Теория медиа Кирия И.В.. 2.4 Политическая экономия коммуникаций Подход, культурный империализм и критика глобализации, матрица Север/Юг, Новый мировой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание теории трудовой стоимости и предельной полезности.
Advertisements

Уровень жизни – важнейший показатель и результат экономической жизни общества Как добиться высокого уровня развития и процветания? Уровень жизни – степень.
До середины 20 века анализ МРТ и международной торговли проводился главным образом в рамках концепций, так или иначе «завязанных» на сравнительных преимуществах.
Роль бренд-менеджмента. Мир рынка – это мир потребления, где жесткая конкуренция и снижение жизненного цикла товаров приводит к краху те товары и компании,
ТЕМА 1.13 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПЛАНИРОВАНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Лекция 10.
Тема 5 Структура управления организацией 1. Управленческие решения и их виды 2. Эффективность решения 3. Принципы принятия решения 4. Особенности методов.
Рынок : содержание, сущность, категории, типология, структура и инфраструктура.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Рыночная экономика
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Маркетинг в страховании.. Термин «маркетинг» означает систему мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения.
Адам Смит Теория трудового общества Смита
Принципы действия хозяйствующих субъектов экономики. Кривая производственных возможностей.
Экономика и её основные участники План. 1 Что такое экономика? 2. Зачем нужна экономика 3. Основные участники экономики.
Концепция маркетинга Выполнила Хропина Ольга. Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы на настоящие и будущие нужды покупателей и создания приемлемого.
LOGO Социальная и экосоциальная рыночная экономика.
Концепция маркетинга Выполнил Рафиков Эмиль. Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы на настоящие и будущие нужды покупателей и создания приемлемого.
Выполнил студент группы 2511 Двуреченский А.А.. Современная рыночная экономика представляет собой смешанную экономику, в которой механизм рыночной саморегуляции.
Подготовил : Толок Алексей и команда 5. - технологическую революцию ; - концентрацию и централизацию капитала ; - интеграцию международного бизнеса ;
Макроэкономика Нимерницкая И. А. ЦСТАиПО «Ясенево» 2013.
Транксрипт:

Теория медиа Кирия И.В.

2.4 Политическая экономия коммуникаций Подход, культурный империализм и критика глобализации, матрица Север/Юг, Новый мировой порядок в сфере информации и коммуникации, теории культурных благ, теория культурных индустрий, коммодификация, критика информационного общества

2.4.1 Основные особенности группы теорий Самая распространенная группа современных теорий коммуникации. Самая распространенная группа современных теорий коммуникации. Политэкономия – порождение классической школы экономистов (Д. Рикардо и К. Маркс). Политэкономия – порождение классической школы экономистов (Д. Рикардо и К. Маркс). Критическое отношение к «симплистским концепциям» эмпириков, и чистых экономистов. Критическое отношение к «симплистским концепциям» эмпириков, и чистых экономистов. Изучение властных отношений и их структурации и влияния. Изучение властных отношений и их структурации и влияния. Продолжение «критической теории». Продолжение «критической теории». Изучение макро уровня (группы, стратегии, властные взаимоотношения), меньшее внимание потребителю. Изучение макро уровня (группы, стратегии, властные взаимоотношения), меньшее внимание потребителю.

Политэкономия СМИ (определение) Политэкономия (2 определения) – 1) изучение общественных отношений, особенно в сфере власти, которые совместно формируют производство, распределение и потребление ресурсов 2) Изучение контроля и выживания в общественной жизни. Политэкономия (2 определения) – 1) изучение общественных отношений, особенно в сфере власти, которые совместно формируют производство, распределение и потребление ресурсов 2) Изучение контроля и выживания в общественной жизни. Политэкономия коммуникации: занимается исследованием «отношений между производством, распределением и потреблением коммуникационных продуктов в культурном и историческом контексте. Политэкономия коммуникации: занимается исследованием «отношений между производством, распределением и потреблением коммуникационных продуктов в культурном и историческом контексте.

