Оценка потерь благосостояния в результате деятельности монополии 1. Максимизация прибыли монополиста 2. Потери благосостояния, возникающие вследствие монополизации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Альтернативные издержки монополизации. X-неэффективность и X-эффективность монополии. Выполнила Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета,
Advertisements

Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
Монополия в рыночной экономике. Монополия (от греч. mono - один, poleo - продавец) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности.
{ Чистая монополия Чистая монополия В условиях максимизации прибыли.
ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь. Дж. Р. Хикс, английский экономист.
1. Cущность рынка чистой монополии. 2. Показатели монопольной власти 3. Ценовая дискриминация.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Выпуск, цена и прибыль монополиста в краткосрочном периоде DМDМ MR MСMС АTСАTС Q P PМPМ АVСАVС D1D1 MR 1 QMQM Q M1.
«Рыночное равновесие». Рыночное равновесие Кривая совокупного предложения – кривая, показывающая реальный объем национального производства, который может.
ТЕМА 7. Монополия 7.1Чистая монополия и монопольная власть. 7.2Монопольное поведение фирмы. 7.3.Последствия монополизации рынков. Ценовая дискриминация.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
Тема 9: Типы рыночных структур. Доцент Ковальская Марика Ивановна.
М ОДЕЛЬ Э ДЖУОРТА Редок Полина, студентка 1 курса, группы э 122 б.
Транксрипт:

Оценка потерь благосостояния в результате деятельности монополии 1. Максимизация прибыли монополиста 2. Потери благосостояния, возникающие вследствие монополизации 3. Альтернативные издержки монополизации 4. X-неэффективность и X-эффективность монополии 5. Способы создания поддержания монополии в отрасли

Определение монополии Монополия - это такой тип рынка, на котором только одна фирма является продавцом товара на который не существует близких заменителей. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, то есть понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

Основные причины возникновения монополий Конкурентное противоборство приводит к тому что крупные фирмы вытесняют из отрасли или поглощают малые фирмы, в результате отрасль становится более монополизированной. Научно-технический прогресс приводит к монополизации отрасли, поскольку, внедрение новых технологий требует дополнительных затрат, и кроме того, увеличивается минимально эффективный объём производства. В ХХ веке стали быстро развиваться типы долевой и общественной собственности (ООО, АО), что позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы.

Виды монополии Естественная; Открытая Закрытая.

Поведение монополиста Монополист может влиять на цену продаваемой продукции, изменяя объём производства в соответствии с убывающей функцией рыночного спроса. Монополии намеренно уменьшают объём предложения, чтобы создать искусственный дефицит товаров. А нехватка рыночных благ ведёт к росту монопольной цены.

Поведение монополиста В свою очередь, для увеличения объёма производства монополист вынужден снижать цену, поскольку кривая спроса, с которой он встречается, имеет отрицательный наклон. Чтобы общая выручка монополиста при этом не уменьшалась, снижение цены должно компенсироваться большим процентным увеличением объема продаж. В свою очередь, это возможно только при эластичном спросе, что в определенной мере ограничивает деятельность монополий.

Поведение монополиста По мере роста выпуска растут (или по крайней мере неизменны) предельные издержки (МС) монополиста. Фирма будет расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной единицы (МR) товара превышает или, по крайней мере, не меньше дополнительных издержек (МС), связанных с ее производством

Условие максимизации прибыли Прибыль любой фирмы достигает своего наибольшего значения, при таком объёме производства при котором предельные издержки равны предельной выручке, т. е. МС = МR. В условиях монополии цена будет больше предельных издержек, т.е. МС = МR

Максимизация прибыли монополией Предельные издержки (МС) равны предельной выручке (MR) при объёме производства - Q m, т. е. цена установится на уровне - P m.

