Подготовка к написанию сочинения по высказыванию на лингвистическую тему Учитель русского языка и литературы Королева Ольга Олеговна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Advertisements

Пишем сочинение на лингвистическую тему. Функции знаков препинания: 1.Выделительные 2.Разделительные.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка.
Готовимся к ЕГЭ Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Свечаревская С.А.
Подготовка к ГИА. 9 класс. Выполнение задания С2.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Зачем нужна пунктуация?
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
Восемнадцатое марта. Классная работа. Обучение написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация?»
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Вариант Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения : Вступление ( Беседа о лексике и грамматике ) Назвать лексическое и грамматическое явление.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА. Блок 1. Связь лексики и грамматики языка. Автор: Хохлова М.С., учитель.
КАК ЕГО НАПИСАТЬ?. План написания сочинения-рассуждения: 1.Вступление - тезис 2.Основная часть – 2 аргумента + примеры к ним 3.Заключение - вывод.
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043.
Сочинение на лингвистическую тему Демаковой Елизаветы.
Ученическая презентация Зачем нужна пунктуация?. Авторы работы: 1. Аверкина Анастасия 2. Евтеева Анна 3. Крысанов Андрей 4. Никишин Дмитрий 5. Юдина Яна.
Подготовка к сочинению- рассуждению. Задание С 2 ГИА.
Транксрипт:

Подготовка к написанию сочинения по высказыванию на лингвистическую тему Учитель русского языка и литературы Королева Ольга Олеговна

Внимание!!!! Образцы текстов сочинений представлены для анализа!!!

«Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение». И.Г.Милославский Первый этап создания сочинения: написание вступления.

1 вариант И.Г.Милославский утверждал, что «союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение». Известный лингвист имел в виду, что союзы – это слова, несмотря на то что они не употребляются самостоятельно, но имеют неизменяемую форму и свое значение. По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. Приведу примеры из текста В.Чаплиной.

2 вариант Высказывание лингвиста И.Г.Милославского я понимаю так. Союзы, несмотря на то что они не употребляются самостоятельно, - это все же слова, которые имеют неизменяемую форму и свое значение. По значению они делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. Приведу примеры из текста В.Чаплиной.

3 вариант Нельзя не согласиться с мнением известного лингвиста И.Г.Милославского, утверждавшего, что «союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение». Приведу примеры из текста В.Чаплиной.

4 вариант Союз – это слово, имеющее неизменяемую форму. Будучи служебной частью речи, он не называет явления действительности, а лишь указывает на отношения между ними. По значению и синтаксической функции союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Приведу примеры из текста В.Чаплиной.

Первый вариант подобранных аргументов: Во-первых, в предложении 3 находим сочинительный союз и, который, не употребляясь самостоятельно, исполняет свою функцию, имеет свое значение соединения однородных сказуемых «был» и «помогал». Во-вторых, в предложении 23 встречаем подчинительный союз условия «если», который соединяет в сложноподчиненном предложении главную и придаточную часть.

Известный лингвист И.Г.Милославский утверждал, что «союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение». Он имел в виду, что союзы – это слова, несмотря на то что они не употребляются самостоятельно, но имеют неизменяемую форму и свое значение. По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. Приведу примеры из текста В.Чаплиной. Во-первых, в предложении 3 находим сочинительный союз и, который, не употребляясь самостоятельно, исполняет свою функцию, имеет свое значение соединения однородных сказуемых «был» и «помогал». Во-вторых, в предложении 23 встречаем подчинительный союз условия «если», который соединяет в сложноподчиненном предложении главную и придаточную часть. Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста И.Г.Милославского справедливо.

«Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное значение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи». И.В.Артюшкова

Вопросительными называются предложения, в которых специальными языковыми средствами выражается стремление говорящего узнать что-л. или удостовериться в чем-л. Вопросительные предложения, таким образом, информируют о том, что хочет узнать говорящий. Характер искомых сведений может быть самым различным: это могут быть сведения о деятеле (Кто здесь сейчас разговаривал?), о месте действия (Ты была на пристани?), о цели (Зачем это ему понадобилось?), о ситуации в целом (Что- нибудь я забыл?; Есть у тебя время?).

С точки зрения характера ожидаемого ответа вопросительные предложения неоднородны: ответ может подтверждать или отрицать истинность чего-л. (- Завтра можете ко мне прийти? ответ: - Да или - Нет), либо сообщать новые сведения о чем- л. (Кто это? - ожидается ответ, содержащий новое сообщение, новые сведения).