Карта группы теорий политэкономии

Генезис политэкономии коммуникаций 1930-е – пращуры, критическая теория е – пращуры, критическая теория е – первые теории «культурного империализма». Попытка задуматься о причинах и поставить вопрос о неравномерности информационных ресурсов в мире е – первые теории «культурного империализма». Попытка задуматься о причинах и поставить вопрос о неравномерности информационных ресурсов в мире е – политические дебаты на тему «неравномерности потока информации» е – политические дебаты на тему «неравномерности потока информации» е – попытка задуматься о «культурных индустриях» и уйти от их констатации в сторону выявления их свойств е – попытка задуматься о «культурных индустриях» и уйти от их констатации в сторону выявления их свойств е – в чем суть медиакапитала? Идеологическая сверхприбыль. Манипуляция через собственность е – в чем суть медиакапитала? Идеологическая сверхприбыль. Манипуляция через собственность е – новая картография коммуникационных потоков и «культурная зависимость» е – новая картография коммуникационных потоков и «культурная зависимость» е – от «культурных индустрий» к «индустриям содержания» е – от «культурных индустрий» к «индустриям содержания» е – структура медиакапитала е – структура медиакапитала.

2.4.2 Суть культурного доминирования Уход от универсализма Маркса Уход от универсализма Маркса Концепция «центра» и «периферии». Концепция «центра» и «периферии». Концепция «свободного потока информации» и борьба информационных интересов в перспективе «холодной войны». Концепция «свободного потока информации» и борьба информационных интересов в перспективе «холодной войны». Культурный империализм Г. Шиллера. Культурный империализм Г. Шиллера. Политическая составляющая дебатов Север/Юг Политическая составляющая дебатов Север/Юг Пересмотр концепции культурного империализма и новая картография. Пересмотр концепции культурного империализма и новая картография. Доминирование и составляющая Запад/Восток. Доминирование и составляющая Запад/Восток.

Универсализм Маркса К. Маркс предполагал, что капитализм представляет собой саморазрушающуюся систему: с дальнейшим развитием эта система обостряет социальные противоречия, которые приводят к ее саморазрушению. К. Маркс предполагал, что капитализм представляет собой саморазрушающуюся систему: с дальнейшим развитием эта система обостряет социальные противоречия, которые приводят к ее саморазрушению. Маркс полагал, что каждое общество развивается в соответствии с законом изменения «общественных формаций». Маркс полагал, что каждое общество развивается в соответствии с законом изменения «общественных формаций». Историки и культурологи противопоставили такой модели видение очень разного развития капитализма и разного характера его эволюции. «Развитие недоразвития». Единицей измерения капитализма становится не «национальное общество», а «мировое общество» (Поль Баран,1957). Историки и культурологи противопоставили такой модели видение очень разного развития капитализма и разного характера его эволюции. «Развитие недоразвития». Единицей измерения капитализма становится не «национальное общество», а «мировое общество» (Поль Баран,1957). Фернан Бродель предлагает модель «мировой экономики» и выделяет три элемента: центр (полюс), промежуточные зоны и широкие зависимые от центра периферии. Распределение труда «неравномерный обмен». Фернан Бродель предлагает модель «мировой экономики» и выделяет три элемента: центр (полюс), промежуточные зоны и широкие зависимые от центра периферии. Распределение труда «неравномерный обмен».

Борьба в условиях холодной войны Концепция свободного потока информации (free flow of information) – американский госдеп середины ХХ в. Попытка распространить неолиберальный экономический подход в области информации. Концепция свободного потока информации (free flow of information) – американский госдеп середины ХХ в. Попытка распространить неолиберальный экономический подход в области информации. Две цели: снятие барьеров на экспорт американской культурной продукции (50-е годы – начало выхода американского кино на мировой рынок), возможность на межд. уровне препятствовать «глушению радиостанций» в СССР. Две цели: снятие барьеров на экспорт американской культурной продукции (50-е годы – начало выхода американского кино на мировой рынок), возможность на межд. уровне препятствовать «глушению радиостанций» в СССР. Одновременно с этим появляется «Глобализация рынков». Концепция мировой экономики и мировой модернизации как «идеология потребления» в противостоянии с «красной заразой». Одновременно с этим появляется «Глобализация рынков». Концепция мировой экономики и мировой модернизации как «идеология потребления» в противостоянии с «красной заразой». СССР в свою очередь отстаивает идею «информационного невмешательства». Схватка на международном уровне (ОБСЕ и попытка протащить в 1975 г. доктрину «свободного потока»). СССР в свою очередь отстаивает идею «информационного невмешательства». Схватка на международном уровне (ОБСЕ и попытка протащить в 1975 г. доктрину «свободного потока»). Актуальный вопрос: американские радиостанции под прикрытием (Свобода и Свободная Европа) и американские официальные радиостанции (Голос Америки). Актуальный вопрос: американские радиостанции под прикрытием (Свобода и Свободная Европа) и американские официальные радиостанции (Голос Америки).

