1.У истоков русского портретного искусства. 2. Шедевры русских портретистов. 3. Мастера скульптурного портрета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ Что такое парсуна и когда на смену ей пришёл портретный жанр? Три знаменитых художника XVIII века. Любимый портретист Петра Великого.
Advertisements

Иван Никитич Никитин ( около 1680 не ранее 1742) русский живописец - портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Фесенко А.О. учитель ИЗО.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Художественная культура эпохи Просвещения России УРОК МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В 10 КЛАССЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ ШКОЛЫ 9.
У истоков русского портретного искусства Жанр портрета в русском изобразительном искусстве восходит к парсуне (от «персона»), получившей распространение.
Презентация на тему: Живопись России XVIII века. В 1770 – е годы Академию художеств возглавил Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773_, получивший звание.
Портрет петровского времени. й й ф Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению.
Портрет императрицы Екатерины Портрет императрицы Екатерины I Иван Никитин.
Русский портрет XVIII века Материалы к уроку МХК в 11 классе.
Выполнила Живаева Дарья 3 д. Иван Никитич Никитин ( около 1690(?) 1742) сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона.
В русской живописи 18 века продолжалось развитие портретной живописи. 18 век русской живописи, подарил нам несколько замечательных художников, прославившихся.
Факультет : филологический Группа : РС -21 Серикова М. К.
Живопись XVIII века. От парусины к портрету.. В средневековой культуре не было светского изоискусства, оно носило культовый характер и было представлено.
Зачёт по МХК 11 класс Учитель Назарова Е.В.. Русское изобразительное искусство 18 в. 1. Перед вами два портрета художников 1 и 2 половины 18 в. Объясните,
ПАРСУНА (искажение слова «персона») - условное наименование произведений русской, белорусской и украинской портретной живописи кон вв., сочетающих.
Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в селе Воронцово в семье крепостных. Получил начальное художественное образование,усвоив изобразительные.
Петр I Петр I придавал большое значение искусству, считал его развитие крайне необходимым для молодой России: « Без живописца и градировального мастера,
Санкт-Петербург - город новой культуры. Градостроительные особенности Древней Руси 1.Наличие крепости 2.Формирование посада крепостной стеной 3.Расположение.
Левицкий Дмитрий Григорьевич
Что такое «парадный портрет» 4 класс Творческий проект Окружающий мир Руководитель: Анисимова В.И. учитель начальных классов.
ОТ ПАРСУНЫ К ПОРТРЕТУ Материал подготовлен для использования на уроках изобразительного искусства и мировой художественной культуры Учитель ИЗО Жучкова.
Транксрипт:

1.У истоков русского портретного искусства. 2. Шедевры русских портретистов. 3. Мастера скульптурного портрета.

Общеизвестно, что русское светское искусство с понятием личного авторства и не религиозным сюжетом возникает в XVIII веке, когда реформы Петра Великого захватывают не только государственную, политическую и экономическую сферы, но и сферу искусства.

Художник и искусствовед И.Э. Грабарь писал: «Одним из самых главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета… Портрет – единственная область живописи, в котором Россия … временами шла в уровень с Европой»

Жанр портретов в русском изобразительном искусстве восходит к « парсуне » Парсуна искаженное слово persona. При Петре Великом портрет назывался персоной, и только к середине 18-го века окончательно вошел в обиход термии портрет. Царь Федор Иоанович

Портрет воеводы князя М.В. Скопина-Шуйского гг. неизвестный художник.

Портрет патриарха Никона Знаменитый основатель монастыря изображен во весь рост, в патриаршей мантии, с жезлом в руке

« Портрет царицы Марфы Матвеевны » представляет собой парсуну в ее чистом виде. Изображению свойственна статичность и наивность формы, но присутствует уже попытка светотеневой моделировки. По способу претворения портрет близок к иконе, но несет определенное портретное сходство. Марфа Матвеевна Апраксина ( ) известна преимущественно тем, что была второй женой царя Федора Алексеевича ( умер 27 апреля 1682 года в возрасте 22 лет) с февраля 1682 года и пробыла ею и царицей чуть более двух месяцев.

