«Выявление и развитие способностей обучающихся в начальных классах с помощью интеллектуальных соревнований (часть 5, подведение итогов 2 этапа Всероссийского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Выявление и развитие способностей обучающихся в начальных классах с помощью интеллектуальных соревнований (часть 3, математика; часть 4, задачи для первоклассников.
Advertisements

Методические принципы разработки заданий Международного конкурса «ПОНИ® в гостях у Пифагора» для учеников 2-4 классов и критерии их оценивания. «ПОНИ®
Математический турнир для учащихся 5–6-х классов "Остров Драконов провели Н.А.Полякова, Е.В.Баранова.
Предварительные итоги математического этапа турнира «ПОНИ®-начальная школа» 2 класс (4308 участников) Максимальный балл (25 баллов) – 207 участников (4,8%
Что нужно знать: динамическое программирование – это способ решения сложных задач путем сведения их к более простым задачам того же типа динамическое.
Международный конкурс «ПОНИ® в мире знаков» для учеников 5-7 классов или математика почти без формул.
Муниципальный этап олимпиады школьников по математике 2013 года для 5-8 классов.
Создание и использование тренажеров Подготовка к ЕГЭ и предметным олимпиадам 2011 год.
«Методика разработки заданий для предметных интеллектуальных соревнований учащихся 2-х – 6-х классов по математике (Подготовка к участию в I Всероссийском.
Решение олимпиадных задач 8 класс. Произведение двух натуральных чисел, каждое из которых не делится нацело на 10, равно Найдите их сумму., каждое.
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса. I раунд Разрезания Логические задачи Задачи- шутки II раунд II раунд.
Конфуций Вопросы к1команде (1балл за1правильный ответ) 1) 1% от 1 тыс. руб. 2) Единица измерения скорости на море. 3) Как называется функция графиком.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БРЕЙН - РИНГ для учащихся 6 классов.
Кафедра математики и моделирования Старшие преподаватели Е.Д. Емцева и Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 7. Тема: Размещения. Цель: Рассмотреть.
Принцип Дирихле. Задачи и решенияПринцип Дирихле. Задачи и решения.
Своя игра «Живая математика» Автор: Учитель математики ГБОУ Гимназия 1515 Паршина Татьяна Вячеславовна © Паршина Т.В, 2013 г. Выход из игры.
Внеклассное занятие 5 КЛАСС Счетный конкурс открываю, Добрый день, мои друзья! Три команды на турнире, Их сейчас представлю я.
Четырёхугольники «Математика настолько серьезный предмет, что нельзя упускать возможности сделать его немного занимательным» К. Гаусс.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ.
Мультимедийные презентации для уроков математики..
Транксрипт:

«Выявление и развитие способностей обучающихся в начальных классах с помощью интеллектуальных соревнований (часть 5, подведение итогов 2 этапа Всероссийского турнира "ПОНИ®"для 2,3,4 кл.)»

Результаты 2-го этапа турнира ПОНИ (математика) для учеников 2-4 классов Выборка сделана по 3000 работ. Максимальный результат (15 баллов): 2,5% участников. Призовой результат (13-14 баллов): 4% участников. Высокий результат (10-12 баллов): 12,5% участников. Удовлетворительный результат (7-9 баллов): 19% участников. Средний результат (4-6 баллов): 23% участников. Слабый результат (0-3 балла): 39% участников.

ВЕДУЩИЕ РАЗРАБОТЧИКИ Говорова Анастасия Ивановна, преподаватель кафедры математического моделирования ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, руководитель Центра интеллектуального развития детей 5-8 лет «С математикой к звёздам». Пахомова Ксения Николаевна, преподаватель Школы гуманитарных и точных наук ОЦ «Перспектива». Чернявская Ирина Александровна, учитель математики гимназии 117 г. Омска. Шаповалов Александр Васильевич, известный специалист в области дополнительного математического образования школьников, кандидат физико-математических наук (г.Стокгольм) Штерн Александр Савельевич, заведующий кафедрой алгебры ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, кандидат физико- математических наук, руководитель Школы гуманитарных и точных наук ОЦ «Перспектива».

Некоторые темы задания Формирование представлений о симметрии. Задача 2-3 Когда Пони был на море, то играл с морскими камешками. Он взял пять камешков и пронумеровал их по порядку: 1 – 2– 3 – 4 – 5. Затем он придумал такую игру: брал три любых подряд лежащих камешка и перекладывал их на то же место, но в зеркальном отражении. Например, так: 1 – 2– 3 3 – 2– 1. Потом Пони два раза переложил указанным способом какие-то три камешка и получил вот что: 3 – 4 – 1 – 2 – 5. Как лежали камешки после первого перекладывания? Решение. После первого шага возможны следующие варианты расположения камней: 3 – 2 – 1 – 4 – 5, или 1 – 4 – 3 – 2 – 5, или 1 – 2– 5 – 4 – 3. Легко видеть, что из первых двух расположений за один шаг можно получить итоговый вариант. Мы выделили в каждом из этих случаев номера тех камней, которые надо перекладывать. А в третьем случае нельзя. Ясно, что при любом переворачивании камней второй камень будет лежать левее третьего.