Глобальная информация Американская эмпирическая социология идет на поводу у политиков. Американская эмпирическая социология идет на поводу у политиков. Пол Лазарсфельд предлагает новый предмет для изучения «международная коммуникация» (советская журналистика работала в этом поле, конкурируя с США). Пол Лазарсфельд предлагает новый предмет для изучения «международная коммуникация» (советская журналистика работала в этом поле, конкурируя с США). Д.Лернер руководит исследованием по заказу «Голоса Америки» - влияние международных радиостанций на население третьего мира. The Passing of Traditional Society : Modernizing the Middle East – книга 1958 года. С его точки зрения, глобальная культура противостоит традиционной с целью модернизации обществ, которые до сих пор строились на традиционной культуре. Главным агентом создания условий «модернизации» Лернер называет масс-медиа. Д.Лернер руководит исследованием по заказу «Голоса Америки» - влияние международных радиостанций на население третьего мира. The Passing of Traditional Society : Modernizing the Middle East – книга 1958 года. С его точки зрения, глобальная культура противостоит традиционной с целью модернизации обществ, которые до сих пор строились на традиционной культуре. Главным агентом создания условий «модернизации» Лернер называет масс-медиа. Итьель Де Сола Пул подчеркивает значимость американской коммерческой модели СМИ для распространения нового образа жизни. Американская модель, с ее точки зрения, оправдала себя тем, что «научилась создавать программы, которые нравятся всем». Итьель Де Сола Пул подчеркивает значимость американской коммерческой модели СМИ для распространения нового образа жизни. Американская модель, с ее точки зрения, оправдала себя тем, что «научилась создавать программы, которые нравятся всем». Все это проводилось под эгидой Массачусетского Технологического Института (MIT). Причем ранние работы ученых спонсировались ЦРУ. Все это проводилось под эгидой Массачусетского Технологического Института (MIT). Причем ранние работы ученых спонсировались ЦРУ. Вдохновленный Эверетт Роджерс пишет «Диффузию инноваций». Вдохновленный Эверетт Роджерс пишет «Диффузию инноваций».

Культурный империализм Г. Шиллера Герберт Шиллер, Mass communication and American Empire (1969) и Communication and Cultural Domination, Герберт Шиллер, Mass communication and American Empire (1969) и Communication and Cultural Domination, В первой книге Шиллер пишет, что Америка встала на путь «глобального лидерства», и ее стратегией стало навязывание идеологии миру под прикрытием неолиберальной доктрины «свободного потока информации». В первой книге Шиллер пишет, что Америка встала на путь «глобального лидерства», и ее стратегией стало навязывание идеологии миру под прикрытием неолиберальной доктрины «свободного потока информации». Во второй книге этот процесс получает четкое название «культурный империализм». Целью такой стратегии, как полагает Шиллер, является погружение обществ в мировую социальную систему. Распространение западной идеологии при помощи СМИ в отсталых странах. Во второй книге этот процесс получает четкое название «культурный империализм». Целью такой стратегии, как полагает Шиллер, является погружение обществ в мировую социальную систему. Распространение западной идеологии при помощи СМИ в отсталых странах. После исчезновения колоний как формальной системы доминирования, возникает целая паутина «неформальных средств доминирования», важнейшими из которых являются СМИ. После исчезновения колоний как формальной системы доминирования, возникает целая паутина «неформальных средств доминирования», важнейшими из которых являются СМИ. Самым мощным средством влияния и «доминирования» являются не сообщения СМИ, а технологии, поскольку они претендуют на нейтралитет. Самым мощным средством влияния и «доминирования» являются не сообщения СМИ, а технологии, поскольку они претендуют на нейтралитет. Мера противостояния, которую предлагает Шиллер, – национальная политика в области коммуникации и «защита национальной идентичности». Мера противостояния, которую предлагает Шиллер, – национальная политика в области коммуникации и «защита национальной идентичности».

