Районная научно-практическая конференция Секция Русская литература Григорьева Ксения МОУ «Индырчская средняя общеобразовательная школа», 7 класс Руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Волшебство в сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» Цель: обобщить полученные знания о сказке «Аленький цветочек» Задачи: 1. Учить работать с произведением;
Advertisements

По страницам сказок Урок русской литературы в 5 классе.
«ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА XIX ВЕКА». « В знакомой с детства сказке АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК » любовь творит чудеса, помогая красавице расколдовать чудовище, превратить.
Народная мудрость сказки С.Аксакова «Аленький цветочек»
Бурнашева Надежда Егоровна учитель русского языка и литературы Легойской СОШ Усть-Алданского улуса Урок русской литературы в 5 классе.
Как сочинить волшебную сказку Выполнила: Шуркалина Наталья учащаяся 4 класса СОШ 21 Руководитель: учитель начальных классов Котова С.К.
Волшебная сказка. В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил- был царь.
Сказка « Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»: пушкинский набросок «Сказки о царе Салтане» или народная сказка? МОУ Пречистенская СОШ Учащиеся.
Автор – Некрасова Мария, ученица 2 «Б» класса Лицей 88.
Сергей Тимофеевич Аксаков Сказка «Аленький цветочек» Автор работы учитель истории Лялина Л. П.
Выполнила: ученица 2 «Б» класса МБОУ СОШ 155 г.о.Самара Гарипова Элина Научный руководитель: Хоружева И.А.
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п.Агириш Южанина Алла Александровна.
Брейн – ринг «Наши любимые сказки» Подготовила: Распаева Г.Э. учитель начальных классов МОУ «СОШ 60»
ВИКТОРИНА Аленький цветочек по сказке Аксакова Аленький цветочек Выпускная работа Ильиной Марины Григорьевны зав.библиотекой коррекционной школы 17 Невского.
ВИКТОРИНА по сказке «Аленький цветочек». Кто рассказал Аксакову сказку про аленький цветочек? Ключница Пелагея.
Автор: Каримова Рамзия Зайнетдиновна, учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с.Рощинский Стерлитамакского района.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 6 г.Вольска Саратовской области» Урок литературного чтения.
«Аленький цветочек» Готовясь к этому уроку, Вы книгу новую прочли. С хорошей, доброй, мудрой сказкой Недаром время провели.
Как стать сказочником? Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Конзаводская средняя школа 2 Учитель начальных классов Прядко Г.А.
О сказках Сказки – это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. В далекие времена их сочиняли талантливые люди из.
Транксрипт:

Районная научно-практическая конференция Секция Русская литература Григорьева Ксения МОУ «Индырчская средняя общеобразовательная школа», 7 класс Руководитель: Николаева Н.Г., учитель русской литературы МОУ «Индырчская СОШ» Янтиковского района Янтиково 2009

сказки любят и взрослые, и дети моя работа поможет больше узнать о сказках, сравнивать их, находить общее и то, что отличает их друг от друга помогает выяснить, какие традиции народных сказок используются Аксаковым в сказке «Аленький цветочек»

сопоставление народной и литературной сказки определение (нахождение) традиций народных сказок в литературной сказке

Объект исследования - сказка «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова Предмет исследования – традиции народных сказок, которые использует сказочник в своем произведении. Это: характерные зачин и концовка, наличие заключения автора о своем участии в происходивших событиях, наличие присказок, деление героев на положительных и отрицательных, использования числа три, троекратного повторения, традиционных средств выразительности языка, просторечных слов и выражений, устойчивых сказочных выражений, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, слов в форме сравнительной степени, волшебных слов

Объяснительно- иллюстративный Частично- поисковый РепродуктивныйПроблемныйИсследователь- ский Логическое умозаключение Анализ Классификация подобных явлений Комментиро вание практическ их действий Поиск примеров Выбор фактов Перенос признаков Работа по книге Воспроизведение двух подобных явлений Нахождение подобия Разрешение проблемной ситуации Анализ полученного решения Выполнение логических операций Осмысление учебного материала Оценка Сопоставление фактов Обобщение Создание проекта

«Аленький цветочек» - сказка, сказка литературная её автором является известный русский сказочник Сергей Тимофеевич Аксаков в ней идёт речь о вымышленных, необыкновенных, даже фантастических событиях и приключениях в этой сказке много особенностей, характерных народным сказкам

Свою сказку Аксаков начинает так же, как начинаются многие народные сказки – «в некиим царстве, в некиим государстве жил- был богатый купец» «… и нимало не медля, принялись весёлым пирком да за свадебку, и стали жить да поживать»