Взаимосвязь предельного дохода и цены Преобразуем выражение предельной выручки (МR) как первой производной совокупной выручки (TR):

Взаимосвязь предельного дохода и цены Поскольку, по условию максимизации прибыли MR=MC, выражение можно преобразовать:

Взаимосвязь предельного дохода и цены Поскольку Ed < -1 (спрос эластичен), цена монополиста всегда будет больше его предельных издержек. Монополист будет действовать только на эластичном участке кривой спроса. Надбавка к предельным издержкам в цене будет тем меньше, чем выше эластичность спроса, т.е. превышение цены над предельными издержками находится в обратной зависимости от эластичности спроса по цене:

Взаимосвязь предельного дохода и цены Данное выражение представляет собой индекс Лернера. Как видно из этого показателя, если спрос чрезвычайно эластичен, то цена будет близка к предельным издержкам, и, следовательно, монополизированный рынок будет похож на рынок совершенной конкуренции.

Потери благосостояния, возникающие вследствие монополизации В условиях свободной конкуренции достигается оптимальное (по Парето) размещение ресурсов между альтернативными возможностями использования. Когда же рынок монополизирован, условие равенства цен предельным издержкам не выполняется, так как цена монополии всегда выше предельных издержек. Это приводит неэффективному распределению ресурсов. По сравнению с рынком свободной конкуренции рынок монополии приводит к определенным потерям благосостояния.

Потери благосостояния от монополизации

Если бы в отрасли была совершенная конкуренция, то объем выпуска отрасли достиг бы значения Qc - величины, соответствующей условию равенства цены предельным издержкам. А цена была бы равна Рc. В условиях монополии объем производства в отрасли соответствует значению Qm - такому, когда предельная выручка монополиста равна его предельным издержкам. А монопольная цена составляет Рm.

Потери благосостояния от монополизации Таким образом, в результате монополизации отрасли: - сокращаются объёмы выпуска и объемы продаж (QmP c ) ; - потребительский излишек сокращается на величину, равную площади фигуры РmРсСМ

Графическое представление потребительского излишка площадь, ограниченная кривой спроса, ординатой и линией проекции величины спроса на ординату.

Потери потребительского излишка Площадь фигуры РmРсСМ - совокупные потери потребителей от монополии. Часть потребительского излишка (величина РmРсЕМ) превращается в монопольную прибыль. Другая часть (величина МЕС) представляет собой чистые потери потребителей от монополии. Чистые потери от монополии называют также "омертвленными затратами" или "мертвым грузом" монополии (DWL). Эти потери, утраченные потребителями, не достаются никому.

Величина чистых потерь от монополии в общем виде при нелинейных функциях спроса и предельной выручки определяется как: где Pd(Q) - обратная функция спроса; MC(Q) - функция предельных издержек.

В случае линейных функций спроса и предельной выручки величину чистых потерь от монополии можно определить по формуле: Величина мертвого груза монополии зависит от того, насколько действия монополиста повышают цену и сокращают объем продаж по сравнению с рынком совершенной конкуренции.

Чистые потери от монополизации можно выразить также через индекс Лернера (L) Эластичность спроса по цене определяется по формуле: Ed= -(ΔQ/Qm)*(Pm/ΔP), Из данной формулы получим зависимость сокращения объема продаж от ценовой эластичности спроса ΔQ= -Ed*Qm*(ΔP/Pm)

Тогда мертвый груз монополии в зависимости от ценовой эластичноcти спроса можно выразить как: DWL = 0,5*Ed*Qm*(ΔP/Pm)*ΔP

Умножив выражение на Pm/Pm, получим:

Таким образом, мы получим зависимость мертвых потерь от общей выручки монополии и индекса Лернера DWL = 0,5 *Ed*TR *L 2

Чистые потери от монопольной власти тем выше чем : выше эластичность спроса при цене, которую назначает монополист; выше общая выручка монополиста; выше индекс Лернера монопольной власти, отражающий долю прибыли в цене.

