О подходах к подготовке специалистов для системы Центров оценки и сертификации квалификаций Перевертайло А.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Advertisements

Обзор региональных нормативных документов, регламентирующих процедуру сертификации квалификаций Заместитель начальника отдела профессионально общественной.
Гуськова Марина Владимировна Заместитель начальника Управления оценки качества образования, к.т.н., доцент Федеральная служба по надзору в сфере образования.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Независимая оценка качества профессионального образования Институт профессионального образования и исследования рынка труда.
Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
«Основные принципы формирования, перспективы и задачи развития независимой системы оценки и сертификации квалификаций в России» Генеральный директор Александр.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
1 Независимая система оценки и сертификации квалификаций Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович Генеральный директор.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
II Каспийская международная образовательная Ассамблея Формирование региональной системы развития квалификаций Астраханская торгово-промышленная палата,
Формирование и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций (учебных центров профессиональной квалификации) О.Ф. Батрова к.п.н., ведущий.
ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Перевертайло А.С.
Транксрипт:

О подходах к подготовке специалистов для системы Центров оценки и сертификации квалификаций Перевертайло А.С.

СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ Профессиональные стандарты Отраслевые рамки квалификаций национальная система оценки результатов образования и сертификации

Регистр Система квалификаций «прирастает» новыми институтами, общими сервисами и переходит в статус общероссийской Профессиональные сообщества Объединения и организации работодателей Частные и корпоративные системы сертификации персонала Рекрутинговые и кадровые агентства Региональные системы сертификации квалификаций выпускников ОУ Рейтинговые и аккредитационные агентства (ОУ и программы) Российские центры международных систем сертификации персонала Система независимой оценки качества профессионального образования Общероссийская система оценки и признания (сертификации) квалификаций Национальное, межрегиональные (отраслевые) и региональные агентства развития квалификаций Системы профессионально -общественной аккредитации программ Национальные, отраслевые и региональные общественно- профессиональные органы

2013

Структуры, производящие оценку, должны быть представлены профессиональной сферой - определяются объединениями работодателей Независимость оценки: Независимость от ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ и НОСИТЕЛЕЙ предмета оценки - поставщиков образовательных услуг и самих оцениваемых Независимость от непосредственных ЗАКАЗЧИКОВ и ПОТРЕБИТЕЛЕЙ предмета оценки - конкретных работодателей, систем управления образованием

На профессиональные стандарты должны ориентироваться: ФГОС профессионального образования Программы профессионального обучения Программы дополнительного профессионального образования Профессионально – общественная аккредитация программ профессионального образования Квалификационные экзамены Аттестация работников сферы образования РЕГУЛЯТОРЫ Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Законодательно вводится понятие «независимой оценки качества образования» (ст. 95, 96, 97) Общественная аккредитация (в отношении организаций) – российские и зарубежные аккредитующие организации Предмет: соответствие установленным требованиям Профессионально – общественная аккредитация (в отношении программ) – работодатели и их объединения Предмет: качество подготовки выпускников. Закрепляется связь с профессиональными стандартами ст.11,12,46,51,52,73,74, 76,

Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням: систематизирует представления о содержании профессиональной деятельности с опорой на основные бизнес-процессы описывает именно функционал, при этом с учетом возможностей карьерного роста работника осуществляет связь систем стандартизации и унификации сфер труда и подготовки кадров по видам экономической деятельности и областям профессиональной деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.) решает широкий круг задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры) МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ОЦЕНКИ

РЕГУЛЯТОРЫ Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. АФ-317/03. База: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» (п.3) Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования, утвержденное Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. АФ-318/02 (п.5) Документ прямого действия Устанавливает: Цели, принципы, структуру, функции организационных единиц и порядок организации работы по оценке и сертификации квалификаций 2009

