«Нетрадиционная» русская грамматика Виноградова Екатерина Николаевна, старший преподаватель кафедры русского языка для иностранных учащихся МГУ, ekaterinavin@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Средства связи предложений в тексте: Лексические: Синтаксические: Повтор Риторический вопрос Однокоренные слова Инверсия Синонимы Анафора Антонимы Эпифора.
Advertisements

Учебная задача Выработать навык правильного написания наречий с Н и НН, научиться отличать эти наречия от других частей речи.
- Я сейчас занят (а)… - Посмотри, что ты натворил(а)!
Урок 3 Институт и учёба. Вступительное слово: Речевые образцы.
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое. -Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? – спросил пастух.
1. Прочитайте предложения и объясните смысловые оппозиции глагольных сказуемых 1. Прочитайте предложения и объясните смысловые оппозиции глагольных сказуемых.
B B : : Урок 10 грамматика Урок 10 грамматика Вступительное слово Вступительное слово Сначала у нас повторение, потом мы сделаем упражнения. Сначала у.
Учись, смекай, активным будь И к знаниям откроешь путь!
Сказка Дерево дружбы ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ 1. Помогай другу в беде. 2. Умей с другом разделить радость. 3. Не смейся над недостатками друга. 4. Останови друга,
Урок 21 1 один один Один юноша часто жаловался на свою бедность. Только одна девушка не умеет произносить звук Р. Мать купила одни стенные часы. У каждого.
«Убеждения, права и обязанности» Цель: формировать у участников умение слушать собеседника, уважать его убеждения, права.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской.
«ДРУЖБА НУЖНА ВСЕМ!» ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ 1. Помогай другу в беде. 2. Умей с другом разделить радость. 3. Не смейся над недостатками друга. 4. Останови друга,
ОЗОЖ. Психологический блок. Умение высказать и принять просьбу, согласие или отказ.
Стили семейного воспитания детей. Из всех вообще безнравственных отношений – отношение к детям как к рабам есть самое безнравственное. Гегель Знаете ли,
Мне о России надо говорить …...
Проблемы Матушки - Земли Работу выполнили: ученики 3 - а класса МОУ «СОШ р.п. Озинки», участники кружка Районная научно-практическая экологическая конференция.
Наши установки на жизнь. «Лягушка» Живет только в прошлом или будущем. Любимые слова «Если бы я мог сделать, то я бы…»,»Вот я стану богатым и …..» Очень.
Жил-был гном. Он жил в грибе. У него было много друзей. И когда мальчики и девочки говорили: Гном помоги нам!, он сразу появлялся и всем помогал. Один.
Транксрипт:

«Нетрадиционная» русская грамматика Виноградова Екатерина Николаевна, старший преподаватель кафедры русского языка для иностранных учащихся МГУ, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова Филологический факультет

-Почему ты такой мокрый? Под дождь попал? -Нет, в пальто под душ встал! -Зачем ты это сделал?!

Почему? Конференцию = открыл ректор Я открыл окно Америку открыл Колумб Конференцию открывал ректор Я открывал окно

«Нетрадиционная» русская грамматика = Функционально-коммуникативная грамматика русского языка (проф. М.В.Всеволодова)

Характеристики языка 1. Объективное и субъективное 2. Языковая картина мира 3. Учет лексики 4. Системность языка

Объективное и субъективное -Трудно в университете с аудиториями! -И не говорите! -Почему я не должен об этом говорить?!

Характеристики языка 1. Объективное и субъективное 2. Языковая картина мира 3. Учет лексики 4. Системность языка

Языковая картина мира Языковая картина мира – коллективная философия всех носителей языка 50 слов для «снега» у эвенков

Характеристики языка 1. Объективное и субъективное 2. Языковая картина мира 3. Учет лексики 4. Системность языка

Учет лексики В роще поют. (только люди) В роще поют птицы. *Во дворе залаяли. (только люди) Во дворе залаяли собаки.

