебный план на учебный год 2. Особенности организации работы в 1 классе 3. Образовательная программа гг. 4.
СанПиН « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
СанПиН Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N Вступают в силу с 1 сентября 2011 года Новые санитарно - эпидемиологические.
« Здоровьесбережение в образовательном учреждении» подготовила учитель русского языка и литературы Филиппова М.М. и литературы Филиппова М.М. МБОУ «СОШ.
Закон «Об образовании в РФ» Устав ОУ Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно- эпидемиологические требования.
-учебные занятия проводятся только в первую смену; -5-дневная учебная неделя; -организация облегченного учебного дня в середине учебной недели; -проведение.
Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто Сократ Оздоровительная работа в начальной школе. Коррекция двигательных нарушений у младших школьников с.
Об организации образовательного процесса в учебном году (Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», СаНПиН "Санитарно- эпидемиологические.
Что важно знать родителям будущих первоклассников?
Транксрипт:

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России Фармацевтический колледж Гигиенические требования к организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях лекция 4 Лопатина Т.Н. Красноярск, 2013

План: Гигиенические требования к учебной нагрузке. Понятие об утомлении и переутомлении. Гигиенические требования компьютерных технологий обучения.

Гигиенические требования к учебной нагрузке (к режиму образовательного процесса) Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7- го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек. Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательном учреждении с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять: для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры; для обучающихся классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе; для обучающихся классов - не более 6 уроков; для обучающихся классов - не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; классов уроках; для обучающихся х классов - на уроках. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на уроках. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут. Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять %.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый); рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок; обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков не должна превышать 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающегося каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков - в классах.

В процессе выполнения работы происходит изменение физиологического состояния организма, которое называется утомлением. Утомление – естественное физиологическое состояние организма, является следствием любой работы и состоит в снижении функциональных возможностей и работоспособности. У школьников утомление развивается при интенсивной и длительной умственной деятельности. Утомление является защитной реакцией организма, охраняя его от чрезмерного истощения. С другой стороны, утомление – это стимулятор восстановительных процессов. Утомление – обратимо, прекращение деятельности приводит к восстановлению первоначального уровня физиологических функций. детский организм подвержен быстрому утомлению. Установлено, что в возрасте 5-7 лет дети могут сохранять активное внимание лишь в течение 15 минут, в 8-10 лет – 20 мин., лет – 25 мин, лет – 30 мин.

Утомление у детей развивается в 2 стадии: Ослабевает активное внутренне торможение, повышается возбудимость, появляется двигательное беспокойство; Ослабевают процессы возбуждения и усиливаются процессы торможения, происходит снижение силы, скорости и точности работы.

У школьников в процессе обучения м.б. не только утомление, но и переутомление. Переутомление вызывает более глубокие и стойкие изменения в организме при интенсивной и длительной работе на фоне неполного восстановления работоспособности. Начальные признаки переутомления: изменения в поведении школьника снижение успеваемости, потеря аппетита нервно-психические расстройства (плаксивость, раздражительность, нервные тики) При переутомлении возможны различные вегетативные расстройства, особенно сердечнососудистой системы. Признаки выраженного переутомления: резкое и длительное снижение работоспособности нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха) стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, ВСД) снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды и патогенных микроорганизмов.

Предупреждение переутомления – важная профилактическая задача в организованных коллективах детей всех возрастных групп. Главное условие ее решения – соблюдение рационального режима дня. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день - четверг или пятница. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в классах не должна превышать минут, в классах минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее см у обучающихся классов и не менее см - у обучающихся классов.

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления. Режим обучения и организации работы кабинетов с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во классах - 1,5 ч, в классах - 2 ч, в классах - 2,5 ч, в классах - до 3,5 ч. При проведении итоговой аттестации не допускается проведение более одного экзамена в день. Перерыв между проведением экзаменов должен быть не менее 2-х дней. При продолжительности экзамена 4 и более часа необходима организация питания обучающихся. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся х классов - более 1,5 кг, х классов - более 2 кг, х - более 2,5 кг, х - более 3,5 кг, х - более 4,0 кг.

Литература Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. М.: Медицина, с.: ил. (Учеб.лит. Для студентов старших курсов, интернов, клинических ординаторов медицинских вузов).