Формирование представлений о симметрии Задача 3-8 Пони думает, какую из этих профессий ему выбрать: АРТИСТ КОСМОНАВТ УЧИТЕЛЬ ПАРИКМАХЕР. Он хочет, чтобы все буквы в названии его профессии имели какую-нибудь ось симметрии. Какую из этих профессий ему выбрать? Ответ: космонавт. В остальных словах встречаются буквы У и Р, не имеющие осей симметрии.

Формирование представлений о симметрии Задача 4-5 Пони выложил из спичек трехзначное число 818, как показано на рисунке. Он заметил, что данная запись имеет и вертикальную, и горизонтальную оси симметрии. Пони это очень понравилось, и он решил найти наименьшее трехзначное число с таким свойством. Какое это число? Ответ: 101. Число 100 не годится, а 101 уже подойдёт.

Диаграммы в арифметике Задача 3-9 Слонёнок Джумбо за зиму увеличил свой вес в 4 раза, за весну снизил вес в 2 раза, и за лето снова увеличил вес в 3 раза. А за осень он уменьшил вес на 70 килограммов, и стал весить столько же, сколько весил год назад. Сколько весил слонёнок Джумбо к концу зимы? Решение. Джумбо к началу года Джумбо к концу зимы Джумбо к концу лета Пять клеток = 70 килограммов. Значит, одна клетка = 14 килограммов. Значит, к концу зимы Джумбо весил 56 килограммов.

Диаграммы в арифметике Задача 4-6 (обратный ход) Пони в течение трех дней рассылал четвероклассникам приглашения на участие в Турнире. Причем каждый новый день он отправлял столько приглашений, сколько за все предыдущие дни вместе. Сколько приглашений отправил Пони в первый день, если за три дня он отправил 112 приглашений? Решение. Приглашения первого дня Приглашения второго дня Приглашения третьего дня Приглашения всех трёх дней Четыре клетки = 112 приглашений. Значит, одна клетка = 28 приглашений. Значит, в первый день Пони отправил 28 приглашений.

Геометрические движения Задача 3-7 (движение по элементам четырёхугольника) Если Красная Шапочка прогуляется сначала до луга, потом до опушки и вернется домой, то потратит 4 часа. Если Красная Шапочка пойдет к Бабушке сначала через луг, а потом через опушку, то потратит 2 часа. Если Красная Шапочка, выйдя из дома Бабушки, прогуляется сначала до опушки, потом до луга и вернется к Бабушке, то потратит 7 часов. Сколько времени потребуется Красной Шапочке, чтобы добраться до Бабушки, если она пойдет сначала через опушку, а потом через луг? Элементы четырёхугольника: стороны, диагонали, периметр. «Красная Шапочка прогуляется сначала до луга, потом до опушки и вернется домой»: верхний треугольник за 4 часа. «Красная Шапочка, выйдя из дома Бабушки, прогуляется сначала до опушки, потом до луга и вернется к Бабушке»: нижний треугольник за 7 часов. 4+7=11 часов: все четыре стороны и диагональ туда-сюда (два раза) «к Бабушке сначала через луг, а потом через опушку»: две стороны и диагональ за 2 часа. «к Бабушке сначала через опушку, а потом через луг»: две другие стороны и та же диагональ за 11–2=9 часов.

Геометрические движения Задача 2-9 (движение по кругу) Пони с Пандой пришли в парк аттракционов. Они нашли карусель, на которой по кругу располагались места в виде нескольких драконов и двух единорогов. Пони считает места по кругу, ничего не пропуская, так: «Два дракона, единорог, семь драконов, единорог». А Панда с другого места так: «Три дракона, единорог, пять драконов, единорог». При этом никто из них не посчитал все места. Сколько на карусели мест в виде драконов?

Геометрические движения Решение. Что видит Пони: Как может считать Панда? Вот так против часовой стрелки. Или вот так по часовой стрелке. И в том, и в другом случае на пустых местах сидят три дракона, и больше на карусели ничего нет. Значит, всего драконов 12.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ Разные буквы означают разные цифры, а одинаковые – одинаковые! Пример 1. П×ОНИ=2013 (ребус из варианта турнира ПОНИ с исправленной опечаткой ) Ключевой вопрос: на какие цифры делится число 2013? Расшифровка: 3×671=2013. Пример 2. АХ+УХ=УРА (математическая олимпиада им. Г.П. Кукина, 2009 г.) 1.У=1. 2.А=8 или А=9. 3.А – чётная. 4.Получили: 8Х + 1Х = 1Р8. 5.Х=9. Расшифровка: 89+19=108

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕБУСЫ Пример 3. HE×HE=SHE (Савин А.П. «Занимательные математические задачи») Последние цифры квадратов: 1, 4, 9, 6, 5, 0. Не годится: Е = 4, 9. Годится: Е = 1, 5, 6. Цифра Н – маленькая! Годится: Н=1 или Н=2. Проверяем, не забывая про то, что цифры H и E разные: 15×15=225, 16×16=256, 21×21=441, 25×25=625, 26×26=676. Годится только предпоследняя версия! Расшифровка: 25×625=625 Несложные ребусы для самостоятельного решения (сайт ). КИС+КСИ=ИСК. БАО × БА × Б = Я + ОН + ОН + ОН + ОН + ОН + ОН + ОН + ОН = МЫ