1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании Декабрь 2010 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Advertisements

1 О приоритетах государственной политики в сфере образования Иркутск Март, 2011.
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
Введение в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения Июль 2010 г.
1 О приоритетах государственной политики в образовании на годы Ярославль март, 2011 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов: первая ступень образования 2012 г. первая ступень образования 2012 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального основного образования (ФГОС НОО)
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения 2010 г.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Развитие учительского потенциала в контексте государственной политики в сфере образования Родионова А.М., специалист отдела кадровой политики и правовой.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Транксрипт:

1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании Декабрь 2010 г.

2 Приоритеты образовательной политики Зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36) - Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г р) - Приоритетном национальном проекте «Образование» на годы - Федеральной целевой программе развития образования - Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»

3 Стратегические документы Завершаются в 2010 году: Концепция модернизации российского образования Приоритетные направления развития образования Федеральная целевая программа развития образования на г.г.

4 Стратегические документы Действуют: Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»

5 Стратегические документы Принимаются вновь: Федеральная целевая программа развития образования на годы Новая программа приоритетного национального проекта «Образование» Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»

6 ФЦПРО Задачи: 1.Достижение стратегических ориентиров, заложенных в ННШ («современная школа», социализация и здоровье, новые модели ПК, школа ступеней, ФХС) Основной механизм: субсидии стажировочным площадкам 2. Модернизация профобразования для региональных рынков труда с учетом демографической ситуации 3.Система оценки качества образования

7 Новая программа ПНПО Продолжение уже начатого: лучшие учителя, талантливая молодежь, питание, дистанционное образование детей- инвалидов, классное руководство, контрактники 2.Новое: модернизация дошкольного образования; кадровый ресурс в регионах; система управления качеством; социализация и здоровье; модернизация профобразования. Финансирование из ФЦПРО

8 Основные направления инициативы «Наша новая школа» 1. Переход на новые образовательные стандартыстандарты 2. Формирование системы развития одаренности детейодаренности 3. Развитие учительского потенциалаучительского 4. Изменение инфраструктуры школьной сетиинфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьниковздоровья 6. Расширение самостоятельности школсамостоятельности

9 ННШ-1 (ФГОС) Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ новое понимание содержания и структуры понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС) Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»

10 Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение функций и пользователей стандарта новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)

11 Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных ступеней зафиксирован системно-деятельностный подход структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно- методическое обеспечение)

12 Требования к результатам освоения основной образовательной программы Личностным готовность и способность к саморазвитию мотивация к обучению и познанию ценностно-смысловые установки социальные компетенции, личностные качества Метапредметным универсальные учебные действия: познавательные регулятивные коммуникативные Предметным опыт деятельности специфической для данной предметной области система основополагающих элементов научного знания

13 Требования к структуре основная образовательная программа – целостный документ пояснительная записка планируемые результаты освоения основной образовательной программы учебный план программа формирования универсальных учебных действий программы учебных предметов программа духовно-нравственного развития, воспитания программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы система оценки достижения планируемых результатов внеурочная деятельность время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов (учебные занятия: не менее 2904 ч. и не более 3210 ч.)

14 Требования к структуре основной образовательной программы Зафиксированы требования к: - количеству и наименованию разделов (всего-9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; -минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года ( часов); - содержанию каждого из разделов; -соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); - организации внеурочной деятельности

15 Требования к условиям реализации основной образовательной программы кадровые условия возможность требовать наличие квалификационной категории в государственных и муниципальных образовательных учреждениях повышение квалификации один раз в пять лет финансовые условия норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю материально-технические условия функциональный подход к определению условий (возможность получения информации различными способами, проведения экспериментов, создания материальных объектов и др.) возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры информационная среда образовательного учреждения

16 Порядок утверждения стандартов Утвержден Постановлением Правительства от 24 февраля 2009 г. N 142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» - проект ФГОС вносится в Совет при Министерстве (в том числе в инициативном порядке); - публикуется на сайте и рассылается в экспертные организации для экспертизы; - все экспертные заключения рассматриваются на Совете; - принимается решение об отклонении, направлении на доработку или принятии ФГОС; - ФГОС утверждается приказом Министерства (каждый отдельно), регистрируется в Минюсте

17 Состояние разработки и утверждения стандартов 1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) 2. ФГОС основного общего образования – в стадии доработки (после внесения проекта в Совет при Министерстве в мае 2010 года); 3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – октябрь 2010 года)