Вопросительные предложения часто имеют субъективно-модальную окраску. В них может выражаться предположение (Опять будем встречать кого-нибудь?), неуверенность (Вы как будто змеям сочувствуете? Пришв.) и другие значения. По отношению к субъективно-модальным значениям вопросительные предложения проявляют избирательность: одни такие значения возможны во всех типах вопросительных предложений, другие - только в некоторых из них.

Вопрос может совмещаться также с теми значениями, которые обычно выражаются невопросительными предложениями. Так, вопрос Ведь ты домой идешь? содержит элемент утверждения; вопрос Молока не продашь ли, хозяюшка? (Тендр.) содержит просьбу; вопрос Почему бы не вспоминать почаще об этом опыте? (газ.) содержит совет.

Благодаря направленности на получение информации, вопросительные предложения выступают как первый компонент сочетания реплик, предназначенного для обмена информацией в диалоге. Во внутренней речи, в размышлениях вопрос может быть не ориентирован на получение непосредственного ответа: "Что в ней происходит? Как она думает? Как она чувствует? Хочет ли она испытать меня, или действительно не может простить? Не может она сказать всего, что думает и чувствует, или не хочет? Смягчилась ли она, или озлобилась?" - спрашивал себя Нехлюдов и никак не мог ответить себе (Л. Толст.).

Вопросы приобретают функцию: выделения темы дальнейшего сообщения : Про жизнь мою рассказать? образного воплощения внутренних размышлений героев и рассказчика: «Где оно, моё счастье? –думает Алёшка.- И когда оно появится? выражения эмоциональных оценок (желательности, удивления, недоумения, неуверенности, сомнения, возмущения и др.); Да как же ты живёшь? Риторические вопросы, весьма распространенные в разговорной речи, активизируют внимание слушающего, поэтому являются особо экспрессивным средством передачи информации.

1. Реплики дополняют друг друга и создают представление о предмете и поступке. (4) Нету, детки, Ивана Павловича, в больнице он, ногу ему повредило… (5) К-как повредило? Где? оторопели ребята. (6) В поездке вчера. (7)Пассажир какой-то упал между вагонами, поймался за скобу и орет. (8)Павлыч-то и полез человека спасать. (9)Выручил пассажира, а самому ногу и придавило, хозяйка высморкалась в передник. 2. Ответ выступает как возражение или новое толкование. (56) Ел, ел, аж опротивели. (57) Тезка, не ври. (58)Сколько раз я тебе говорил, что вранье последнее дело. (59) Я и не вру. (60) Нет, врешь. (61)Это первые ягоды, и в такую пору полный стакан набрать не так просто. 3. Вопрос и ответ разъясняют исходное утверждение. (14) Вань, а земляника поспела? вдруг тихо спросила она. (15) А я откуда знаю? (16)Не до земляники сейчас. (17) Ты не сердись. (18)Я это вот к чему. (19)Если поспела поплывем за реку, наберем и дяде Соломину отнесем.

Люди постоянно задают друг другу множество вопросов. И это неудивительно: вопросы – двигатель человеческого познания. Как правило, вопросы, оформленные в виде вопросительных предложений, употребляются при разговоре двух лиц, то есть в диалоге. Именно об этом и говорит в своем высказывании И.В.Артюшкова. Приведу примеры из текста Е.А. Ранневой. Так, в предложении 30 мать спрашивает у дочери, успокоилась ли она. Это вопросительное предложение относится к группе вопросов, на которые ожидают услышать в диалоге утвердительный или отрицательный ответ. А вот в предложении 31 мама задает вопрос дочке в форме вопросительного предложения, на который не ожидает ответа: «Сколько можно таскать в дом этих заразных кошек?» Таким образом, права И.В.Артюшкова, утверждавшая, что «сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи».

«Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек». М.А.Рыбникова

Основной единицей русского языка является слово. Слово всегда имеет две стороны: внешнюю, т.е. форму – звуковую оболочку ( в устной речи) или буквенный вид ( на письме), и внутреннюю, т.е. лексическое значение, семантику. Корень (или сочетание корней) образует смысловое ядро и структурный организующий центр слова.

Корневые морфемы, или корни, это обязательная часть слова. В знаменательных словах с непроизводной основой лексическое значение корня совпадает с его общим лексическим значением: лес- и лес, нес- и несут, син- исиний, там, фрау.

Корень структурное ядро слова, носитель его главного лексического значения и одновременно общая часть родственных слов: снег, снеж-н(ый), снег-ов-ик, снег- ов(ой), снег-о-пад, снег-урк(а), снеж-ок, снеж-инк(а). В словах с производной основой корень является носителем части лексического значения слова: при-гор-ок, вод-ян-ист-ый. Слова служебных частей речи состоят только из корней: для, либо, но, только.