В рамках «отраслевых» проектов: -было создано 9 ЭМЦ и 39 ЦОСК (по состоянию на октябрь 2013 года); -было инициировано создание 16 профессиональных стандартов (по состоянию на декабрь 2012 года); -была проведена апробация типовой модели, системы типовых стандартов и регламентов, обеспечивающих деятельность центров; -были разработаны и апробированы 143 ед. отраслевых регламентов, организационно-методических документов (по состоянию на декабрь 2012 года); -были разработаны и верифицированы методы, оценочные средства и критерии оценки квалификаций (263 пакета измерительных материалов - по состоянию на декабрь 2012 года); -были сформированы информационные базы данных о деятельности центров; -144 партнеров ЭМЦ и 136 партнеров ЦОСК из числа работодателей приняли активное участие в пилотировании создания отраслевых центров (по состоянию на декабрь 2012 года); -были разработаны программы обучения отраслевых экспертов (20 программ подготовки, 11 программ повышения квалификации – по состоянию на декабрь 2012 года) и прошло обучение 439 экспертов (по состоянию на декабрь 2012 года), было подготовлено не менее 35 экспертов по оценке и сертификации квалификаций для каждой из отраслей\областей; -работу ЦОСК обеспечивал 391 эксперт по 33 видам профессиональной деятельности (по состоянию на декабрь 2012 года); -733 соискателя прошли процедуры оценки и сертификации квалификаций (по состоянию на декабрь 2012 года).

Возможное позиционирование ЦОСК Специализация ЦОСК возможна в нескольких отраслях экономики (областях профессиональной деятельности), поскольку в условиях совместной деятельности с работодателями они не должны иметь узкоспециализированных материально- технических, кадровых и других ресурсов. отраслевой ЦОСК на базе крупного предприятия (отраслевой сегмент Системы) – например, авиастроение, автомобилестроение, железнодорожный транспорт региональный отраслевой ЦОСК / ЦОСК по родственным группам отраслей (региональный сегмент Системы) – например, гостиничный, ресторанный бизнес и общественное питание, сельское хозяйство Оценки экспертов: низкая рентабельность моноотраслевых региональных ЦОСК !!! региональный многоотраслевой ЦОСК по различным регионально-значимым отраслям / видам деятельности (региональный сегмент Системы) межрегиональный многоотраслевой ЦОСК по массовым и/или регионально- значимым видам деятельности (региональный сегмент Системы)

Организационно-правовые формы ЦОСК (российская практика и предложения участников ФЦПРО) Общество с ограниченной ответственностью (ООО) АНО Структурное подразделение АНО Структурное (или обособленное) подразделение Некоммерческого партнерства (саморегулируемой организации) Структурное подразделение Торгово-промышленной палаты Структурное подразделение НОУ ДПО (корпоративного университета) Структурное подразделение вуза Структурное подразделение ГБОУ СПО Организационные структуры ЦОСК Линейно-функциональная Дивизиональная Сетевая 2013 Мнение объединений работодателей и Минобрнауки России

Пример линейно-функциональной структуры ЦОСК (авиастроение) Эксперты единого реестра, привлекаемые для выполнения работ Штатные сотрудники Руководитель центра Менеджер по работе с клиентами, в том числе по разбору поданных апелляций Менеджер по проведению сертификационных испытаний Менеджер по оформлению результатов экзаменов, выдаче сертификатов Апелляционная комиссия Сертификационная комиссияЭкзаменационные комиссии

Примеры сетевой организационной структуры ЦОСК E-NANO Головной отраслевой ЦОСК Схема территориально-распределенного ЦОСК по нанометрологии с сетевой структурой управления Метрологический центр РОСНАНО ВНИИОФИ Ростехрегулирования Экзаменационная комиссия Сертификационная комиссия Апелляционная комиссия Общие службы 1) Функционально- территориально распределенный ЦОСК

