1 Николай Гаврилович Чернышевский роман «Что делать?»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роман Н.Чернышевского «Что делать?». Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (12 июля 1828, Саратов 17 октября 1889, Саратов) русский философ- материалист,
Advertisements

Работу выполнила: Круглова Оксана 10 «А». Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14.
Н.Г.Чернышевский Роман « Что делать?»
Выполнил: Ученик 10б Егоров Иван.. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» был написан в 1863 году. Чернышевский был настоящим борцом за счастье народа.
Роман в стихах, написанный одним из великих российских писателей, Александром Сергеевичем Пушкиным является Евгений Онегин. Это произведение относится.
«АСЯ» И.С. ТУРГЕНЕВ. «Ася» повесть Ивана Сергеевича Тургенева. Написана в 1857 году, впервые опубликована в 1858 году в первом номере журнала «Современник»
Николай Гаврилович Чернышевский Романы Чернышевского далеко не столь художественно грандиозны и совершенны, как гениальные творения Достоевского и Толстого.
1 Николай Гаврилович Чернышевский Жизнь творчество роман «Что делать?»
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II В РУССКОЙ ЭМИГРАНТСКОЙ МОНАРХИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (на примере работы С.С.Ольденбурга «Царствование.
Гюстав Флобер «Мадам Бовари» Ученицы 6(10) Б класса Гончаренко Юлии.
Презентация Гришандиной Нины РТГС Николай Гаврилович Чернышевский родился 24 июля 1828 года в Саратове в семье протоиерея Гавриила Ивановича Чернышевского.
Роман «Что делать?». Биография Родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского ( ). Учился дома под руководством отца, многосторонне.
« НАТАША РОСТОВА – любимая героиня Толстого. « Что за прелесть эта Наташа !» « Сущность ее жизни – любовь ». Л. Н. Толстой « Что есть красота, и почему.
Писатель утверждал, что люди как реки: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных начинается.
ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ КГУ СОШ 34 ДЕМЧЕНКО АЛЛА ВИКТОРОВНА «Формирование семейных ценностей у подростков. Методическая копилка»
«Я благодарю Бога за то, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник». Иван Бунин.
ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ (1745–1792) – выдающийся русский драматург, публицист, переводчик.
Иван Алексеевич Бунин ( ) «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала.
Презентация подготовил Кадет 8 Б класса Кутовой Н.А.
Нравственные и философские проблемы романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Выполнила: ученица 10 класса «А» Кулешова Ирина Руководитель: учитель русского.
Транксрипт:

1 Николай Гаврилович Чернышевский роман «Что делать?»

«... Он умел, писал В. И. Ленин, влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя через препоны и рогатки цензуры идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей»

Камера – одиночка в Алексеевском равелине. Здесь написан роман «Что делать?» Здесь писатель проведет около двух лет.

История создания романа Чернышевский писал роман, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 4 декабря 1862 года по 14 апреля 1863-го. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже опубликован в журнале «Современник» (1863, 35). Несмотря на то, что номера «Современника», в которых печатался «Что делать?», оказались под запретом, текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний. Н. С. Лесков:«О романе Чернышевского толковали не шёпотом, не тишком, но во всю глотку в залах, на подъездах, за столом госпожи Мильбрет и в подвальной пивнице Штенбокова пассажа. Кричали: гадость, прелесть, мерзость все на разныеАлексеевского равелина Петропавловской крепостиСовременник Н. С. Лесков тоны».П. А. Кропоткин:«Для русской молодёжи того времени она [книга Что делать?] была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем». В 1867 году роман был опубликован отдельной книгой в Женеве (на русском языке) русскими эмигрантами, затем был переведён на польский, сербский, венгерский, французский, английский, немецкий, итальянский, шведский, голландский языки. Запрет на публикацию «Что делать?» был снят только в 1905 году. В 1906 году роман был впервые напечатан в России отдельным изданием.П. А. Кропоткин1867 году1906 году

Сюжет 1. Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата). Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью. 2. Вера учится, пытается найти свое место в жизни, наконец, открывает швейную мастерскую «нового типа» это коммуна, где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия. Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего времени, основные ее принципы взаимное уважение, равноправие и личная свобода. Постепенно между Верой и Дмитрием возникает настоящее чувство, основанное на доверии и привязанности.коммуна 3. Однако случается так, что Вера Павловна влюбляется в лучшего друга своего мужа, врача Александра Кирсанова, с которым у нее гораздо больше общего, чем с мужем. Эта любовь взаимна. Вера и Кирсанов начинают избегать друг друга, надеясь, скрыть свои чувства, в первую очередь друг от друга. Однако Лопухов догадывается обо всем и вынуждает их признаться.Чтобы дать жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. 4. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию. Он агент английской фирмы и прибыл по ее поручению, чтобы приобрести стеариновый завод у промышленника Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной. Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся. 5. После чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме, и вокруг них ширится общество «новых людей» тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.