18 Порядок введения ФГОС общего образования Обязательное введение Введение по мере готовности школ Последовательно Начальная школа – с 2011 года Основная школа – с 2015 года Старшая школа – с 2020 года По ступеням образования Начальная школа – с 2010 года Основная школа – с 2012 года Старшая школа – с 2013 года Во всех школах Российской Федерации На основании критериев готовности

19 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - разработана и утверждена основная образовательная программа - нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ - приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников - определен список учебников и учебных пособий - определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС - осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Последовательность действий по введению ФГОС уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

21 Что сделано? Федеральный уровень с участием субъектов Российской Федерации: Во всех субъектах определены региональные координаторы введения ФГОС Создан Координационный совет по введению ФГОС Разработана примерная основная образовательная программа как модель основной образовательной программы школы Разработан новый порядок экспертизы учебников Разработан и утвержден план-график введения ФГОС Подготовлены разъяснения по актуальным вопросам введения ФГОС

22 Координационный совет при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации и введения ФГОС Координационный совет Член Координационного совета Координатор введения ФГОС в субъекте Российской Федерации

23 Что предстоит? Создание целостной системы обеспечения введения ФГОС нормативное финансово- экономическое организационноекадровое информационное материально- техническое

24 Нормативное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень (Минобрнауки России) Уровень образовательного учреждения Примерная основная образовательная программа основного и среднего(полного) общего образования (2011год) Утверждение федерального перечня учебников (декабрь 2010 года) Федеральные требования (до конца 2010 года) Основная образовательная программа начального, основного и среднего(полного) общего образования Нормативная база образовательного учреждения

25 «Новый учебник» для реализации ФГОС Соответствует стандарту: соответствует требованиям к результатам (метапредметным, личностным, предметным); включен в систему учебников для конкретной ступени общего образования Соответствует примерной основной образовательной программе (в том числе программам по учебным предметам, программе формирования универсальных учебных действий, пролграмме духовно-нравственного развития, воспитания и др.) Электронные образовательные ресурсы

26 Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень (Минобрнауки России) Уровень образовательного учреждения Методика формирования расходов на реализацию ФГОС (первое полугодие 2011 года) Методика формирования системы оплаты и стимулирования труда (первое полугодие 2011 года) Локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников учреждения Дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками

27 М.Б. i – местный бюджет i-го муниципального образования N - норматив г/с – город/село K i – численность школьников в МО k i – численность школьников в ОУ i – коммунальные расходы Региональный бюджет («Образование»: учебные расходы + зарплата) М.Б. 2 М.Б. 1 K 1 ×N г/с + 1 k 1 ×N г/с × δ 1 ОУ 2 ОУ 1 Адаптация i 0 i 1 k 2 ×N г/с × δ 2 Ω1Ω1 Ω2Ω2 K 2 ×N г/с + 2 Приложение 2 Методические рекомендации

28 Кадровое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень (Минобрнауки России) Уровень образовательного учреждения Рекомендации по обновлению содержания повышения квалификации (до конца 2010 года) Примерные дополнительные профессиональные образовательные программы по вопросам введения ФГОС ( годы) Подготовка тьюторов ( годы) План-график повышения квалификации Внутришкольное повышение квалификации (научно- методические семинары) Обновление должностных инструкции работников учреждения

29 Федерально-региональная система повышения квалификации 1.Персонифицированные модели повышения квалификации 2.Определение роли региональных ИПК 3.Право каждого педагога и обязательность прохождения повышения квалификации по вопросам введения ФГОС 4.Обязательность подтверждения соответствия занимаемо должности 5.Новая аттестация 6.Сетевые сообщества учителей и конструктивное использование их потенциала 7.Привлечение «качественных» выпускников в базовые школы 8.Модернизация педобразования

30 Организационное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень (Минобрнауки России) Уровень образовательного учреждения Организация деятельности Координационного совета по вопросам организации введения ФГОС (заседание 1 раз в квартал) Всероссийские семинары- совещания, научно-практические конференции Общероссийский мониторинг введения ФГОС (июнь 2011 года) Серия научно-методических изданий Координации деятельности субъектов образовательного процесса, организационных структур учреждения Реализация моделей взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей Модернизация системы методической работы Привлечение органов государственно- общественного управления к проектированию основной образовательной программы школы

31 Информационное обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень (Минобрнауки России) Уровень образовательного учреждения Информирование общественности (СМИ, научно-методические издания,официальные сайты www. www. isiorao.ru и др..).ru Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ по введению ФГОС Изучение общественного мнения Публичный отчет Сайт учреждения