Конкурсный порядок отбора (ЭМЦ) и заявительный порядок (ЦОСК) заменен на уведомительный Отбор ЦОСК и ЭМЦ осуществляют заинтересованные работодатели и их объединения самостоятельно (и несут репутационную ответственность). Допуски: ЭМЦ и ЦОСК могут быть организациями любой организационно-правовой формы и формы собственности, в т.ч. являться работодателями деятельность ЭМЦ может охватывать несколько видов профессиональной деятельности деятельность ЦОСК может охватывать несколько различных видов профессиональной деятельности (многоотраслевые ЦОСК в регионах) одна организация может быть одновременно ЭМЦ и ЦОСК (кроме образовательной) Квоты и запреты: по 1-му виду профессиональной деятельности может быть только 1 ЭМЦ в национальной системе образовательная организация не может выступать в качестве ЦОСК 2013

Документы, принятые Общественно-государственным советом Рекомендации по расчету тарифов на выполнение работ по оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (протокол 5 от 20 июля 2012 г.) 2012 S=V+I Цены по оценке и сертификации устанавливаются производителями услуг – ЦОСК и определяются балансом спроса и предложения на эти услуги. Общественно-государственное воздействие со стороны системы независимой оценки и сертификации квалификаций на их уровень и структуру будет осуществляться путем обеспечения методического единства в их установлении и применении. Защитные меры (установление порога уровня рентабельности центров до 15%) по сдерживанию роста цен направлены в первую очередь на обеспечение финансовой доступности для граждан процедур оценки и сертификации квалификации. На величину цен влияют понесенные расходы центров, зависящие: - от рыночных региональных цен на товары (расходные материалы, лицензии на программное обеспечение) и услуги (аренда площадей, оборудования) для территории их нахождения; - расходы, зависящие от области профессиональной деятельности (ресурсоемкость и сложность применяемого оборудования, уровень квалификации экспертов).

-Увеличится количество компаний, организаций и предприятий традиционных секторов экономики, которые для заказа услуг по оценке и сертификации своего персонала (кандидатов) будут обращаться в центры оценки и сертификации квалификаций (далее ЦОСК) и платить за такие услуги. -Развитие рынка услуг по оценке и сертификации квалификаций будет протекать на фоне жесткой конкурентной борьбы, которая будет идти уже не по ценовым показателям, а по качеству оказываемых услуг. Расширится сеть ЦОСК, что будет сопровождаться усилением конкуренции на рынке услуг по оценке квалификаций (персонала) между ЦОСК и рекрутинговыми (кадровыми) агентствами, а также ЦОСК между собой. Это приведет к перераспределению рынка. Кадровая индустрия (рекрутинг) России значительно сократит, а затем и покинет несвойственную ей нишу оценки персонала, но займет прочные позиции в сфере подбора персонала и Temporary Services (подбора и предоставления временных работников). Окончательно сожмется сегмент рынка услуг по оценке квалификаций (персонала), занимаемый образовательными организациями. Из-за конкуренции ЦОСК между собой будут нарастать тенденции снижения стоимости оказываемых услуг по оценке и сертификации квалификаций. В конкурентной борьбе преимущества будут иметь крупные многопрофильные ЦОСК и моноотраслевые ЦОСК в отраслях с высоким уровнем монополизации производственной сферы. Оптимистичный прогноз

-Качество услуг выйдет на первый план. Вырастут требования компаний, организаций и предприятий к профессионализму ЦОСК. Все реже в конкуренции будут побеждать те центры, которые за небольшую плату оказывают услуги по оценке низкого качества. Эта практика будет влиять на корректировку стандартов профессиональной деятельности ЦОСК. -Получат развитие интеграционные процессы, сопровождаемые объединением различных отраслевых и региональных систем оценки и сертификации квалификаций в общероссийскую систему. -Будет создана единая многоуровневая территориально распределенная информационная система (регистр) общероссийской системы независимой оценки и сертификации квалификаций. -Продолжится создание полного комплекса нормативных регуляторов функционирования общероссийской системы независимой оценки и сертификации квалификаций: разработка, профессионально- общественная экспертиза и принятие федеральных, региональных и отраслевых нормативных правовых актов, методических рекомендаций, в т.ч. соответствующих международным соглашениям и аналогам. -Практика сертификации квалификаций получит всеобщее признание в Российской Федерации. -Активное развитие получат международная интеграция и международное признание общероссийской системы независимой оценки и сертификации квалификаций.