Учет лексики Петя – мой лучший друг, он живет в соседнем подъезде. *Петя – мой лучший друг, высокий он живет в соседнем подъезде.

Характеристики языка 1. Объективное и субъективное 2. Языковая картина мира 3. Учет лексики 4. Системность языка

Системность языка 1.Содержательный уровень 2.Уровень формальных средств 3.Коммуникативный уровень 4.Уровень языковых механизмов

Языковые механизмы Формальные Коммуникативные Смысловые

Смысловые механизмы Закон семантического согласования – любой смысл должен повторяться в предложении дважды. Мы приехали вчера 2 раза «множественность» (мы и приехали) 2 раза прошедшее время (приехали и вчера)

Закон семантического согласования Он приехал из Америки *Он приехал на Боинге из Америки Он прилетел на Боинге из Америки (2 раза «передвижение по воздуху»)

Закон семантического согласования Случаи «неисполнения» закона семантического согласования *Бесцветные зеленые идеи яростно спят. *желтая причина, *розовый метод

Закон семантического согласования (ЗСС) Избирательная сочетаемость как одно из проявлений ЗСС туфли тесные = туфли узкие комната тесная комната узкая дружба тесная

Избирательная сочетаемость русск. жарить котлеты, печь блины чешск. жарить котлеты, блины русск. варить сталь, пиво, суп нем. giessen (сталь), brauen (пиво), kochen (суп) русск. человек, трава, дом высокие англ. человек tall, трава long, дом high

Языковые механизмы формальные коммуникативные смысловые

Формальные механизмы Открытая грамматикаСкрытая грамматика бояться, страшиться чего руководить, управлять, командовать, заведовать чем

Формальные механизмы Открытая грамматикаСкрытая грамматика Наше плавание продолжалось двое суток *Наше плавание продолжалось двадцать двое суток

Языковые механизмы формальные коммуникативные смысловые

Коммуникативные языковые механизмы Девушки на Кубе танцуют удивительно темпераментно. Удивительно темпераментно танцуют девушки на Кубе. Танцы девушек на Кубе отличаются удивительной темпераментностью. Танцам кубинских девушек присуща удивительная темпераментность. Основная характеристика танцев кубинских девушек – темпераментность. Удивительная темпераментность характеризует танцы кубинских девушек. Удивительна темпераментность танцев кубинских девушек. Кубинские девушки проявляют в танце удивительную темпераментность. У кубинских девушек удивительно темпераментные танцы. Кубинские девушки – это удивительно темпераментные танцы. Куба – это темпераментные танцы девушек.

Описательные предикаты помогать оказывать помощь советовать давать совет вращаться совершать вращение работать вести работу контролировать осуществлять контроль ошибаться допускать ошибку радоваться испытывать радость влиять оказывать влияние фантазировать предаваться фантазиям темпераментный отличается темпераментностью

Описательные предикаты изменяются XIX век Мне тоже делают вопросы из разных предметов (Л.Толстой «Отрочество») Юрий … и ты смеешь делать такие вопросы! (М.Лермонтов, «Вадим»)

Описательные предикаты Английский язык to make a discovery to make a start to make plans to make a decision to make delay Русский язык сделать открытие положить начало строить планы принять решение -

Описательные предикаты Ошибки иностранцев *Финансовый кризис дал сильный удар китайскому прогрессу нанес удар *Не надо презирать других людей или давать им обиды обижать их *В 1945 году Япония поражалась потерпела поражение

Описательные предикаты в научном и деловом стилях речи Договор: *Адвокат помогает решать юридические вопросы Адвокат осуществляет помощь в решении юридических вопросов Аэропорт: *Сел самолет, прибывший рейсом Совершил посадку самолет, прибывший рейсом Убить инкассатора совершить убийство инкассатора Убить комара *совершить убийство комара

Спасибо за внимание!