32 Материально-техническое обеспечение введения ФГОС Федеральный уровень (Минобрнауки России) Уровень образовательного учреждения Федеральные требования к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений (декабрь 2010 года) Методические рекомендации по организации и материально- техническому оснащению внеурочной деятельности (март 2011 года) Требования к объектам инфраструктуры учреждения, их оснащению Оборудование помещений Учебно-методические комплекты, ЭОР Банк программ, разработок занятий, дидактических материалов

33 окт.09- -май10 июн.10- -авг.10 -май.12 авг.11- сен.11- окт.10 ноя.10 дек.10 Нормативные правовые актыОсновные мероприятияОсновные участники Приказ МОН РФ «О введении ФГОС НОО» Нормативные правовые акты субъектов РФ Примерная ООП НОО Федеральные требования Положение о Координационном совете введения ФГОС при департаменте МОН РФ Инструктивно-методическое письмо МОН РФ ООП НОО школ в субъектах РФ Положение о региональном координационном органе введения ФГОС Органи- зация взаимо- действия с учреждени ями дополните льного образован ия детей, учреждени ями культуры и спорта, обеспечив ающих организаци ю внеурочно й деятельно сти Органи- зация взаимо- действия с граж- данскими институ- тами МОН РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ МОН РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, административно- управлденческий персонал ОУ, СМИ Стажировочные площадки во всех ФО Все общеобразовате льные учреждения РФ, имеющие ступень НОО Определение норматива финансирования ФГОС и формирование бюджета в субъектах РФ Реализация ООП НОО в ОУ, которые готовы к реализации ФГОС Реализация ООП НОО в ОУ в штатном режиме Оснащение учебных помещений Широкое информи- рование о ходе и первых результа- тах введения ФГОС НОО Повышени е квалифика ции «Дорожная карта» введения ФГОС ( годы) Приказ МОН РФ «О введении ФГОС С(П)ОО» Создание и реализаци я системы оценки достижени я планируем ых результато в в ОУ сен.10 янв.11- -май.11 июн.11- Приказ МОН РФ «О введении ФГОС ООО» Примерная ООП ООО Широкое информи- рование об особеннос тях ФГОС Подготовк а тьюторов - повышени е квалифика ции МОН РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ; органы местного самоуправления; административно- управленческий персонал и педагоги ОУ, готовых к введению ФГОС; профессиональное сообщество, СМИ Примерная ООП С(П)ОО Комплектование учебных фондов библиотек

34 ННШ-2 (талантливые дети) 1.Рабочая группа по развитию детской одаренности 2.Школы для одаренных при федеральных университетах и научно- исследовательских университетах 3.Развитие и популяризация школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 4.Создание президентских лицеев

35 Подготовка и поддержка педагогических кадров Федеральный государственный образовательный стандарт Мониторинг развития способностей и творческой самореализации обучающихся Поддержка становления профессиональной деятельности одаренной молодежи (в том числе на основе частно-государственного партнерства) Возраст, лет Школьный этап Заключительный и региональный этапы Муниципальный этап Подготовка и поддержка педагогических кадров, работающих с одаренными детьми и молодежью Всероссийская олимпиада школьников Всероссийская студенческая олимпиада - специализированные общеобразовательные учреждения по работе с одаренными детьми в каждом субъекте РФ - учреждения дополнительного образования детей - внеурочная деятельность, в том числе, в рамках ФГОС Центры для одаренных детей и молодежи при федеральных университетах и национальных исследовательских университетах Модель общенациональной системы поиска и содействия развитию одаренных детей и молодежи

36 Вовлечение школьников в олимпиадное движение - В олимпиадах школьников, вошедших в Перечень олимпиад школьников на год и координируемых Российском советом олимпиад школьников, за первый год проведения в учебном году приняло участие более 0,42 млн. чел. - Во Всероссийской олимпиаде школьников, проводимой в 4 этапа (школьный, муниципальный, региональный, заключительный), в 2008/2009 учебном году приняли участие более 1,5 млн. чел.