В начале 1970-х, вслед за провозглашением «нового экономического мирового порядка», некоторые неприсоединившиеся страны стали требовать «нового мирового порядка информации и коммуникации» с призывом - деколонизировать информацию, передаваемую 5 мировыми агентствами. В начале 1970-х, вслед за провозглашением «нового экономического мирового порядка», некоторые неприсоединившиеся страны стали требовать «нового мирового порядка информации и коммуникации» с призывом - деколонизировать информацию, передаваемую 5 мировыми агентствами. Дебаты в ЮНЕСКО в 1974 г. Каарл Норденстренг и Тапио Варис из Университета Тампере производят по заказу организации исследование «Телевидение – улица с односторонним движением». Вывод: наблюдается однонаправленный поток экспорта продукции мирового ТВ. Основы центры экспорта – США ( тыс. часов программ), Великобритания (30 тыс. часов) и Франция (15-20 тыс. часов). Дебаты в ЮНЕСКО в 1974 г. Каарл Норденстренг и Тапио Варис из Университета Тампере производят по заказу организации исследование «Телевидение – улица с односторонним движением». Вывод: наблюдается однонаправленный поток экспорта продукции мирового ТВ. Основы центры экспорта – США ( тыс. часов программ), Великобритания (30 тыс. часов) и Франция (15-20 тыс. часов). Дебаты о «неравномерных потоках» напрямую не касались СССР, поэтому он стремился использовать выгодную ситуацию, чтобы в очередной раз попытаться продавить доктрину «информационного невмешательства» (в начале 1970-х начались дебаты о принципах спутникового вещания – куда более потенциально опасный вид медиа). Дебаты о «неравномерных потоках» напрямую не касались СССР, поэтому он стремился использовать выгодную ситуацию, чтобы в очередной раз попытаться продавить доктрину «информационного невмешательства» (в начале 1970-х начались дебаты о принципах спутникового вещания – куда более потенциально опасный вид медиа) – в Юнеско создается специальная комиссия под председательством директора Эмнести Интернешнл Шона Макбрайда, которая в 1980 выпускает доклад «Единый, но многоголосый мир» – в Юнеско создается специальная комиссия под председательством директора Эмнести Интернешнл Шона Макбрайда, которая в 1980 выпускает доклад «Единый, но многоголосый мир» Политический контекст

Новый мировой порядок Разрыв в производстве информации между странами Севера и странами Юга (выражаемый в небольшом количестве газет, телеканалов, радиоприемников на душу населения). Разрыв в производстве информации между странами Севера и странами Юга (выражаемый в небольшом количестве газет, телеканалов, радиоприемников на душу населения). Установка оборудования и инфраструктуры мультинациональными компаниями и правительствами. Критика «модернизационной политики». Установка оборудования и инфраструктуры мультинациональными компаниями и правительствами. Критика «модернизационной политики». Направленность информации в одну сторону. Направленность информации в одну сторону. Неравный обмен создает вертикальный контроль внутри стран. Неравный обмен создает вертикальный контроль внутри стран. НМПИК превратил Юнеско в диалог глухих. США критиковали доклад за чрезмерное увлечение критикой «капитала» и отсутствие упоминаний о доктрине свободного потока. НМПИК превратил Юнеско в диалог глухих. США критиковали доклад за чрезмерное увлечение критикой «капитала» и отсутствие упоминаний о доктрине свободного потока. СССР гнул свою линию на защиту внутренних границ от посягательств международного телерадиовещания. СССР гнул свою линию на защиту внутренних границ от посягательств международного телерадиовещания. Страны третьего мира выступали за «культурную эмансипацию» от обоих блоков, скрывая за этим явное желание ничего не менять в собственных системах информации (включая цензуру). Страны третьего мира выступали за «культурную эмансипацию» от обоих блоков, скрывая за этим явное желание ничего не менять в собственных системах информации (включая цензуру). Констатация угрозы потери странами третьего мира культурной идентичности и необходимости выработки национальных программ в области коммуникации. Констатация угрозы потери странами третьего мира культурной идентичности и необходимости выработки национальных программ в области коммуникации. В 1985 США и Великобритания покинут организацию из-за чрезмерной политизированности дебатов. В 1985 США и Великобритания покинут организацию из-за чрезмерной политизированности дебатов.

Схема неравного обмена

Критика концепции культурного империализма В начале 1980-х гг. концепция культурного империализма становится все более и более проблематичной. Во-первых, картография потоков очень сильно меняется: внутри стран, которые раньше все называли «третьим миром» появляются свои центры производства культурной продукции, которые начинают экспорт продукции в обратном направлении (Мексика, Венесуэла, Бразилия). Возникает «подряд», когда страны третьего мира размещают на своей территории производства, созданные по всем канонам американских. В этих условиях «анализ потоков» уже ничего не дает. В начале 1980-х гг. концепция культурного империализма становится все более и более проблематичной. Во-первых, картография потоков очень сильно меняется: внутри стран, которые раньше все называли «третьим миром» появляются свои центры производства культурной продукции, которые начинают экспорт продукции в обратном направлении (Мексика, Венесуэла, Бразилия). Возникает «подряд», когда страны третьего мира размещают на своей территории производства, созданные по всем канонам американских. В этих условиях «анализ потоков» уже ничего не дает. Защита национальной идентичности, по мнению Армана Маттелара, как мера в целях противостояния американской гегемонии, может служить возможным оправданием национализма и протекционизма, что приводит к изоляции. Защита национальной идентичности, по мнению Армана Маттелара, как мера в целях противостояния американской гегемонии, может служить возможным оправданием национализма и протекционизма, что приводит к изоляции. Изменение политического контекста – провал Нового мирового экономического порядка (сама концепция помощи вызывает сомнения). Изменение политического контекста – провал Нового мирового экономического порядка (сама концепция помощи вызывает сомнения).