Если значение слова прямо указывает на предмет, действие, явление, то такое значение называют прямым: корень петрушки, корень зуба, корень дерева. Если прямое значение слова переносят на другой предмет, то такое значение называют переносным: корень рода, корень зла. В повседневной речи человек постоянно употребляет слова в переносном значении: золотая осень, давление падает, серебряный голос, легкий характер. Поэты и писатели пользуются особой выразительностью переносного значения слова, создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, эпитет, олицетворение. Это помогает им ярко, неожиданно выразить свои мысли и чувства: Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова... (С. Есенин.)

М.А.Рыбникова утверждала: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек». Это выражение я понимаю так: именно в корне слова заключено его значение. Найти корень - это понять, что обозначает слово. Приведу примеры из текста Н. Васильевой. Во-первых, в предложении 45 нахожу слово «хозяйка», затаенный смысл которого заключается в корне «хозяй», обозначающем «жена хозяина». От этого слова можно образовать однокоренные слова « хозяйский», «хозяева». Во-вторых, в предложении 7 встречаю слово «домик». Ищу корень при помощи подбора однокоренных слов. Им оказывается морфема «дом», которая, как огонек в фонаре, проясняет затаенный смысл слова «жилище». Таким образом, могу сделать вывод, что утверждение лингвиста М.А. Рыбниковой справедливо.

Я полностью согласен с мнением М.Рыбниковой о том, что "найти корень слова - это значит найти его внутренний затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк". Невозможно представить нашу письменную и устную речь без слов, в которых не было бы корня. Люди просто бы не понимали друг друга. Ведь в каждом слове есть "затаенный смысл". Возьмем, например, слово солнце. Что же оно означает? С одной стороны, это светило, вокруг которого вращается наша Земля. Оно излучает тепло. И тут же мы можем сказать о человеке, что он "солнце", то есть дарит людям тепло, добро. А сколько других прекрасных слов можно образовать от этого корня: солнечный, солнышко, даже подсолнух. Солнце - своеобразный фонарь, а слова, которые от него образуются - огоньки. И то, и другое украшает нашу речь. Так можно сказать о любом слове нашего прекрасного русского языка. Таким образом, М.Рыбникова абсолютно права.

«Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Д.С.Лихачев

Язык является орудием выражения мыслей и чувств и служит важнейшим средством общения людей. Он образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать об умственном развитии, моральном облике и характере человека

Лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.

Прочитав выдержку из небольшого рассказа С.Сергеевой о несчастной Жульке, потерявшей хозяина, я сначала даже не понял, как согласуется данное повествование с заданием раскрыть смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». С первого взгляда – никак! Однако при более глубоком размышлении, представив себя на месте несчастного животного, не понимающего человеческой речи, но чувствующего на уровне природного инстинкта угрозу или доброту, я смог сформулировать появившиеся мысли. Из уст бабульки с «неожиданно звучным голосом» мы с Мариной узнаем, что «щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами» три месяца тому назад потеряло единственного в своей жизни хозяина (Иван Матвеевич умер). Но никому из соседей не пришло в голову приютить обездоленное животное, да хоть той же бабульке. А вот «молодая женщина», впервые увидевшая маленькую собачку, тут же ее покормила «докторской» колбасой, оставшееся после обеда. Более того, приобрела в ветеринарном магазине «шампунь, расческу, витамины, лекарства и другие мелочи». Привела Жульку к себе в дом со словами: «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся». И хотя от первого прикосновения новой хозяйки собачка вздрогнула, почему-то есть полная уверенность в том, что им вдвоем будет очень хорошо! Ведь не случайно Марина этой ночью спала особенно чутко, «прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре». А Жульке наконец возможно снились, «просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.

Отсутствие комментария и речевое оформление «преамбулы» к последующему рассуждению свидетельствуют о том, что учащийся не смог проникнуть в смысл высказывания Д.С. Лихачёва. Рассуждения экзаменуемого не могут квалифицироваться как иллюстрация исходного тезиса. Аргументы отсутствуют. Рассуждения учащегося не содержат комментариев речи персонажей текста.

Не секрет, что манера общаться, а также используемые слова позволяют судить о характере человека. Когда человек приводит бездомную собаку к себе домой и говорит, «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся», по таким словам можно судить о доброте и искренности, желании помочь ближнему. Чувствуется, что в этот момент одинокая женщина обрела себе друга, о котором будет заботиться, кормить, ухаживать, разделять с питомцем все радости и невзгоды. По словам пожилой женщины, обращенным к молодой незнакомке «Родственников у умершего Матвеевича не было, а Жулька (собачка) осталась на улице», можно судить о том, что бабульке было жаль оставшуюся без хозяина собачку, но помочь ей не было возможности. Она понимала, что привыкшая к домашней жизни собачка не сможет выжить на улице, и потому всячески старалась помочь осиротевшему бездомному существу обрести нового хозяина.

