«Жизнь и быт людей в годы революции и Гражданской войны»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Гражданская война г.г.. Гражданская война – это, обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими и др. противоречиями вооруженная.
Advertisements

Тема урока: «Три цвета гражданской войны». Цели урока: 1. Обучающая: обобщить и систематизировать на основе повторения ранее изученный материал и в ходе.
Гражданская война И Иностранная интервенция. М.И.Цветаева Все рядком лежат- Не развесть межой. Поглядеть: солдат! Где свой, где чужой? Белым был – Красным.
Гражда́нская война́ в Росси́и ( ). Содержание: О Гражданской войне О Гражданской войне О Гражданской войне О Гражданской войне Причины Гражданской.
И здесь и там между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас - тот против нас, Нет безразличных, Правда с нами»
Гражданская война. 1.Причины Гражданской войны 2.Причины иностранной интервенции 3.Особенности Гражданской войны в России 4.Периодизация Гражданской войны.
Тема урока Гражданская война глазами «белых» и «красных»
Гражданская война и иностранная военная интервенция гг. Гражданская война-война между гражданами одного государства по поводу власти.
Гражданская война в России Материалы к тематической лекции по истории в 9 классе.
Белые и красные в гражданской войне. Проблемные вопросы: За какие идеалы белые и красные подняли оружие? Каковы были методы борьбы? Были ли победители.
Все рядом лежат – Не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой? Белый был – красный стал: Кровь обагрила. Красным был – белый стал Смерть.
И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас – тот против нас! Нет безразличных: правда с нами!» А я стою один меж них В ревущем.
Домашнее задание Прочитать §16 (Ж. § ) Устно ответить на вопросы после §
Начало гражданской войны в России 9 класс. История.
Презентация к уроку истории России 9 класс.. Одни возносят на плакатах Свой бред о буржуазном зле, О светлых пролетариатах, Мещанском рае на земле. В.
Проект «Нравственная ответственность личности за выбор в момент трагической ломки истории по роману М.А.Булгакова «Белая гвардия»
«Красные в Гражданской войне». Агитационные плакаты.
Гражданская война в России гг. Учитель истории: Прошина В.И. МОУ гимназия г.
История Сибири история Сибири. Вспомнить события 1917 года Вспомнить события 1917 года Рассмотреть особенности борьбы в Сибири в условиях двоевластия.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА Составитель – учитель истории Румянцева Ирина Юрьевна МБОУ Видновская СОШ 7.
Транксрипт:

«Жизнь и быт людей в годы революции и Гражданской войны»

«И там, и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас – тот против нас, Нет безразличных: правда с нами» А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других».

Вопросы для обсуждения: 1. Можно ли было избежать Гражданской войны? 2. Красный и белый террор - кто виноват? 3. Причины победы красных в Гражданской войне, причины поражения белых. 4. А есть ли победители? 5. Последствия и уроки Гражданской войны.

Что такое Гражданская война? Гражданская война - организованная вооружённая борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны, наиболее острая форма классовой борьбы. Гражданская война - самая страшная из воин, когда брат с оружием в руках идет на брата, отец на сына, друзья становятся врагами.

Гражданская война в России Гражданская война в России расколола народ на два лагеря, две враждующие силы, всех поделила на красных и белых. Немало было случаев, когда один человек за годы войны воевал и за белых и за красных. Даже песни они пели под одну мелодию и со схожими словами.

Плакаты, призывающие к участию в войне на стороне белых и на стороне красных

Можно ли было избежать Гражданской войны?

Причины Гражданской войны: 1.Обострение социальных противоречий в Российском обществе, нежелание самодержавия проводить существенные реформы политического и экономического строя. Конфликт власти и общества был настолько глубоким, что защитников у самодержавия в феврале-марте 1917 г. не оказалось, их просто не было в многомиллионной стране. 2.Политика ведущих политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков), которые не смогли стабилизировать ситуацию после свержения самодержавия. Борьба за армию в условиях продолжавшейся войны вела к ее развалу. 3.Захват власти большевиками и стремление свергнутых классов восстановить свое господство. 5. Насилие воспринималось как универсальный метод решения многих проблем. 4. Грубейшие ошибки и просчеты большевиков, советского правительства в целом ряде важных вопросов внутренней политики (Раскол деревни летом 1918 г., расказачивание, политика "военного коммунизма" и др.).

Белое движение Происхождение термина «Белая армия» связано с традиционной символикой белого цвета как цвета сторонников законного правопорядка и державной идеи в противопоставлении разрушительной «красной». Белый цвет использовался в политике ещё со времён «белых лилий Бурбонов» и символизировал чистоту и благородство устремлений. Социальная основа офицерство, чиновничество, дворянство, буржуазия, отдельные представители рабочих и крестьян. Партийный состав разнороден: Программа белого движения свержение советской власти, власти большевиков, восстановление единой и неделимой России, созыв народного собрания на основе всеобщего избирательного права для определения будущего страны, признание права частной собственности, проведение земельной реформы, гарантию основных прав и свобод граждан. Красное движение Социальная основа часть раб. класса и беднейшее крестьянство (часть интеллигенции. военных). Партийный состав Революционные (левые) партии прежде всего РСДРП. Программа красного движения право нации на самоопределение, общенародная собственность, создание справедливого общества, власть рабочих и крестьян.