Эмпирические исследования величины чистых потерь от монополизации По оценкам Харбергера, чистые потери от монополизации в обрабатывающей промышленности США в 1954 году составили около 0,1% ВНП США. По оценкам Камершена в начале 60-х годов чистые потери от монополизации составляли 6% ВНП США. Исследования Коулинга и Мюллера показали, что в 1978 г. чистые потери от монополизации составляли 4% ВНП США и приблизительно 10% ВНП Великобритании.

Причины заниженных результатов Харбергера: Харбергер при вычислениях принимал эластичность спроса равной 1. Потери благосостояния вычислялись Харбергером только для обрабатывающей промышленности. Величина ΔР – изменение цены – принималась на уровне отклонения норм доходности исследуемой отрасли от средней по промышленности, которая разумеется выше, чем в конкурентных отраслях. Предполагалось, что все фирмы продают товар конечным потребителям. Но монопольная власть может возникать благодаря созданию вертикально интегрированных фирм.

Факторы, неучтённые в исследованиях величины чистых потерь Межотраслевое взаимодействие. Исследование мертвого груза ограничивается только рынком, где господствует монополия, без учета взаимного влияния отраслей друг на друга. Эффект дохода. При повышении цен монополистом возникает отрицательный эффект дохода для потребителей. Реальные доходы покупателей сокращаются.

Факторы, неучтённые в исследованиях величины чистых потерь Изменение предельной полезности денег. Поскольку, сокращение потребительского излишка в результате монополизации рынка частично превращается в монопольную прибыль, монополист становится богаче, а потребитель беднее и одинаковая денежная единица приносит монополисту меньшую предельную полезность, чем потребителю. Поведение монополиста. В исследованиях предполагалось, что поведение монополиста в отношении качества продукта, видов продукта и методов ценообразования такое же, что и у фирмы на рынке совершенной конкуренции.

Поведение монополиста Монополист может: Проводить совершенную дискриминацию по цене. В таком случае потребительский излишек полностью превратится в монопольную прибыль; тратить огромные суммы на рекламу или излишнюю дифференциацию продукции, что следует рассматривать как растрату ресурсов, имеющих альтернативное производственное применение; проводить политику создания стратегических барьеров входа.

Факторы, неучтённые в исследованиях величины чистых потерь Естественная монополия. В отдельных отраслях технология производства такова, что средние издержки убывают с ростом выпуска, так что эффективность обеспечивается только большим масштабом производства. Поэтому в данном случае сопоставление монополии и условий свободной конкуренции не является корректным. Длительность монопольной власти. Чистые потери благосостояния существенны для экономики только в том случае, если они продолжительны.

Потери общественного благосостояния в зависимости от длительности монопольной власти можно определить по формуле: гдеDWL SR - чистые потери благосостояния в краткосрочном периоде; DWL LR - чистые потери благосостояния в долгосрочном периоде; r - ставка дисконтирования, используемая для капитализации будущих потерь; g - ежегодный процентный разрыв между DWL SR и DWL LR, показывающий степень ослабления монопольной власти на рынке с течением времени.

Альтернативные издержки монополизации Монопольная прибыль также является составляющей общественного благосостояния. Возможность монополизации отрасли порождает конкуренцию за будущую экономическую прибыль, что отвлекает ресурсы от других видов использования, так что альтернативную ценность этих ресурсов надо учитывать в качестве издержек от монополизации.

Затраты на сохранение монопольной позиции Издержки на создание барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов.

Способы достижения монопольной позиции в отрасли: формирование картеля, получение патента или лицензии, лоббирование в целях установления импортных квот или тарифов, взятки государственным чиновникам, огромные затраты на рекламу и продвижение товара на рынок, наличие незагруженных мощностей.

Результатом достижения монопольной позиции является получение монопольной прибыли Предприниматели будут конкурировать за возможность монопольного положения в отрасли до тех пор, пока издержки такой конкуренции не окажутся равными ожидаемым выгодам от монополизации, то есть в долгосрочном периоде монопольная прибыль расходуется на поддержание монопольной позиции.

Альтернативные издержки монополизации Поскольку, монопольная прибыль расходуется на поддержание монопольной позиции в отрасли она может служить показателем альтернативных издержек монополизации, и поэтому должна быть включена в величину чистых потерь от монополии.