Новая картография

Цифровой раскол Идеи «модернизации» Идеи «модернизации» Преобладание анализа с позиции цифр и сопоставления числовых показателей. Преобладание анализа с позиции цифр и сопоставления числовых показателей. Концепция «уровня проникновения» Концепция «уровня проникновения» Деление на «центр» и «периферию» Деление на «центр» и «периферию» Попытка навязать технологию без желания понять потребность. Попытка навязать технологию без желания понять потребность. Подход является прямым продолжением дебатов о Новом порядке. Подход является прямым продолжением дебатов о Новом порядке.

Борьба с цензурой при помощи международных СМИ Тристан Маттелар предлагает концепцию, согласно которой в современном мире в ряде стран, большинство из которых относятся к «третьему миру», цензура и давление на СМИ настолько сильны, что международные СМИ (трансграничные радиостанции, спутниковые новостные каналы) являются агентом по борьбе с цензурой. Тристан Маттелар предлагает концепцию, согласно которой в современном мире в ряде стран, большинство из которых относятся к «третьему миру», цензура и давление на СМИ настолько сильны, что международные СМИ (трансграничные радиостанции, спутниковые новостные каналы) являются агентом по борьбе с цензурой. Ранее эта концепция была валидирована Маттеларом в книге «Аудиовизуальный троянский конь» относительно к СССР и странам центральной европы: международные радиостанции, зарубежные продукты, пиратское видео и т. д. – разрушали советскую идеологию изнутри. Ранее эта концепция была валидирована Маттеларом в книге «Аудиовизуальный троянский конь» относительно к СССР и странам центральной европы: международные радиостанции, зарубежные продукты, пиратское видео и т. д. – разрушали советскую идеологию изнутри. В настоящий момент страны третьего мира с успехом используют «обманные схемы», пиратство и т. д. с тем, чтобы противостоять жесткой схеме, навязываемой государственными СМИ, или мультинациональными компаниями. В настоящий момент страны третьего мира с успехом используют «обманные схемы», пиратство и т. д. с тем, чтобы противостоять жесткой схеме, навязываемой государственными СМИ, или мультинациональными компаниями. Кирия И.В. – борьба с рынком при помощи «имитационных механизмов» и «суррогатной медиаэкономики». Кирия И.В. – борьба с рынком при помощи «имитационных механизмов» и «суррогатной медиаэкономики».

2.4.3 Индустрии содержания С каким специфическими проблемами сталкивается капитал при производстве прибавочной стоимости культуры и сферы искусства? С каким специфическими проблемами сталкивается капитал при производстве прибавочной стоимости культуры и сферы искусства? Отвергают идею Франфуртской школы, согласно которой культурная индустрия подчинена одной единственной логике. Отвергают идею Франфуртской школы, согласно которой культурная индустрия подчинена одной единственной логике. Культурные индустрии – составная композиция различных элементов с собственными правилами стандартизации. Культурные индустрии – составная композиция различных элементов с собственными правилами стандартизации. Активизация исследований связана с постепенной дерегуляцией сектора и постепенным уходом государства из сферы культурных индустрий и в первую очередь СМИ. Активизация исследований связана с постепенной дерегуляцией сектора и постепенным уходом государства из сферы культурных индустрий и в первую очередь СМИ. Различается: Различается: Организация трудаОрганизация труда Различная институционализацияРазличная институционализация Различная степень вертикальной и горизонтальной концентрации.Различная степень вертикальной и горизонтальной концентрации.

Индустрии содержания Теория «культурных индустрий» (1970-е гг.), доклад CNRS (Французского Национального Центра Научных исследований). Теория «культурных индустрий» (1970-е гг.), доклад CNRS (Французского Национального Центра Научных исследований). Появление новых технологий и коммерциализация продуктов культуры в СМИ привели к тому, что концепция «культурных индустрий» стала концепцией «индустрий содержания» (1990). Появление новых технологий и коммерциализация продуктов культуры в СМИ привели к тому, что концепция «культурных индустрий» стала концепцией «индустрий содержания» (1990). Попытка понять, что представляет собой культурный продукт в марксовой трактовке «ценности». Попытка понять, что представляет собой культурный продукт в марксовой трактовке «ценности».