Учащийся прокомментировал слова Д.С. Лихачёва, трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания. Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено. Но приведен только один аргумент. Во втором абзаце сочинения комментарий фразы из текста: «Родственников у умершего Матвеевича не было, а Жулька (собачка) осталась на улице» не соответствует процитированному фрагменту.

Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит», – утверждал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Действительно, в речи отражается душа человека, все его мысли и чувства. Марину до глубины души тронули слова незнакомой пожилой женщины, которая рассказала историю глубокой привязанности друг к другу человека и собаки. Эта женщина смогла подобрать именно те слова, идущие из глубины ее доброго сердца, которые растревожили привычный мир Марины и заставили ее совершить человечный поступок. Бабушка не может остаться равнодушной и к судьбе собачонки, оставшейся без хозяина. И в коротком рассказе о взаимоотношениях хозяина и собачки она сумела выделить главную особенность отношения Ивана Матвеевича к своей питомице – восприятие спасенного щенка как существа, нуждающегося в заботе и ласке не меньше, чем человек: «как младенца, из бутылочки выкормил». И сама бабушка говорит о собачке как о существе, нуждающемся в заботе: чаще называет ее не привычной для маленьких собачонок кличкой: «Жулька», а ласково и уважительно: «Жуля».

Автор дает возможность высказаться персонажу всего в двух репликах, но и этого достаточно, чтобы в глазах читателя «бабулька» стала сердечной пожилой женщиной, которая высоко ценит способность любить и быть преданным, внимательно и уважительно относится и к людям, и к животным. И о другом персонаже, проявившем участие к судьбе собачки, мы получаем представление и по поступкам, и по речи. Марина разговаривает с собачкой, как с человеком, обращается к ней, как к много пережившему собеседнику, задает ей вопросы, рассказывает о себе. Да, очень важно уметь прислушиваться и к тому, что говорит собеседник, и к тому, как он говорит, ведь речь человека – это зеркало, в котором отражается его внутренний мир.

Трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания. Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено. Роль речевой характеристики в понимании характера персонажей текста доказана верно с двумя отобранными для иллюстрации примерами.

Как говорит человек? Что понимать под вопросом «как»? Что можно сказать о человеке по его речи? В тексте говорят двое: бабулька, каких можно встретить в наших дворах и молодая женщина. Речь старушки простая, но наполнена жалостью: «Плохо стало без Ивана Матвеича … Жуля всегда рядом с ним была, у него кроме нее никого не было и у Жули кроме него – никого». Речь женщины короткая: «Вот колбаса, вот булочка. Ешь. Ты любишь сдобные булочки?» Они по-разному говорят, по-разному думают, но очень схожи в сострадании к обездоленной собачке. Тут слышится голос еще одного человека. Это автор этого рассказа. С какой болью он описывает собачку: «Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами». И с какой радостной надеждой описывает ее, уже обретшую свой дом: «Что ей снилось? … просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога». Итак, мы услышали трех людей: простую старушку, образованную женщину и писателя. Что в их речи раскрыло для нас их моральный облик, их характер? Все. Как говорят эти люди, как они относятся друг к другу и собачке. Все передала их речь – жалость и любовь ко всем несчастным животным, лишенным крова и поддержки со стороны человека. И мы друзья, мы соратники этим людям, в их чувствах и добрых делах.

Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено (см. последний абзац). Очень интересное сочинение с точки зрения приведенных примеров. Ученик характеризирует речь еще одного человека – автора текста. Таким образом, в сочинении приведено 3 аргумента.

«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». М. Е. Салтыков-Щедрин

Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли.

Лексическое и синтаксическое явления, обоснование пунктограммы.

Пунктуация - это 1) система знаков препинания 2) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме. Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков. Знаки препинания обеспечивают пишущему и читающему однозначное понимание предложения и текста.

1.Разделительные 2.Выделительные 3.Знаки конца предложения.

