Карьерные, образовательные и миграционные стратегии российских сельских школьников Абанкина Т.В., Зиньковский К.В., Красилова А.Н., Ястребов Г.А. 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Карьерные, образовательные и миграционные стратегии российских сельских школьников Абанкина Т.В., Зиньковский К.В., Красилова А.Н., Ястребов Г.А. 1.
Advertisements

Число зарегистрированных преступлений. Уровень преступности.
Чьи дети учатся в российских элитных вузах? Рощина Я.
Рейтинг территорий с преимущественно городским населением по уровню преступности в 2008 году 1ЗАТО «Звездный»33,10 2Гремячинский230,00 3г. Кунгур242,00.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
В 2014 году «Колокольчику» исполняется 50 лет!!! 208 чёрно-белых фотографий из детсадовского архива Как молоды мы были …
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Результаты проведения региональных диагностических контрольных работ по русскому языку, математике и физике для учащихся 9 и 11 классов в общеобразовательных.
Д. Дуброво д. Бортниково с. Никульское д. Подлужье д. Бакунино пос. Радужный - Песчаный карьер ООО ССП «Черкизово» - Граница сельского поселения - Граница.
ЦИФРЫ ОДИН 11 ДВА 2 ТРИ 3 ЧЕТЫРЕ 4 ПЯТЬ 5 ШЕСТЬ 6.
Изучение мотивации обучения школьников МБОУ «Устьянская СОШ» 2012 – 2013 учебный год.
Ул.Школьная Схема с. Вознесенка Ярославского городского поселения п.Ярославский 10 2 Ул.Флюоритовая
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Рост беларусской интернет- аудитории за 2010 год.
27 апреля группадисциплина% ДЕ 1МП-12Английский язык57 2МП-34Экономика92 3МП-39Психология и педагогика55 4МП-39Электротехника и электроника82 5П-21Информатика.
Кому в России доступно высшее образование? Рощина Я.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Транксрипт:

Карьерные, образовательные и миграционные стратегии российских сельских школьников Абанкина Т.В., Зиньковский К.В., Красилова А.Н., Ястребов Г.А. 1

Цель, объект и предмет эмпирического исследования Цель Выявить карьерные предпочтения, потенциальные образовательные и миграционные стратегии учащихся сельской молодежи и факторы их формирования Объект Ученики предвыпускных (9, 10, 11) классов сельских школ и их родители Предмет Потенциальные жизненные траектории школьников и факторы их формирования 2

Эмпирическая модель формирования жизненных траекторий 3 Под жизненными траекториями понимается совокупность образовательных, миграционных и карьерных стратегий

Факторы, влияющие на формирование жизненных траекторий Характеристики семьи: – Материальное положение семьи – «Культурный капитал» семьи – Социально-профессиональные характеристики семьи – Ожидания родителей Характеристики среды: – Удаленность от более развитых территорий – Социально-экономическая ситуация в районе проживания Образование: – Тип школы – Наличие специализированных/профильных классов 4

Модель выборки Регионы-участники: – Московская область (Коломенский р-н, N=316) – Республика Саха (Мегино-Кангаласский улус, N=749) – Алтайский край (Первомайский р-н, N=500) – Ульяновская область (Ульяновский р-н, N=601) Общий объем выборки – 2166 человек Проводилось сплошное обследование учащихся предвыпускных (9-11) классов всех сельских школ района преимущества: – актуальность информации – репрезентативность по району – срез по единой возрастной когорте недостатки: – «условность» сведений, предоставленных школьниками 5

Структура анкеты Модуль для учащихся (22 вопроса) – профессиональные ориентации – образовательные и миграционные установки – стереотипы относительно городской/сельской жизни Модуль для родителей/опекунов (40 вопросов) – ожидания и перспективы для детей, – материальное положение – род занятий, динамика социального статуса – характеристики «человеческого», «социального» и «культурного» капиталов – оценочные суждения (сельский рынок труда, уровень жизни в селе/городе) 6

Схема образовательных и миграционных стратегий ПТУ техникум ВУЗ очно/заочно ВУЗ очно/заочно школа 9 класс 11 класс рынок труда Образовательные стратегии Сельские карьерные стратегии Городские карьерные стратегии 7

8

«КОНСЕНСУС» ПО ПОВОДУ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ШКОЛЬНИКАМИ чем ниже статус учебного учреждения, тем в меньшей степени дети склонны разделять ожидания своих родителей 9 по столбцу – % среди школьников, чьи родители считают, что их дети собираются продолжить образование в планы детей: ПТУколледже, техникуме университете, институте продолжить образование в ПТУ 13,733,080,95 продолжить образование в колледже, техникуме 38,2444,8913,23 продолжить образование в университете, институте 48,0452,0285,82

10

ГЕОГРАФИЯ ПЕРМЕЩЕНИЙ Московская область: 49% - Коломна, 36% - Москва, 8% - Рязань Республика Саха: 81% - Якутск, 5% - Москва, 4% - Санкт-Петербург Алтайский край: 91% - Барнаул, 4% - Новосибирск Ульяновская область: 78% - Ульяновск, 6% - Москва, 4% - Самара, 4% - Казань 11

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ ДЕТЕЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ФАКТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (В % ОТ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПОДВЫБОРКИ, ПО РАЙОНАМ) 12

ЗАВИСИМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ ДЕТЕЙ ОТ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (В % ОТ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПОДВЫБОРКИ, ПО РАЙОНАМ) 13

Определение социально- профессионального статуса Кодирование открытых вопросов о профессиональных притязаниях школьников и роде занятий родителей осуществлялось с применением классификатора занятий ISCO-88 (International Standard for Classification of Occupations 1988, ILO) Ранжирование социально-профессиональных статусов на основе применения шкалы престижей Д. Треймана ISEI (International Socioeconomic Index for occupational prestige) 14

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Высокая неопределенность («затрудняюсь ответить»: 37% в Московской области, 48% в Республике Саха, 36% в Алтайском крае, 10% в Ульяновской области) «РЕЙТИНГИ» ПРОФЕССИЙ Московская область: 9% - врачи, 6% - школьные учителя, 6% - переводчики, 5% - программисты, 5% - юристы, адвокаты… Республика Саха: 10% - врачи, 7% - юристы, адвокаты, 5% - школьные учителя, 5% - экономисты, 4% - архитекторы… Алтайский край: 8% - юристы, адвокаты, 8% - программисты, 5% - врачи, 4% - автомеханики, 4% - психологи… Ульяновская область: 8% - врачи, 6% - психологи, 5% - программисты, 5% - юристы, адвокаты, 4% - автомеханики… 15 Московская область Республика Саха (Якутия) Алтайский край Ульяновская область Занятия, требующие высшего профессионального образования 57,5673,4052,3765,00 Рабочие специальности10,607,4212,9310,93

СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРИТЯЗАНИЙ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАТУСОМ РОДИТЕЛЕЙ (НА ОСНОВЕ ОЦЕНОК ISEI (ИНДЕКС ТРЕЙМАНА)) Дети – родители (обобщенная связь) 16 Московская область Республика Саха Алтайский край Ульяновска я область Отец 0,031 (0,733) -0,029 (0,663) 0,033 (0,659) -0,003 (0,952) Мать 0,065 (0,449) 0,127* (0,036) 0,035 (0,600) 0,141** (0,003) Дети – родители (отец-сын, мать-дочь) Московская область Республика Саха Алтайский край Ульяновска я область Отец-сын 0,024 (0,859) 0,118 (0,259) -0,023 (0,850) 0,206* (0,017) Мать-дочь 0,055 (0,628) 0,092 (0,249) 0,040 (0,664) 0,177** (0,006) Т.е. практически профессиональные ожидания сельских школьников никак не зависят от профессиональных достижений их родителей

Профессиональные притязания сельских школьников существенно превышают профессиональные достижения их родителей!!! 17

АППРОКИСМАЦИЯ ФУНКЦИИ ВЫБОРА МИГРАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ СЕЛЬСКИМИ ШКОЛЬНИКАМИ (LOGIT, P=1 «село», P=0 «город») dist – расстояние от села до областного центра (км) DUMMY-переменные sex – мужской пол prfm – плохая успеваемость trad – приверженность семейным традициям bizn – наличие собственного дела у одного из родителей 18 модель P (полиномиальная зависимость) -2 Log likelihoodCox & Snell R SquareNagelkerke R Square 1036,7960,0410,090 переменныеBWaldSig.Exp(B) sex0,85422,5430,0002,348 prfm0,4345,2370,0221,544 dist-0,0308,6110,0030,970 dist20,00012,4060,0001,000 traditions0,70817,3850,0002,030 bizn0,3773,0850,0791,458 Constant-2,737118,8040,0000,065 модель P* (монотонная зависимость) -2 Log likelihoodCox & Snell R SquareNagelkerke R Square 1048, ,0350,077 переменныеBWaldSig.Exp(B) dist0,0030,3810,5371,002 sex0,82321,3390,0002,278 prfm0,4285,1790,0231,534 traditions0,74119,3010,0002,098 bizn0,3863,3280,0681,471 Constant-3,287260,7070,0000,037