Культурные продукты (3 категории) произведенные без участия творческих работников (муз. Инструменты); произведенные без участия творческих работников (муз. Инструменты); воспроизводимые произведенные с участием творческих работников (пластинки); воспроизводимые произведенные с участием творческих работников (пластинки); не полностью воспроизводимые (эстампы) – то есть культурные продукты активно эксплуатирующие понятие «редкости» и поэтому продающиеся дороже. не полностью воспроизводимые (эстампы) – то есть культурные продукты активно эксплуатирующие понятие «редкости» и поэтому продающиеся дороже.

Непостоянство вкусов Непостоянный характер использования – трудная предсказуемость коллективных вкусов относительно эстетической продукции. Непостоянный характер использования – трудная предсказуемость коллективных вкусов относительно эстетической продукции. Минимальная дистанция успех/неудача (по индексу МакКинзи, медиа занимает второе место после телекоммуникаций по индексу рискованности вложений). Минимальная дистанция успех/неудача (по индексу МакКинзи, медиа занимает второе место после телекоммуникаций по индексу рискованности вложений). Быстрое старение продуктов и относительная непредсказуемость спроса. Эстетический продукт – явление моды. Мода – быстро устаревает, а затем становиться модной вновь. Поэтому более эффективной формой становится «стимулирование спроса», а не попытка подстроиться под него. Быстрое старение продуктов и относительная непредсказуемость спроса. Эстетический продукт – явление моды. Мода – быстро устаревает, а затем становиться модной вновь. Поэтому более эффективной формой становится «стимулирование спроса», а не попытка подстроиться под него.

Механизмы покрытия рисков Диалектика альбома и каталога: выпуск музыки «альбомами» позволяет окупить менее привлекательные композиции за счет «хитов», ради которых потребитель купит целый альбом и уберечься от неуниверсальности вкусов. Диалектика альбома и каталога: выпуск музыки «альбомами» позволяет окупить менее привлекательные композиции за счет «хитов», ради которых потребитель купит целый альбом и уберечься от неуниверсальности вкусов. Постоянная инновация – поддержание интереса к продукту Постоянная инновация – поддержание интереса к продукту Всеобщий подряд: Между 1979 и 1995 гг. количество фильмов, выпущенных в Южной Калифорнии утроилось, при том, что среднее количество штатных сотрудников в фирмах, относящихся к сектору кинопроизводства, не превышало 10. При этом 69,7% доходов этой индустрии в 1990 собрали лишь крупные компании. Всеобщий подряд: Между 1979 и 1995 гг. количество фильмов, выпущенных в Южной Калифорнии утроилось, при том, что среднее количество штатных сотрудников в фирмах, относящихся к сектору кинопроизводства, не превышало 10. При этом 69,7% доходов этой индустрии в 1990 собрали лишь крупные компании. Дезинтеграция голливудской «классической» индустрии и ее ориентация на производство «штучных фильмов» - блокбастеров. Дезинтеграция голливудской «классической» индустрии и ее ориентация на производство «штучных фильмов» - блокбастеров.

Функция издателя Творческая функция: написание сценария, постановка Производственная функция: запись, тиражирование Издатель артикулирует обе функции, продвигает продукт на рынок и продает его

Система гонораров Характерной чертой индустрий содержания является система гонораров, то есть отсутствия фиксированных заработных плат и постоянной занятости. Характерной чертой индустрий содержания является система гонораров, то есть отсутствия фиксированных заработных плат и постоянной занятости. Гонорарная система – чисто симолическое обеспечение «независимости» авторов. Гонорарная система – чисто симолическое обеспечение «независимости» авторов. Перекладывание ответственности за неудачу на плечи «контрактных наемников» (фирм, людей). Слишком рискованный бизнес. Перекладывание ответственности за неудачу на плечи «контрактных наемников» (фирм, людей). Слишком рискованный бизнес. Издатель осуществляет «снятие сливок» на финальной стадии коммерциализации продукта и осуществляет его маркетинг. Издатель осуществляет «снятие сливок» на финальной стадии коммерциализации продукта и осуществляет его маркетинг. Гонорарная система – не более, чем химера независимости авторов. В реальности еще до запуска любого продукта издатель производит его концептуализацию – согласование концепции на первой стадии. Гонорарная система – не более, чем химера независимости авторов. В реальности еще до запуска любого продукта издатель производит его концептуализацию – согласование концепции на первой стадии.

