Дадонова Ирина Николаевна МБОУ СОШ 11 города Красногорска Московской области
Да перестаньте кричать. Вы же прекрасно знаете, что дети ваши ушли от вас по собственному желанию. Не хотят они вырасти мелкими людишками, рабами, конформистами. Вы родили их на свет, а теперь калечите их по своему образу и подобию. Подумайте об этом, а теперь расходитесь. Аркадий и Борис Стругацкие. Гадкие лебеди.
«Истинный авторитет есть не что иное, как истина, изысканная силой разума.» Иоанн С. Эриугена Задачи собрания: 1. Познакомить родителей с методами воспитания детей в семье. 2. Формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни, семьи.
Вопросы для обсуждения: 1. Крайности воспитательных систем. Из истории вопроса. 2. Методы воспитания детей в семье.
Наше родительское собрание мы посвятим сегодня родительскому авторитету. На доске перед вами четыре фразы. Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей: «Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!» Можешь делать, что хочешь». «Мне все равно, что ты делаешь». «Я хочу понять, почему ты так делаешь».
Родители-автократы властная своевольная личность.
В такой семье отношения с детьми строятся на тотальном контроле и ограничениях. Дети в таких семьях реагируют на ситуацию двумя способами: борьбой или бегством. Борьба может выражаться по-разному: в одних случаях открыто, в других скрыто. Открытая борьба ведется уже подросшими детьми. В таких случаях гнев выливается наружу, дети пускают в ход угрозы и даже шантаж. Если дети малы, они ведут скрытую борьбу: уходят в себя, внешне проявляют покладистость, но в душе у них все кипит, они ищут повод, чтобы включиться в борьбу.
В таких семьях родители напоминают дорожные знаки: они безучастно смотрят на то, как растет их ребенок, лишь созерцая, что он творит. Такие родители считают, что ребенок подрастет и поумнеет, но зачастую паспортное взросление в таких семьях радости не приносит, а огорчения родителей становятся все масштабнее. Исторически сложилось так, что поколение сегодняшних родителей действует по схеме родителей послевоенных.
Родители 50-х считали своим долгом дать детям все то, чего они сами не имели. Благодаря этому целое поколение детей выросло в системе воспитания вседозволенностью. Эти дети сами стали родителями. Они порождение лозунга «Все лучшее детям», который в наши дни нередко сводится лишь к понятию изобилия материального. Родительский гипертрофированный авторитет в этой ситуации может сыграть плохую роль и привести, моральным потерям, которые нельзя восполнить.
Я имею право: высказывать дома свое мнение; участвовать в решениях, которые принимают родители; доказывать свою правоту; не соглашаться с мнением своих родителей; объяснять свои поступки; самостоятельно принимать некоторые решения.
Я не имею права: говорить неправду; уходить куда-либо без разрешения; совершать покупки без разрешения родителей; иметь свои карманные деньги; общаться с тем, с кем я хочу; приводить тех, с кем дружу, в свой дом; делать что-либо без разрешения родителей
Авторитет родителей это баланс между любовью к детям и ограничениями
Если для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, ребенок должен совершить проступок, что может быть безобразнее и страшнее?
Авторитет настоящий это авторитет, исключающий авторитаризм, вседозволенность и безразличие родителей к своему ребенку. Наверное, родители должны помнить одну простую вещь: ребенок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо так он никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо. Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного проступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и принятия.
авторитет контакта и принятия. Авторитет родителей это баланс между любовью к детям и ограничениями
Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю ты делаешь». Всеми своими действиями они обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь. Авторитет родителей заключается лишь в том, чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия
В основе духовного развития ребёнка лежит семейное воспитание. Папа и мама в глазах ребёнка должны иметь авторитет. Только тогда они смогут повлиять на него. Смысл авторитета заключается в том, что он не требует никаких доказательств, а принимается как несомненное достоинство старшего. Главным основанием родительского авторитета может быть только жизнь и работа родителей, их поведение. Родители должны интересоваться жизнью своих детей, знать всё, что с ними происходит.
Авторитет знания автоматически приведёт к авторитету помощи. В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и помощи. Может быть, он не просит родителей о помощи, потому что не умеет этого делать, но они сами должны помочь ему. Родительская помощь не должна быть навязчивой, надоедливой, утомительной. В некоторых случаях необходимо предоставить ребёнку возможность самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать сложные вопросы.
Линия ответственности является важной линией родительского авторитета. Ребёнок должен знать, что мама и папа отвечают не только за себя, но и за него перед обществом и другими детьми.
Быть родителем – не значит приносить в жертву свою жизнь.
Это значит продлять своё детство, расти вместе с ребёнком. Дети со своей непосредственностью, детским мышлением могут открыть взрослым новые миры. Присмотритесь к детям, прислушайтесь, и вы поймёте, что ребёнок – это личность, которая требует уважения, любви и принятия
Литература для подготовки к собранию 1. С и с т е м а работы классного руководителя с семьями учащихся. Справочное пособие. Минск, Рожков М. Н. Классному руководителю. М., Буркова Н. Е. Работа педагога с группой. Новое воспитание. М., 2001.