«Битва при Орше»

Живописная парсуна - одновременно наследница духовной и изобразительной традиции русского Средневековья и родоначальница в России светского портрета - феномена Нового времени. Начало подлинно светской живописи – 10- е гг. XVIII века, когда Иван Никитич Никитин, обучившись живописи за границей создал свои первые портреты.

Иван Никитич Никитин «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

О жизни Ивана Никитина известно очень мало. Он родился около 1690 года в Москве в семье священника, получил хорошее для того времени образование: умел читать и писать по-латыни, знал грамматику, обучался "счетной премудрости", одно время даже был учителем арифметики и рисования в артиллерийской школе в Москве. Первоначальную художественную подготовку получил в типографской школе при Оружейной палате.

Портрет царевны Прасковьи Ивановны ГРМ Холст, масло. 88 х 67,5

Портрет царевны Натальи Алексеевны. Не позднее ГТГ Холст, масло. 102 x 71 Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Портрет цесаревны Анны Петровны. Не позднее ГТГ Холст, масло. 65 х 53 (овал) Третьяковская галерея, Москва

В портретах еще прослеживается явная связь с парсунами конца XVII столетия. Их отличает жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображения, отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки.

В годах Никитин пенсионер Петра I в Венеции и Флоренции, где он учился во Флорентийской академии. В 1720 году по требованию Петра художник возвратился в Петербург. Поездка в Италию мало что изменила в творческих принципах Никитина. Несомненно, его рисунок стал изощреннее. Художник освободился от скованности, свойственной парсунной русской живописи. Но понимание задач искусства, взгляд на человека у Никитина не изменились.

Портрет Петра I. Первая половина 1720-х (?). ГРМ Холст, масло. Диаметр 55 (круг) Никитин сохранил главные свои особенности : общий реализм живописи и прямоту живописных характеристик.

Портрет графа Г.И. Головкина е гг. ГТГ Холст, масло. 90,9 х 73,4 Третьяковская галерея, Москва.

Одной из лучших работ художника не без оснований считают « Портрет напольного гетмана ». История написания этого произведения неизвестна, и остается неустановленным имя человека, изображенного на портрете.

Художественный образ, созданный Никитиным, остается в памяти каждого. В нем впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица. Свою роль играют все компоненты, формирующие восприятие зрителя: контрасты светотени, теплый, несколько мрачный колорит, сочетающий коричневые, золотые и розовые, пластичная лепка головы, деталей и складок одежды, наконец, общий характер портрета, лишенного каких-либо признаков парадности и представительности. Черты интимности придают изображению особую психологическую убедительность, и в этом прежде всего заключено новаторство Никитина, предвосхитившего путь дальнейшего развития русского портретного жанра.

При вступлении на престол Анны Иоанновны в ожидании коронационных торжеств Никитин жил в Москве, где купил дом в приходе церкви Ильи Пророка на Тверской улице. В августе 1732 года он был арестован в Петербурге за хранение тетради с пасквилем на Феофана Прокоповича. Никитин находился под следствием Тайной канцелярии, был в одиночном заключении в Петропавловской крепости до 1737 года. В ноябре того же года по приговору был бит плетьми и сослан в Тобольск «на вечное житье за караулом».

О помиловании было издано три указа : Анной Иоанновной перед смертью, Анной Леопольдовной при воцарении и Елизаветой Петровной. В конце января 1742 года Иван Никитин вместе с жителями Тобольска принимал присягу Елизавете, следовательно, к этому времени он был уже помилован. Однако еще в феврале он находился в Тобольске. По свидетельству брата, Ф. Никитина, художник скончался по пути из ссылки.