Теория моделей Издательская модель: потребитель платит за продукт Модель потока: потребитель не платит ничего Логика печатной информации: потребитель платит частично

Индустрии содержания Смещение акцента на дистрибуцию. Смещение акцента на дистрибуцию. Стратегия вертикальной интеграции. Стратегия вертикальной интеграции. СМИ являются всеобщим элементом для дистрибуции культурных продуктов и зрелищ. СМИ являются всеобщим элементом для дистрибуции культурных продуктов и зрелищ. Стратегия слияния с производителями оборудования. Стратегия слияния с производителями оборудования.

Основные сегменты ИС Телевидение: эфирное, спутниковое, кабельное Телевидение: эфирное, спутниковое, кабельное Радио, пресса Радио, пресса Киноиндустрия (кино+сериалы) Киноиндустрия (кино+сериалы) Спортивная индустрия Спортивная индустрия Телекоммуникации (мобильная телефония и ее «продукты») Телекоммуникации (мобильная телефония и ее «продукты») Видеоиндустрия Видеоиндустрия Индустрия компьютерных игр Индустрия компьютерных игр Индустрия телевизионных программ Индустрия телевизионных программ Индустрия компьютерных программ Индустрия компьютерных программ

2.4.4 Проблема цены культурных продуктов Главный компонент, вызывающий больше всего вопросов. Главный компонент, вызывающий больше всего вопросов. Через понятие «цены» и «ценообразование» культурные индустрии влияют в целом на «способ получения прибыли», и в целом на экономическую модель культурных индустрий. Через понятие «цены» и «ценообразование» культурные индустрии влияют в целом на «способ получения прибыли», и в целом на экономическую модель культурных индустрий. Проблема абстрактности многих индикаторов «затрат», которая отсутствует в случае с большинством других видов продуктов в экономике. Проблема абстрактности многих индикаторов «затрат», которая отсутствует в случае с большинством других видов продуктов в экономике.

Цена и труд у Маркса Цена = денежный эквивалент продукта, или его меновая стоимость (в отличие от стоимости потребительной). Этот показатель, по Марксу, зависит от количества труда, примененного в продукте. Цена = денежный эквивалент продукта, или его меновая стоимость (в отличие от стоимости потребительной). Этот показатель, по Марксу, зависит от количества труда, примененного в продукте. Труд из конкретного должен превратиться в абстрактный Труд из конкретного должен превратиться в абстрактный Если отвлечься от потребительной стоимости товарных тел, то у них остается лишь одно свойство, а именно то, что они – продукты труда. Но теперь и самый продукт труда приобретает совершенно новый вид... Теперь это уже не стол, или дом, или пряжа, или какая-либо другая полезная вещь. Все чувственно воспринимаемые свойства погасли в нем. Равным образом теперь это уже не продукт труда столяра, или плотника, или вообще какого-либо определенного производительного труда. Вместе с полезным характером продукта труда исчезает и полезный характер представленных в нем видов труда, исчезают, следовательно, различные конкретные формы этих видов труда; последние не различаются более между собой, а сводятся все к одинаковому человеческому труду, к абстрактному человеческому труду (К. Маркс, «Капитал»).

Культурный продукт: товар или нет? Продуктивным является труд, приносящий прибавочную стоимость (plus-value). Непродуктивным труд – не приносящий такую стоимость, трансформируемую в капитал. Таким образом, одна и та же актриса может выступать в условиях продуктивного труда (за деньги и с добавочной стоимостью), непродуктивного труда (за деньги, но без добавочной стоимости, - ремесленное искусство; либо в системе бесплатного выступления – любительское выступление) (Huet et alii). Продуктивным является труд, приносящий прибавочную стоимость (plus-value). Непродуктивным труд – не приносящий такую стоимость, трансформируемую в капитал. Таким образом, одна и та же актриса может выступать в условиях продуктивного труда (за деньги и с добавочной стоимостью), непродуктивного труда (за деньги, но без добавочной стоимости, - ремесленное искусство; либо в системе бесплатного выступления – любительское выступление) (Huet et alii). Потребительная стоимость культурного продукта появляется лишь в момент его вывода на рынок (не запрограмированна заранее). Потребительная стоимость культурного продукта появляется лишь в момент его вывода на рынок (не запрограмированна заранее). Культурные продукты лишь формально включены в систему товарного обмена. В реальности они не вполне удовлетворяют критериям такого обмена (Herscovici): Культурные продукты лишь формально включены в систему товарного обмена. В реальности они не вполне удовлетворяют критериям такого обмена (Herscovici): Меновая стоимость (заложенная на стадии производства) не возникается в результате трансформации конкретного труда в абстрактный.Меновая стоимость (заложенная на стадии производства) не возникается в результате трансформации конкретного труда в абстрактный. Цена не объясняет стоимость продукта.Цена не объясняет стоимость продукта. Уровень цен напрямую не связан со стоимостью производства.Уровень цен напрямую не связан со стоимостью производства.