37 Премирование талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» В течение 4-х лет присуждено премий для поддержки талантливой молодежи победителям и призерам международных олимпиад и иных мероприятий победителям и призерам всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий премий премий

38 ННШ-3 (учительский потенциал) 1.Персонифицированные модели повышения квалификации 2.Определение роли региональных ИПК 3.Право каждого педагога и обязательность прохождения повышения квалификации 1 раз в 5 лет 4.Обязательность подтверждения соответствия занимаемой должности 5.Новый порядок аттестации 6.Сетевые сообщества учителей и конструктивное использование их потенциала 7.Привлечение «качественных» выпускников в базовые школы 8.Модернизация педобразования

39 Подготовка педагогических кадров Аккредитованные вузы и их филиалы, ведущие подготовку по педагогическим специальностям ВузыФилиалыВсего Педагогические вузы Классические университеты Технические вузы Иные вузы Итого Создание базовых центров подготовки педагогов

40 Повышение квалификации учителей -всего ежегодно проходит повышение квалификации – 270 тыс. учителей (около 20%) - всего регионов, апробировавших новые модели повышения квалификации в 2009 году – 31 - всего учителей, принявших участие в апробации повышения квалификации по новым моделям в 2009 году – 70 тыс. чел. - количество регионов, планирующих в 2010 году апробацию новых моделей повышения квалификации – 45 - всего учителей, которые примут участие в апробации повышения квалификации по новым моделям в 2010 году – около 110 тыс. чел.

41 Повышение квалификации директоров школ в системе общего образования Российской Федерации с использованием модульных программ Обучено 1500 директоров школ в 43 субъектах РФ по 3 модулям 2008 г. Обучено директоров школ РФ по 6 модулям 2009 г. Обучить директоров школ РФ по 6 модулям 2010 г.

42 Новый формат ПНПО Сеть стажировочных площадок в каждом федеральном округе дошкольное образование общее образование воспитание и социализация В течение двух лет пройдут стажировку представители всех муниципальных образований Российской Федерации Повышение квалификации модульный принцип современные достижения педагогической науки и практики подушевое финансирование

43 Оплата труда учителей - средняя начисленная заработная плата учителя увеличилась по сравнению с 2005 годом в 2,2 раза (с учетом инфляции – в 1,65 раза) и составляет в 2009 году 12,8 тыс.руб. - в 2006 году средняя зарплата учителей по регионам – участникам КПМО составляла 68% от средней по экономике региона, в 2009 году - 93% от средней по экономике - в 15 регионах средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений составляет от 80 % до 90 % от средней заработной платы по экономике региона (23 % от числа субъектов Российской Федерации); - в 12 регионах средняя заработная плата учителей общеобразовательных учреждений городской местности составляет от 90 % до 100 % от средней заработной платы по экономике региона (19 % от числа субъектов Российской Федерации)

44 ННШ- 4 (школьная сеть) 1.Школы ступеней 2.Эффективность и мера необходимости сохранения малокомплектных школ, определение малокомплектности, обеспечение связи с труднодоступными школами 3.Аккуратность, открытость и осторожность в практике реструктуризации сети 4.Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования 5.Развитие базовых школ 6.Качественный и безопасный подвоз

45 Улучшение условий в школах - оснащенность школ учебным оборудованием повысилась в 2010 году до 42% от потребности - все школы подключены к Интернету и оснащены лицензионным программным обеспечением - число школьников на 1 компьютер снизилось в 2010 году с 48 до 20 учащихся - более 0,27 млн. сельских школьников смогли существенно улучшить условия получения образования благодаря ежедневному подвозу в базовые школы - доля школьников, обучающихся в современных условиях в регионах, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (КПМО), составляет в 2010 году около 70%

46 ННШ- 5 (здоровье школьников) 1.Безбарьерная среда 2.Оптимальная учебная нагрузка 3.Физическая активность 4.Профилактика вредных привычек 5.Осознание важности здоровья как ресурса успешности самого человека и его вклада в развитие страны 6.Новые СанПиНы

47 ННШ- 6 (самостоятельность школ) 1.«Новые» финансово-экономические механизмы 2.Развитие государственно-частного партнерства, концессионные соглашения, аутсорсинг 3.83-ФЗ: казенные, бюджетные, автономные. Государственное муниципальное) задание 4.Обеспечение государственно- общественного характера управления: участие гражданских институтов на всех этапах управления образованием

48 ННШ- ИТОГОВЫЙ ДОКЛАД 1.Структура соответствует основным направлениям ННШ 2.Показатели соответствуют ОНДП и ПНПО 3.Сводится в электронном виде на платформе КПМО 4.Представляется один раз в год 5.Широко доступен и обязательно обсуждается

49 Благодарю за внимание ! Лариса Витальевна Шмелькова зам. начальника отдела Департамент общего образования тел. (495) Министерство образования и науки Российской федерации