Мертвый груз монополии с учетом альтернативных издержек (DWLS) представляет из себя сумму собственно чистых потерь (0,5*ΔP*ΔQ) и монопольной прибыли (ΔP*Qm), которая является альтернативными издержками монополизации: DWLS = 0,5*ΔP*ΔQ + ΔP*Qm = =0,5*ΔP*ΔQ + ΔP*(Qc - ΔQ)

Мертвый груз монополии с учетом альтернативных издержек Доля собственно мертвого груза монополии в альтернативных издержках монополизации равна:

Мертвый груз монополии с учетом альтернативных издержек Пусть E d ( C ) - ценовая эластичность спроса в условиях совершенной конкуренции (при цене Рс и объеме продаж Qc): E d ( C ) = (ΔQ/ΔP)*(Pc/Qc), откуда объем продаж на рынке совершенной конкуренции составляет: Q c = 1/E d ( C )*[ΔQ*(Pc/ΔP)]. Тогда доля собственно мертвого груза монополии в альтернативных издержках монополизации составит:

Мертвый груз монополии с учетом альтернативных издержек Поскольку ΔР/Рс составляет индекс Лернера монопольной власти, полученное выражение можно записать в виде:

Мертвый груз монополии с учетом альтернативных издержек Следовательно, доля чистых потерь в альтернативных издержках монополизации тем ниже: чем ниже ценовая эластичность спроса в условиях совершенной конкуренции; чем ниже коэффициент Лернера монопольной власти.

Мертвый груз монополии с учетом альтернативных издержек Можно получить ещё одну формулу для вычисления совокупных потерь от монополии. DWLS = 0,5*ΔP*ΔQ + ΔP*(Qc - ΔQ) = =ΔP*(0,5*ΔQ + Qc – ΔQ) = ΔP*(Qc - 0,5*ΔQ) = =L*(Pc*Qc - 0,5*Pc*ΔQ). Поскольку Pc*Qc представляет собой общую выручку производителей в условиях свободной конкуренции (TRc), то: DWLS = L*TRc - 0,5*L*P C *ΔQ = =L*TRc - 0,5*ΔP*ΔQ = =L*TRc - 0,5*E d(c)* Pc*Qc*L 2 = =TRc*(L - 0,5*E d(c) *L 2 ).

Мертвый груз монополии с учетом альтернативных издержек Таким образом, совокупные потери от монополии тем выше: чем больше общая выручка производителей в конкурентной отрасли (TRc); чем выше индекс Лернера монопольной власти (L); чем выше ценовая эластичность спроса в условиях совершенной конкуренции (E d(c) ).

Альтернативные издержки монополизации Однако величина монопольной прибыли не всегда может точно указать величину альтернативных издержек монополизации. Некоторые издержки монополизации непосредственно затрагивают непроизводительные издержки монополии (например, расходы на адвокатов или на рекламу, на встречи с представителями государственной власти). В этих случаях они включаются не в прибыль монополии, а в ее издержки, хотя на их величину должны быть увеличены и чистые потери от монополии.

Альтернативные издержки монополизации Прибыли регулируемой монополии могут быть значительно меньше прибылей нерегулируемой. Но поскольку часть получаемого государством с монополии налога тратится на регулирование этой самой монополии, то величину затрат на проведение регулирования (контроль за поведением монополии, сбор налога и т. д.) также следует относить к альтернативным издержкам монополизации.

Альтернативные издержки монополизации С другой стороны, альтернативные издержки монополизации нельзя рассматривать только как негативный фактор экономики. Монопольная прибыль может возникать за счет более эффективного использования ресурсов данной фирмой по сравнению с мелкими фирмами-конкурентами, Монополия может быть создана за счет инноваций (склонность к инвестированию у крупной фирмы- монополиста выше, чем у мелкой фирмы-конкурента). В данных случаях монопольная прибыль будет служить стимулом к динамизму рынка, а конкуренция за достижение монопольной власти на рынке будет способствовать развитию производства в данной отрасли.