Красные: «Социалистическое отечество в опасности!» Костяк этого лагеря составляла партия большевиков, создавшая мощную вертикальную структуру и под лозунгом власти рабочих установившая свою диктатуру. Социальную базу советского лагеря составляли: рабочие центрально- промышленного района, значительная часть крестьянства, что в итоге во многом предопределило победу красных, часть офицерского корпуса русской армии (около 1/3 его состава), мелкое чиновничество. 15 января 1918 г. декретом СНК провозглашалось создание Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 29 января 1918 г. был принят декрет об организации Красного Флота.

Белые: «За единую и неделимую Россию!» Обычно под этим понятием объединяют весь лагерь контрреволюции, выступавший против красных. Антисоветский лагерь составляли: лишенные власти и собственности помещики и буржуазия, казачество - около 4,5 млн. чел, часть офицерского корпуса русской армии (около 40%), духовенство, значительная часть интеллигенции; сюда можно включить и верхушку политических партий (эсеров и в меньшей степени меньшевиков). Белый лагерь был неоднороден. В него входили монархисты и либералы, сторонники Учредительного собрания и открытой военной диктатуры, люди идеи и люди без определенных политических убеждений.

У каждой стороны были свои идеи, за которые они были готовы проливать кровь своих братьев. Прав историк М. А. Осоргин, утверждавший, что в годы Гражданской войны стена против стены стояли две братские армии и у каждой была своя правда и своя честь... были герои и тут и там, и чистые сердца многих, и жертвы, и подвиги, и ожесточенное зверство и страх, и сила, и слабость, тупое отчаяние. Было бы слишком просто для истории, если бы правда была одна и билась бы лишь с кривдой: но были и бились между собой две правды и две чести - и поле битвы усеяли трупами лучших и честнейших..

Причины победы красных: Наличие бесспорного лидера, руководство партией большевиков. Жесткая центральная власть, создание единого военного лагеря. Создание сильной и дисциплинированной армии. Поддержка народных масс. Политика военного коммунизма. Причины поражения белых: Разобщенность, отсутствие лидера. Не учитывающая требования народа социально-экономическая политика белых правительств. Негибкая позиция в вопросе будущего устройства России, фанатичная приверженность лозунгу Единой и неделимой России. Моральное разложение армии. В.И.Ленин: «Несомненно, мы здесь получаем практическое доказательство того, что сплоченные силы рабочих и крестьян, освобожденных от ига капиталистов, производят действительные чудеса»

Итоги Гражданской войны Гражданская война привела к огромным материальным и людским потерям. Общая сумма ущерба составила 50 млрд. золотых рублей, а человеческие жертвы оцениваются сегодня в млн. чел Потери Красной Армии в боях составили 940 тысяч человек; примерно столько же составили боевые потери ее противников. Остальные погибли от голода и эпидемий, связанных с войной. Эмигрировало из России около 2 млн.чел. Если же учесть снижение прироста населения в годы войны, т.е. посчитать неродившихся россиян, то сумму потери можно оценить примерно в 25 млн.чел. В результате победы в гражданской войне большевикам удалось сохранить государственность, суверенитет и территориальную целостность России Победа большевиков в гражданской войне привела к свертыванию демократии, господству однопартийной системы, когда от имени народа правила партия.

Итоги Гражданской войны промышленное производство уменьшилось в 7 раз добыча угля и нефти находилась на уровне конца XIX века резко сократились посевные площади; валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня Народ был измучен. Не хватало одежды, обуви, медикаментов; Резко возросла детская беспризорность. в полнейшем упадке был транспорт

Итоги Гражданской войны Бездомные дети (беспризорники) Беженцы Больные тифом крестьяне

«Белым был – красным стал, Кровь обагрила. Красным был – белым стал, смерть победила». (М. Цветаева) Несмотря на огромные потери Советское государство одержало победу над интервентами и внутренней контрреволюцией, сохранив тем самым целостность государства и доказав жизнеспособность нового общественного строя.

«Из крови, пролитой в боях, Из праха, обращённых в прах, Из мук казнённых поколений, Из душ крестившихся в крови. Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений – Возникнет праведная Русь Я за неё теперь молюсь…» М. Волошин

Домашнее задание: Заполните текст по следующей схеме: 3 самых важных имени: 3 самых важных имени: 3 самых важных чувства: 3 самых важных чувства: 3 самых важных вывода: 3 самых важных вывода: