Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций Завгородняя Елена Геннадьевна, учитель МАОУ лицея «Морской технический»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Advertisements

Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
РАДОСТИ И СЛОЖНОСТИ ОБЩЕНИЯ. Что такое общение Общением называют взаимные деловые и дружеские отношения людей. Ученые считают общение самой первой и самой.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
Требования к освоению новых стандартов: Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Метод проектов как педагогическая технология обучения сотрудничеству на уроках математики Анопова Елена Ивановна, учитель математики МАОУ СОШ 28 г. Томска.
Управление процессом конфликта в организациях. Управление конфликтами Управление конфликтами - целенаправленное воздействие: - на устранение или минимизации.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения. Формирование умения планировать, контролировать,
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Тема семинара: Работа социального педагога по разрешению конфликтных ситуаций в подростковой среде.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Кейс-метод на уроках литературы как средство формирования метапредметных компетенций Завгородняя Елена Геннадьевна, учитель МАОУ лицея «Морской технический» город Новороссийск

Цель: формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках литературы

Задачи 1. Создание условий для формирования метапредметных компетенций учащихся, сформулированных в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ ФГОС 2 Повышение мотивации к учебному процессу, активизация участников образовательного процесса. 3. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях.

Гипотеза Применение кейс-метода на уроках литературы позволит сформировать метапредметные компетенции, предъявляемые новыми стандартами образования

Новые образовательные стандарты предусматривают формирование следующих метапредметных компетенций учащихся Регулятивная компетенция Познавательная компетенция Коммуникативная компетенция

Технология реализации идеи: Рассмотрение теоретической основы построения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС Определение механизма применения кейс-метода на уроках литературы Апробация методики на практике Обобщение и анализ полученных результатов инновационной деятельности Срок реализации: гг.

Метод проектов Ролевая играСитуативный анализ Кейс-метод

Примерная схема обучения по кейс–методу: Разработка кейса Определение списка необходимой для усвоения учебной темы литературы Разработка плана урока Руководство групповой работой Организация итогового обсуждения Оценка работ учащихся. Получение кейса Изучение литературы Предварительное обсуждения содержания кейса Изучение дополнительной информации для выполнения задания Представление и отстаивание своего варианта решения задания Выслушивание точек зрения других участников

Кейс по рассказу И.А. Бунина «Цифры» 7 класс Тема урока: Воспитание детей в семье. Герои рассказа «Цифры»: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Проблема: Возможно ли было избежать конфликта? Вопросы: -В чём причина конфликта? - Кто виновен в возникновении конфликта? - Как ведут себя участники конфликта? Кеннет Томас выделил пять основных стратегий поведения в конфликте: Конкуренция, соперничество («акула») стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Сотрудничество («сова») выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон. Компромисс («лиса») выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. Избегание, уклонение («черепашка») уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей. Приспособление («медвежонок») принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Проблемная задача: Как вы думаете, какой стиль разрешения конфликта в рассказе «Цифры»? Какой стиль следовало бы выбрать? Представление результата: Каждая группа детей разыгрывает свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.

Кейс для учащихся 10 класса по роману «Обломов» Проблема: Для чего приходит в этот мир человек, в чём смысл его жизни? Вопросы: -Можно ли назвать проблему поиска смысла жизни актуальной? - Какова жизненная концепция Обломова, судя по предложенному отрывку? Прав ли он? - В чём, по-вашему, смысл жизни? Литературный материал: Отрывок из романа «Обломов» Высказывания: Кто не идет вперед; тот идет назад: стоячего положения нет. В. Г. Белинский Нет ничего постыднее, как быть бесполезным для общества и для самого себя, и обладать умом для того, чтобы ничего не делать. Б. Паскаль Проблемная задача: Как авторы произведений раскрывают проблему смысла жизни? Совпадает ли их видение проблемы с вашим? Представление результата: 1. фрагмент сочинения-рассуждения на слайде: четко сформулированная позиция и аргументы.

Работа учащихся с кейсом

Представление результатов

Оценочный лист Критерий оценкиБалл грамотное решение проблемы неординарность решения проблемы краткость и четкость изложения теоретической части качество оформления решения проблемы этика ведения дискуссии активность работы всех членов микрогруппы

способность принимать цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, умение различать объективную трудность задачи; готовность к преодолению трудностей Регулятивная компетенция способность осуществлять поиск и выделение необходимой информации; умением осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; способность формулировать проблему; самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера Познавательная компетенция умение слушать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга; договариваться; вести дискуссию, способность правильно выражать свои мысли; уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя Коммуникативная компетенция

Промежуточные результаты реализации опыта Успеваемость учащихся 7 «Б» класса по литературе

Промежуточные результаты реализации опыта

Победители и призёры муниципальных и всероссийских конкурсов по литературе учебный год учебный год 1. Васько Алина (Интернет-олимпиада) 1. Васько Алина (Интернет-олимпиада, Всероссийский конкурс имени Чуковского) 2. Куракина Аля (Интернет-олимпиада) 2. Куракина Аля (Интернет-олимпиада, Всероссийский конкурс имени Чуковского, Муниципальный этап конкурса «Мама, милая мама») 3. Османкин Евгений (Интернет-олимпиада) 3. Османкин Евгений (Интернет-олимпиада, Городской конкурс «Читающая молодёжь – надежда новой России») 4. Пересадько Алина (Интернет-олимпиада, Городской конкурс «Читающая молодёжь – надежда новой России) 4. Пересадько Алина (Интернет-олимпиада, Городской конкурс «Читающая молодёжь – надежда новой России», Всероссийский конкурс имени Чуковского) 5. Разинкова Настя (Интернет-олимпиада) 5. Разинкова Настя (Интернет-олимпиада, Муниципальный этап конкурса имени Чуковского) 6. Антонова Алина (Интернет-олимпиада) 7. Денисова Мила (Интернет-олимпиада, Муниципальный этап конкурса имени Чуковского) 8. Османкин Евгений (Интернет-олимпиада) 9. Зотин Данил (Интернет-олимпиада)

Благодарю за внимание! Завгородняя Елена Геннадьевна, учитель МАОУ лицея «Морской технический» город Новороссийск