Таким образом, к числу обстоятельств, сдерживающих миграционные мотивы сельских школьников, можно отнести участие родителей в семейном деле (или наличие собственного бизнеса), приверженность семейным традициям, невысокую успеваемость в школе и пол ребенка (мужской) Влияние на отказ от миграции удаленности сел от более развитых городских территорий является неоднозначным: – при небольшой удаленности миграционный мотив компенсируется относительной доступностью городской инфраструктуры – однако, если села оказываются удалены от крупных городов на значительные расстояния, отказ от миграции становится более вероятным вследствие отсутствия соответствующих возможностей (транспорт, поддержка со стороны родственников) 19

СВЯЗЬ МИГРАЦИОННЫХ УСТАНОВОК СО СТЕРЕОТИПАМИ ОТНОСИТЕЛЬНО СЕЛЬСКОЙ/ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ 20 Московская область Республика СахаАлтайский крайУльяновская область % согл.r rang % согл.r rang % согл.r rang % согл.r rang 1. Работать в городе легче, чем в селе 73,6-0,00165,80,218**72,60,242**71,10,215** 2. Работать в городе престижнее, чем в селе 96,50,209**92,00,199**96,90,111**91,90,194** 3. В городе я смогу найти работу, которая мне нравится 95,50,262**92,50,158**95,70,342**91,80,194** 4. Если я буду жить в городе, то смогу заработать больше денег 90,90,283**89,40,181**91,30,183**84,20,195** 5. В городе я смогу получить более качественное образование 90,10,280**95,40,193**95,90,201**89,20,137** 6. Жить в городе лучше, потому что там больше развлечений, а в селе – скучно 72,10,436**64,40,200**67,10,304**59,30,280** 7. Жить в городе дороже, чем в селе 84,20,186**87,20,03388,7-0,01680,6-0, В селе легче устроиться на работу, чем в городе 37,2-0,05553,7-0,04835,6-0,04140,2-0, Жить в селе лучше, потому что там красивая природа (ягоды, грибы, охота, рыбалка и т.п.) 70,0-0,289**83,7-0,167**73,5-0,140**79,4-0,172** 10. Жить в городе трудно, потому что там не будет поддержки родственников и друзей 55,8-0,02155,6-0,108**43,8-0,219**52,7-0,096* 11. Жить в городе опасно, там легко попасть в плохую компанию 63,5-0,08172,4-0,086*48,7-0,105**57,1-0, В городе к выходцам из села относятся плохо 29,4-0,07451,7-0,120**23,6-0,220**29,5-0, Для меня важно следовать традициям моей семьи и продолжить дело своих родителей 36,60,01331,8-0,05518,5-0,01531,4-0,086

Пол респондента СВЯЗЫВАЮТ СВОЮ БУДУЩУЮ ЖИЗНЬ С СЕЛОМ, % ПЛАНИРУЮТ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ, %

Успеваемость СВЯЗЫВАЮТ СВОЮ БУДУЩУЮ ЖИЗНЬ С СЕЛОМ, % ПЛАНИРУЮТ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ, %

Компьютерная грамотность, знание иностранных языков НЕ УМЕЮТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ПРОГРАММАМИ / НЕ ЗНАЮТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ, %

Готовность родителей платить за обучение и проживание во время обучения КАКИЕ ИЗ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ВАШЕГО(ЕЙ) СЫНА/ДОЧЕРИ, ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ВЗЯТЬ НА СЕБЯ?

Материальная обеспеченность семьи и миграционные стратегии ХОТЕЛИ БЫ ВЫ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ В ГОРОДЕ (ШКОЛЬНИКИ), %

Маятниковая миграция ЗА ПОСЛЕДНИЕ 12 МЕСЯЦЕВ ВЫ РАБОТАЛИ (ОТЕЦ, %):

Степень урбанизации села: наличие собственности

Незначимые переменные: село VS город Для всех регионов на выбор миграционной стратегии школьников не оказывают влияния следующие характеристики семьи и среды : Численности семьи, количество братьев и сестер Национальность Укорененность семьи в данном селе Обеспеченность жильем, тип жилья Наличие у родителей властных ресурсов Социальный капитал родителей Религиозность родителей Субъективные представления родителей о наличии работы в селе

Незначимые переменные: ВУЗ VS ПТУ, колледж, техникум Для всех регионов на выбор образовательной стратегии школьников не оказывают влияния следующие характеристики семьи и среды : Численности семьи, количество братьев и сестер Национальность Укорененность семьи в данном селе Обеспеченность жильем, тип жилья Наличие собственности у семьи Наличие собственного бизнеса у родителей Социальный капитал родителей Религиозность родителей Субъективные представления родителей о наличии работы в селе