Учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска « Гимназия 117» Лисунец Людмила Борисовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Александр Николаевич Островский (1823 – 1883). Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза»
Advertisements

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС 1 урок А.Н.ОСТРОВСКИЙ. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА 2урок ДРАМА «ГРОЗА». ИДЕЙНО- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. 3 урок Город Калинов.
Урок-семинар по драме А.Н.Островского «Гроза» Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины.
Теория драмы ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
Художественное своеобразие драмы А.Н.Островского «Гроза»
Презентация к уроку (литература, 10 класс) по теме: 1-й урок по драме А. Н. Островского "Гроза". 10 класс
Типичные вопросы по драматическим произведениям. В рамках какого литературного направления создавалось данное произведение? Классицизм, реализм Каким.
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (1823–1886) русский драматург.
Знакомство с пьесой А.Н.Островского «Гроза».. Работа с афишей к драме «Гроза» Порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы).
Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований.
« А душу можно ль рассказать…»? (С. Есенин) Речевая характеристика персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза»
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Знакомство с пьесой А.Н.Островского «Гроза».. Работа с афишей к драме «Гроза» Порядок расположения персонажей в списке (социальный и семейный планы).
Словарь - справочник Жанр – исторически складывающийся вид литературного произведения. Различаются эпические(роман, повесть, рассказ),лирические(ода, элегия)
Путешествие по Волге В годах А.Н.Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Поездка.
Имя Островского а) Николай Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Александр Николаевич г) Николай Александрович 2) Островского прозвали а) «Колумб Замоскворечья»
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Художественная литература Род Лирика Эпос Драма.
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
Выполнила : Селиванова О. В. Учитель литературы. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается.
А.Н.Островский и его знаменитая пьеса «Гроза». История создания пьесы: Пьеса была начата Александром Островским в июле 1859 года, а закончена 9 октября.
Транксрипт:

Учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска « Гимназия 117» Лисунец Людмила Борисовна

« удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего … таланта ». И. С. Тургенев

Драма – Пьеса – Конфликт - Экспозиция – Завязка действия – Кульминация – Развязка действия – Ремарка – Реплика –

Драма в системе литературы занимает особое положение, так как она одновременно и полноправный литературный род, и жанр. ЛИРИКАЭПОС ДРАМА ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ Драма как жанр изображает частную жизнь человека и его конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

( от фр. Pièce произведение, отрывок, часть ) драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого - либо действия в театре. Это общее видовое название произведений драматургии, предназначенных для исполнения со сцены.

Противоречие, столкновение ( коллизия ) между изображенными в произведении группами действующих лиц или отдельными персонажами, героем и обществом ( средой ), противоборство характеров, идей, настроений.. Наличие конфликта – одно из важнейших условий драмы, в которой жизненные противоречия раскрываются с особым напряжением. Конфликты бывают разные : социальные ( столкновение интересов определенных общественных групп ), нравственные, психологические ( борьба противоречивых мыслей и чувств в душе отдельного человека ), философские, социально - исторические, конфликт добра и зла, просвещения и невежества ( в произведениях классицизма ); интимно - личные ( борьба между личными желаниями и общественным долгом ); конфликт между характером и обстоятельствами ; конфликт характеров и т. д.

Экспозиция Экспозиция – ( лат. expositio выставление напоказ, изложение ) часть произведения, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые « запускают » сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. Завязка действия Завязка действия – событие, которым начинается развитие действия в литературно - художественном произведении. В завязке чаще всего намечается конфликт. Кульминация Кульминация – ( от лат. - вершина ) момент наивысшего напряжения в развитии действия художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению. Развязка действия Развязка действия – окончание действия или завершение конфликта между персонажами в эпическом или драматическом произведении. Чаще всего развязка дается в конце текста, но иногда, в зависимости от авторского замысла, она появляется в начале произведения.

Ремарка – ( от фр. - замечание, пояснение ) указание автора в тексте драматического произведения на поведение героев : их жесты, мимику, интонации, тип речи и паузы, обстановку действия, смысловое подчеркивание тех или иных высказываний. Реплика – ( от фр. - возражение ) ответ одного из персонажей на слова другого ; в широком смысле - любое высказывание персонажа драматургического произведения. Реплика « в сторону » - сказанное как бы про себя, в сторону, незаметно и неслышно для других действующих лиц.

" Что за реки, что за горы, что за леса !.. Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он давно бы превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии ".

В основу сюжета легли впечатления Островского от литературной экспедиции по Волге в гг.

Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. ( Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке ). По просьбе друзей А. Н. Островского, цензор И. Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил « Грозу » как пьесу не социально - обличительную, сатирическую, а любовно - бытовую. « Гроза » была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г., а напечатана в январе 1860 г.

Особенное в нимание р усских п исателей в х годах п ривлекали т ри т емы : крепостное п раво ; появление н а а рене о бщественной ж изни новой с илы - р азночинной и нтеллигенции ; положение ж енщины в с тране. Но в р яду т ем, в ыдвинутых ж изнью, б ыла е щё одна, т ребовавшая н еотложного о свещения. Это - т ирания с амодурства, д енег и старозаветного а вторитета в к упеческом быту.

Любовь Павловна Никулина - Косицкая «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…» «Слышал от Л. П. про такой же сон…».