2.4.5 Манипуляторы сознанием Книга с таким названием характеризует работы позднего Герберта Шиллера. Mind Managers была издана в СССР в 1980, что показательно. Книга с таким названием характеризует работы позднего Герберта Шиллера. Mind Managers была издана в СССР в 1980, что показательно. Анализируя степень концентрации медиакапитала в США, Шиллер приводит к выводу, что экономическая структура американской медиасистемы направлена на продвижение одной идеологии – капитализма. Анализируя степень концентрации медиакапитала в США, Шиллер приводит к выводу, что экономическая структура американской медиасистемы направлена на продвижение одной идеологии – капитализма. Для Николаса Гарнэма олигополистические собственники медиа являются в первую очередь не получателями прибыли, а получателями «идеологической прибавочной стоимости», способной монетизироваться. Для Николаса Гарнэма олигополистические собственники медиа являются в первую очередь не получателями прибыли, а получателями «идеологической прибавочной стоимости», способной монетизироваться. Винсент Моско считает промоушн главным способом «коммодификации», то есть превращения потребительной стоимости в прибавочную у культурных продуктов. То есть, только активный маркетинг позволяет избежать риска. Винсент Моско считает промоушн главным способом «коммодификации», то есть превращения потребительной стоимости в прибавочную у культурных продуктов. То есть, только активный маркетинг позволяет избежать риска. Наконец, Даллас Смайт, канадский ученый, в своей провокативной статье об «ослеплении» (Blindspot) cпорит с большинством ученых политэкономии медиа, рассматривавших медиаиндустрию как машину по производству идеологии. С его точки зрения телевидение, наоборот, занимается «производством аудитории, которая подлежит продаже рекламодателю». Наконец, Даллас Смайт, канадский ученый, в своей провокативной статье об «ослеплении» (Blindspot) cпорит с большинством ученых политэкономии медиа, рассматривавших медиаиндустрию как машину по производству идеологии. С его точки зрения телевидение, наоборот, занимается «производством аудитории, которая подлежит продаже рекламодателю».

2.4.6 Критика информационного общества Критика информационного общества как экономической концепции общества Критика информационного общества как экономической концепции общества Отрицание идеи модернизации и либерализации при помощи техники (примат социального над технологическим). Отрицание идеи модернизации и либерализации при помощи техники (примат социального над технологическим). Отрицание технологического детерминизма (новые технологии не ведут к возникновению принципиально новой модели общества). Отрицание технологического детерминизма (новые технологии не ведут к возникновению принципиально новой модели общества). Отрицание идеи «сетевого предприятия» (не все предприятия могут быть созданы по сетевому принципу) Отрицание идеи «сетевого предприятия» (не все предприятия могут быть созданы по сетевому принципу)

Смешивание трех принципов Влияние технологии на производительность труда (автоматизация при помощи вычислительной техники многих процессов) Влияние технологии на производительность труда (автоматизация при помощи вычислительной техники многих процессов) Влияние на организацию труда (новые технологии позволяют более эффективно планировать и вести учет). Влияние на организацию труда (новые технологии позволяют более эффективно планировать и вести учет). Влияние на «знание» (абстрактная ценность знания как «информации», появление отделов развития и т. д.) Влияние на «знание» (абстрактная ценность знания как «информации», появление отделов развития и т. д.)

2.4.7 Последствия политэкономической теории Самая современная и бурно развивающаяся теория. Самая современная и бурно развивающаяся теория. Проблема современного медиакапитализма (концентрация медиа, несмотря на необходимость защиты плюрализма; идеологическое давление коммерческой логики при утверждении «общественного блага»). Проблема современного медиакапитализма (концентрация медиа, несмотря на необходимость защиты плюрализма; идеологическое давление коммерческой логики при утверждении «общественного блага»). Сочетание политэкономической составляющей и новых социологических теорий. Сочетание политэкономической составляющей и новых социологических теорий.