«Что делать?» сюжет явный Жизнь В.П. Розальской в родительском доме. Первая любовь, законный брак. Замужество, вторая любовь, второе замужество. тайный «Каким должен быть революционер, как к Своей цели он должен идти, какими способами и средствами добиваться её осуществления.

2. Сюжет Отказ от богатс тва Чтени е книг с «прок лятия ми» Стипе ндиат ы в других города х Отказ от любви Режим питан ия Спит на гвоздя х Особе нный челов ек Средс тва для револ юции Знако мство с револ юцион ными идеям и Будущ ие револ юцион еры Нужно быть свобо дным для дела Понад обитс я физич еские силы Готовн ость терпет ь мучен ия Вождь, руково дител ь народ а

8 Система образов «высшие люди» (Рахметов) «новые люди» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна) «пошлые люди» (Розальские, Сторешниковы)

Художественное своеобразие «Роман Что делать? меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая дает заряд на всю жизнь» (Ленин). Подчёркнуто занимательное, авантюрное, мелодраматическое начало романа должно было не только сбить с толку цензуру, но и привлечь широкие массы читателей. Внешний сюжет романа любовная история, однако в нём отражены новые экономические, философские и социальные идеи времени. Роман пронизан намёками на грядущую революцию. Л. Ю. Брик вспоминала о Маяковском: «Одной из самых близких ему книг была "Что делать?" Чернышевского. Он постоянно возвращался к ней. Жизнь, описанная в ней, перекликалась с нашей. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. "Что делать?" была последняя книга, которую он читал перед смертью».ЛенинЛ. Ю. Брик Маяковском

Вера Павловна (Розальская) главная героиня. «...Высокая стройная девушка, довольно смуглая, с черными волосами «густые хорошие волоса», с черными глазами «глаза хорошие, даже очень хорошие», с южным типом лица «как будто из Малороссии; пожалуй, скорее даже кавказский тип, ничего, очень красивое лицо, только очень холодное, это уж не поюжному; здоровье хорошее...» такой видит В. П. Лопухов в момент знакомства. Выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой. С двенадцати лет посещает пансион. Учится играть на фортепьяно. С четырнадцати обшивает всю семью. В шестнадцать сама дает уроки в том же пансионе. Веселого, общительного нрава, любит танцевать. За ней ухаживает сын хозяйки Сторешников, хвастающийся перед приятелями, что В. П. его любовница. Ему не верят, и он обещает доказать это, приведя В. П. на обед с приятелями, однако получает твердый отказ героини. Не принимает В. П. и его предложения выйти за него замуж. Несмотря на юность и неопытность, героиня выказывает зрелость характера. На совет Жюли Ле Теллье выйти за Сторешникова она отвечает: «Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу... Я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна». Тем не менее В. П. наивно верит в искренность любви к ней Сторешникова, и только Лопухову удается раскрыть ей глаза.

Вера Павловна не может и не хочет обманывать ни себя, ни других. Полюбив Кирсанова, она понимает, что было бы недостойно и нечестно обманывать себя и Лопухова, и. первая рассказывает о своём чувстве Лопухову. Ей недостаточно личного счастья, и, выйдя замуж за горячо любимого человека, Вера Павловна продолжает предъявлять к себе новые требования, становится женщиной-врачом, ревнителем науки.Она гармоничный человек: много читает, страстно любит музыку и театр, прекрасно поёт, умеет не только плодотворно и с увлечением работать, но и от души веселиться.Вера Павловна не «синий чулок», она заботится о своей внешности,, со вкусом одевается, сохраняет женственность и обаятельность.Вера Павловна не схема, а обыкновенный живой человек, каких во времена Чернышевского было немало. Она одна из тех женщин, которые, прокладывая себе путь, ведут за собой других к свободе и счастью.