Савёл Прокофьич Дикой, купец, значительное лицо в городе. Борис, племянник его, молодой человек, порядочно образованный. Марфа Игнатьевна Кабанова ( Кабаниха ), богатая купчиха, вдова. Тихон Иванович Кабанов, её сын. Катерина, главная героиня, жена Тихона Кабанова. Варвара, сестра Тихона. Кулигин, мещанин, часовщик - самоучка, отыскивающий перпетуум - мобиле. Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого. Шапкин, мещанин. Феклуша, странница. Глаша, девка в доме Кабанихи. Барыня с двумя лакеями, старуха семидесяти лет, полусумасшедшая. Городские жители обоего пола ( м / ж ). Все лица, кроме Бориса, одеты по - русски.

1. Кто из героев пьесы больше всех вызывает вашу симпа ­ тию ? 2. Как вы объясняете развязку драмы ? 3. Почему Остров ­ ский назвал свою пьесу « Гроза »?

Занавес открывается... Какая картина должна предстать перед глазами зрителя, когда открывается занавес ? Что должен подчеркнуть постанов ­ щик ? Александр Головин. Берег Волги Эскизы декораций к драме А. Н. Островского «Гроза»

Главная героиня пьесы – молодая купчиха Катерина Кабанова. Но чтобы понять её характер, причины её поступков, надо знать, среди каких людей она живёт, кто её окружает. Знакомство с персонажами происходит в первом действии пьесы. 1-4 явление первого действия являются экспозицией, а в 5-9 действиях происходит собственно завязка действия драмы. Г. Н. Федотова в роли Катерины Малый театр. Москва. Фотография

Какое значение имеет для понимания последующих со ­ бытий разговор Кулигина, Кудряша, Шапкина ? О каких персонажах мы узнали из первых четырёх явлений ? Что вы можете сказать о каждом из них ? Какую характеристику даёт Кулигин жизни города ?

Как подготовлен зритель к появ ­ лению семьи Кабановых ? Какое значение имеют первые четы ­ ре явления ? Как, по вашему мнению, должна появиться семья Кабановых на сцене ?

Какое впечатление осталось после знакомства с Марфой Кабановой ? Почему ( привести цитаты из текста )? В чем упрекает Кабаниха своих домашних ? Что значит в устах Кабанихи слово порядок ? Почему именно Катерина вызывает ненависть Кабанихи ? Самостоятельная пятиминутка : сделать выводы о характере Кабанихи. П. Стрепетова в роли Катерины. Пушкинский театр А. А. Бренко в Москве

1 г руппа : а ) К ак м отивировано в озникновение о ткровенного р азговора между К атериной и В арварой ? б ) П роанализируйте р ечь К атерины. К ак р ечь г ероини р аскрывает её в нутренний м ир ? 2 г руппа : а ) К ак К атерина в споминает ж изнь в д оме р одителей ? б ) В ч ём о на в идит р азличие м ежду ж изнью в р одительском д оме и у К абанихи ? 3 г руппа : а ) П очему К атерина с у жасом о твергает п редложение В арвары ? б ) П очему В арвара н е п оняла К атерину ? 4 г руппа : а ) К ак в р ечи К атерины п роявляется в нутренняя б орьба, происходящая в е ё д уше ? б ) К акое з начение д ля п онимания х арактера К атерины и меет страх п еред г розой ?

Для чего на сцене появляется полусумасшед ­ шая барыня ? Почему I действие заканчивается грозой ?

Тема пьесы Гроза Столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между теми, кто притесняет, и теми, кого притесняют, между стремлением к свободному проявлению своих чувств, человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками. Идея пьесы. Обличение социальных порядков. Природа, в которой живут люди, прекрасна, но общественные порядки безобразны. При этих порядках большинство населения находится в материальной и духовной зависимости у богатого меньшинства. Конфликты: Основной – между старыми, уже изжившими себя, авторитарными социально-бытовыми принципами, которые опираются на феодально-крепостнические отношения, и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, свободе человеческой личности. Основной конфликт объединяет в себе узел конфликтов.

В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары ? Как можно сформулировать их точки зрения ? Анализ 2 действия

Компромисс или бескомпромиссность ?

ЯвленияДействия 11-6 « Жестокие нравы города Калинова » 7-8 Катерина рассказывает о себе 2 1Феклуша и Глаша 2Варвара и Катерина 3-6 Проводы 7-8 Соблазн 31 « Темное царство » 2 Свидание 41-2 Дикой, Кулигин, горожане 3-6 Покаяние 51-4 Расплата 5-6 Гибель Катерины

Кто такая Феклуша ? Ваше первое впечатление о ней ( д.1, явл.3)? О чем она сообщает Глаше ? С кем её можно противопоставить ? Как речь отражает её характер ? ( д.2, явл.17)

В чем различие взглядов на жизнь Катерины и Варвары ? Как можно сформулировать их точки зрения ?

1 Почему для Катерины был так важен разговор с Тихоном ? Что она поняла ? О чем говорят ремарки к 3-4 явлениям ? Почему Катерина решила дать клятву Тихону ?

Почему Катерина полюбила Бориса ? Проследите по монологу, ремаркам, какие чувства испытывает Катерина, как эти изменения отражаются в её речи ? Каково значение этой сцены ?

1) дочитать драму ; 2) какие конфликты, отражающие основной конфликт пьесы, мы можем выделить ? 3) подготовить презентацию « Символика в драме А. Н. Островского « Гроза ».