1. Вводные слова 2. Причастные обороты 3. Деепричастные обороты 4. Обособленные дополнения 5. Уточняющие члены 6. «» выделяют прямую речь

1. Точка, знак вопроса, восклицательный знак, многоточие ставятся в конце предложения, они помогают понимать текст, читая его с правильной интонацией. 2. Запятая разделяет однородные члены, простые предложения в составе сложного. 3. Тире разделяет подлежащее и сказуемое; прямую речь и слова автора, простые предложения в составе сложного. 4. Двоеточие разделяет обобщающие слова и однородные члены; слова автора и прямую речь; простые предложения в составе сложного. 5. Точка с запятой разделяет простые предложения в составе сложного.

1. Читаю высказывание «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин 2. Выделяю ключевые слова

«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются»,- говорил Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Я согласен с мнением писателя и попробую доказать это на примерах из прочитанного текста.

Знаки препинания выполняют различные функции. Во-первых, в предложении 1 запятыми выделено вводное слово, которое выражает сомнение говорящего. Во-вторых, запятая может разделять простые предложения в составе сложного. (Предложения 4, 5.) В-третьих, запятые обособляют деепричастный оборот, конкретизируя описание действия : «Устав бродить, он лег под одним из громадных деревьев».

Вариант 1. Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что знаки препинания помогают правильно сформулировать мысль. Вариант 2. Таким образом, знаки препинания помогают правильно сформулировать мысль и «охотно ей повинуются».

1. В конце предложения ставится …, … или … Эти знаки препинания обозначают границу предложения. Следовательно, они … предложения в тексте, помогая точно понимать написанное и читать текст с нужной интонацией. (пример из текста) 2. В простом предложении встречаются такие знаки препинания: тире, …Они либо разделяют, например …члены предложения, либо выделяют, например вводные слова, …. Это позволяет … интонационно выделить….. (пример из текста). 3. Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга запятой. Благодаря этому легче воспринимается мысль, выраженная в … предложении. (Пример из текста) 4. В предложениях с прямой речью двоеточие разделяет слова автора и прямую речь, а кавычки выделяют прямую речь. Эти знаки помогают пишущему выразить, а читающему понять основную мысль. (пример из текста)

Синтаксис и грамматика, как утверждал Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, помогает в тексте выразить мысль без утайки, во всей ее полноте, правильно и точно. Правильно оформленная мысль посредством точно подобранных средств грамматики и синтаксиса. Например, в тексте Т. Устиновой предложение 18 является восклицательным. Речь в этом предложении идет о мальчике Тимофее с непростой судьбой. Поэтому произносится данное восклицательное предложение с предельной эмоциональностью, которая передает переживания самого автора за ребенка. Предложение 23 синтаксически оформлено, как вопросительное, оно использовано для того, чтобы передать смысл поступка Маши, ведь Тимофей понимает истинную причину того, почему она не может его взять с собой. Предложение 36, 38 и 39 являются односоставными по своей структуре и безличными, к тому же и повтор слова больше здесь позволяет говорить о той безысходности и печали, которая поселилась в душе мальчик, на долю которого выпали несчастья. Тимофей поистине одинок и несчастен, в предложении 41 это подчеркивается эпитетом равнодушное, которое использует автор произведения. Использование однородных обстоятельств лежа и глядя также служат этой цели. Одиночество и беспредельная тоска охватывает героя. Образы природы здесь также отчетливо передают настроение и самого Тимофея. Мысль автора о том, что герой несчастен, одинок очень точно передается в этом тексте до читателя именно с помощью синтаксиса и грамматики, как и утверждал еще в 19 столетии М.Е. Салтыков-Щедрин.

Еще в XIX веке М.Е. Салтыков-Щедрин писал о том, что мысль себя формирует во всей полноте, без утайки, именно поэтому она легко находит для себя ясное выражение, а грамматика, синтаксис и знаки препинания ей охотно повинуются. Нельзя не согласиться, что нормы грамматики и синтаксиса, а, кроме того, правила пунктуации дают возможность пишущему наиболее четко, полно и внятно выразить свою мысль. Например, в тексте Т. Устиновой о непростой судьбе мальчика Тимофея предложение 18 является восклицательным. Значит, оно произносится с особой интонацией, как можно эмоциональнее. Таким способом автор подчеркивает то, что Тимофей оскорблен и унижен предложением Маши съесть ее мороженое, этот поступок мальчик воспринимает как подачку. Позже Маша выходит замуж и собирается уехать. Прощаясь с Тимофеем, она говорит ему, что хотела бы забрать его с собой, однако не может этого сделать. «Ты понимаешь?» спрашивает Маша мальчика (предложение 23). Вопросительное предложение используется ею для того, чтобы убедиться, что Тимофей понимает причину разлуки. Таким образом, М.Е. Салтыков-Щедрин был абсолютно прав, утверждая, что грамматика, знаки препинания и синтаксис «повинуются» мысли.