Антропов Алексей Петрович ( ) живописец, один из первых русских портретистов Антропов Алексей Петрович ( ) живописец, один из первых русских портретистов.

А. П. Антропов родился в семье « слесарного мастера » Оружейной палаты. Он начал свой долгий творческий путь в неблагоприятное время царствования Анны Иоанновны. Аннинская эпоха отмечена жестокостью нравов, « бироновщиной » пренебрежением к национальным традициям и чрезмерным влиянием иностранцев.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Середина XVIII в. ГРМ. Середина XVIII в. ГРМ Холст, масло. 82,2 х 67 Государственный Русский музей Официозные изображения августейших особ исполнялись обычно с установленного и апробированного «образца».

Портрет Петра III Сергиево- Посадский музей- заповедник Холст, масло. 139 х 106,5 Сергиево- Посадский государственный историко- художественный музей- заповедник.

Портрет Е.Л. Воронцовой ГИМ Холст, масло. 55 х 40 Государственный Исторический музей, Петр III хотел любым возможным способом освободиться от жены, будущей императрицы Екатерины II, и осуществить давнее свое желание жениться на фаворитке, Елизавете Романовне Воронцовой. По отзывам близких к Петру лиц, она « ругалась, как солдат, косила, дурно пахла и плевалась при разговоре ». Рябая, толстая, с непомерным бюстом, она была как раз тем типом женщины, который нравился Петру Федоровичу, во время попоек громогласно называвшему свою подружку не иначе как « Романова ».

Портрет архиепископа Гавриила Петрова ГРМ Холст, масло. 106,5 х 46,5 Государственный Русский музей Гавриил Петров ко времени написания портрета был архиепископом Санкт- Петербургским и Ревельским, а также архимандритом Алекандро-Невской лавры. Он изображен в архиепископском облачении. На груди, кроме панагии, медаль депутата Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения, куда Гавриил Петров вошел в 1768 году.

В период с 1764 по 1766 гг. А. П. Антропов исполнил много портретов Екатерины II, главным образом с оригиналов иностранных художников. Портрет, несомненно, предназначался для какого - либо присутственного места, так как в каждом официальном учреждении должно было находиться императорское изображение. Портрет Екатерины II Волгоградский музей Холст, масло. 100 х 82 Волгоградский музей изобразительных искусств.

Портрет Петра I ГРМ Холст, масло. 286 х 159 Государственный Русский музей В конце 1760-х годов, художник продолжает много работать. В эти годы пишет парадный портрет Петра I, созданным для синодальной членской палаты. Художник использует традиционные, атрибуты парадного царского портрета. Следуя схеме, Антропов изображает стол с царскими регалиями, тронное кресло, обязательную колонну и столь же обязательную драпировку.

Антропов скончался от горячки в 1795 году и был похоронен в Александро - Невской лавре, для которой он в свое время писал иконы и портреты. Надгробная плита на его могиле сохранилась до наших дней. Алексей Петрович Антропов занимает достойное место в русской художественной культуре XVIII века. Незаурядное дарование живописца, строгая правдивость в изображении натуры, а также педагогическая деятельность принесли мастеру заслуженное признание.

И. П. Аргунов был крепостным князя А. М. Черкасского ; в 1743 году он перешел к графу фельдмаршалу Б. П. Шереметеву, а впоследствии к его потомкам.

Будущий художник воспитывался в Петербурге в семье своего дяди С. М. Аргунова. Аргунов писал иконы для Воскресенской церкви Царскосельского дворца, в 1753 году для Благовещенской церкви Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме. В последние годы жизни творческой деятельностью Аргунов почти не занимался. Учениками художника были его сыновья Павел ( архитектор ), Николай и Яков ( живописцы ). В годах по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны он обучал живописи четырех учеников ( А. П. Лосенко, И. С. Саблукова, К. И. Головачевского ; имя последнего ученика не сохранилось ). С. 94

Радищевского музея.ru