Определение Х-неэффективности монополии Х-неэффективность производства в условиях монополии - представляет собой разницу между минимально возможным для данного выпуска уровнем издержек и реальным уровнем издержек монополиста.

Причина Х-неэффективности монополии Монополия является технически менее эффективной, чем конкуренция, поскольку наличие барьеров для входа защищает фирму-монополиста от конкурентного давления. Поэтому монополист может использовать ресурсы отрасли неэффективно, а его издержки для производства каждого объема выпуска выше соответствующих издержек фирмы на рынке совершенной конкуренции.

Иллюстрация Х-неэффективности монополии Издержки в условиях совершенной конкуренции равны АСс =МСс, а выпуск составляет величину Qc при цене Рс. В условиях монополии уровень издержек возрастает до величины ACm=MCm. Соответственно, выпуск становится равным Qm, а цена Рm.

Иллюстрация Х-неэффективности монополии Потребительский излишек сокращается с величины АРсС до величины АРmМ. При этом величина МЕС составляет чистые потери от монополии, а величина ВРсЕК представляет собой потери в результате Х-неэффективности. В условиях свободной конкуренции объем производства Qm мог бы быть произведен при более низких издержках (равных Рс=МСс=АСс), а монополия затрачивает на этот выпуск ACm=MCm>MCc. Ресурсы в размере ВРсЕК используются неэффективно.

Другие причины Х-неэффективности монополии Монополист может не стремится минимизировать издержки вообще. Например, целью менеджеров может стать увеличение собственной власти, престижа и безопасности в рамках фирмы. В этом случае фирма-монополист наймет больше персонала и будет производить любой объем выпуска с большими издержками, чем конкурентная фирма. Если к Х-неэффективности стремятся сами собственники фирмы, это может означать, что они готовы уступить часть прибыли за возможность иметь больше свободного времени и меньше работать.

Х-эффективность монополии Возможна и обратная ситуация: издержки производства в условиях монополии ниже, чем в условиях конкуренции, то есть имеет место Х-эффективность монополии. Такое происходит там, где монополизация отрасли позволяет фирме использовать преимущества экономии на масштабах производства, например в случае естественной монополии. Кроме того, инновационная активность монополиста может быть выше, чем конкурента, что также способствует понижению издержек отрасли.

Иллюстрация Х-эффективности монополии Мертвый груз монополии без учета альтернативных издержек монополизации равен: DWL = 0,5*E d* TR*L 2. Если монополизация приносит выгоду экономике, то должно быть верным выражение: Qm*ΔАС > 0,5*E d* TR*L 2, где ΔАС - экономия затрат монополистом на единицу выпуска. Отсюда: ΔAC/Pm > 0,5*E d* L 2.

Иллюстрация Х-эффективности монополии Следовательно, чем больше эластичность спроса по цене, тем в большей степени должна проявляться экономия на издержках в условиях монополии по сравнению с условиями конкуренции, чтобы компенсировать потери благосостояния от монополии.

Способы создания и поддержания монополии в отрасли Монопольную власть в отрасли удаётся поддержать благодаря наличию определенных условий и определенных действий фирм.

Создание открытой монополии Открытая монополия возникает при наличии у фирмы неких уникальных знаний, технологий, позволяющих производить новый продукт или продукт более высокого качества. В случае появления у других фирм технологий для производства такого же продукта, они войдут в отрасль, и монополия в отрасли на этом закончится.

Создание естественной монополии В случае естественной монополии одна фирма способна производить продукт с более низкими издержками, чем при наличии большого количества фирм, т. е. проявляется Х-эффективность монополизации.

Создание закрытой монополии Закрытая монополия предполагает поддержание монопольного положения фирмы на рынке за счет наличия у нее патента, лицензии или других видов законных ограничений на производство данного продукта. Тем самым не допускается или ограничивается доступ конкурентов в отрасль.