«Я сама там была, пиво-мед пила, по усам текло, да в рот не попало» Присказка в сказке служит для прерывания повествования. Часто автор использует такую присказку – «долго ли, много ли он собирался, я не знаю и не ведаю», «скоро сказка сказывается, не скоро дело делается», «мало ли, много ли, времени прошло, доподлинно сказать не могу»

положительныеотрицательные 1.Купец, отец трех дочерей, обещавший привезти из заморского плавания дорогие подарки. Он обладает лучшими народными качествами: смелый, мужественный, сообразительный, добрый, держит свое слово, очень любит своих дочерей, заботится о них 2.Главная героиня – младшая дочь купца – красивая, мудрая, добрая, искренне любит отца, готова ему помочь, понимает своих завистливых сестер и умеет прощать 3.Чудище, хотя он ужасен, страшен: «руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди- сзади горбы верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные». Но у него добрая душа, потому что в чудище живет душа принца, заколдованного и превращенного в лесного зверя, в чудо морское 1. Старшие дочери купца – недалекие, завистливые, любящие деньги, богатство, не понимающие близких и думающие только о себе

«три дочери, все три красавицы писаные» купец собирается плыть за тридевять земель, в тридесятое царство, в тридесятое государство отец перечислят своих дочерей – «дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие» купец дает своим дочерям сроку думать три дня – «Думали они три дня и три ночи» старшая дочь три раза отказывается от ненужных ей вещей – «Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов черного соболя, ни жемчуга бурлацкого; а привези ты мне золотой венец» «венец стоит в глубине на три сажен, за тремя дверьми железными, за тремя замками»

по лесам дремучим солнышко красное дорога торная широкий двор зайцу косому вина заморские честной купец питья медвяные рев звериный чуду чудному шипение змеиное диву дивному крик совиный сады диковинные ни голоса птичьего в зелены сады тёмная ночь сила нечистая верная смерть смертью лютою на поляну широкую горе сердешное горючими слезами столы дубовые дорогих гостей палаты высокие тишина мёртвая очи ясные ноги резвые руками белыми сердечный друг красавица ненаглядная сила нечистая короля славного слуги верные

и стало, почитай, как белый день пуховик на ней, как гора лежит раздался по лесу хохот, словно гром загремел не оплакивай ты меня живую, словно мертвую живу… как королевишна и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного и чтоб было от них светло в темную ночь, как среди дня белого светло в темную ночь, как бы в белый день

думал он думал не прикажи рубить, а прикажи слово вымолвить богатому-богатому долго, долго… не поддавался на такие слова

Младшая дочь купца противопоставлена своим завистливым, жадным, себялюбивым сестрам Чудище - зверь лесной, чудо морское – таким страшным его рисует автор. А дочь купецкая, красавица писаная, называет чудище так: «господин милостивый», «господин мой, добрый, ласковый», «мой добрый, любимый господин», «мой добрый господин, мой верный друг»

аленький цветочек светлёхонько батюшка солнышко королевшина на ножках минуточка полнёхонек весёлым – веселёхонька верхушками весточка сестрицам одна – одиношенька веселёхонька времечко пташка сердечко потихоньку за свадебку

краше всех была больше всех любил светлее становится, заиграла музыка потише и подальше стала… чаще ходить в залу меньшая лучше всех была к нему ласковее взошло выше

не ведаю, даю вам срок думать коли из каменев самоцветных гостинцы таковой венец схоронен призадумался потяжеле твоя работа не хитро найти приголубливает свою дочь на гостинице не взыщи доживать свой век в плену-неволе поворотил назад посередь той поляны за утра позвал день-деньской супротивного нет отпустил в ихние терема девичьи

за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридевятое государство дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие мало ли, много ли времени прошло поклонись отцу в ноги как среди бела дня и день, и ночь краше не было на белом свете собираешься в путь, во дороженьку долго ли, много ли ни в сказке сказать, ни пером описать откуда ни возьмись

на стене появляются огненные слова, а потом незаметно пропадают – через огненные слова чудище объясняется с младшей дочерью купца колесница без коней а леса расступались и дорогу давали слуги невидимы подают, принимают, все желанья красавицы выполняют целый день играет музыка без музыкантов золотое яблочко катится по блюдцу и рассказывает дочери купца о незнакомых мирах чудище дал купцу перстень со своей руки: «Кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое око, мгновение» злая волшебница оборотила принца в чудище страшное и наложила заклятие

В сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» отметила 15 особенностей русских народных сказок Чтение и исследование народных и литературных сказок, их сопоставление доставило мне много счастливых минут, не раз заставило подивиться богатству выдумки, выразительности русской речи В ходе размышления о прочитанном мне открылся глубокий смысл народной и писательской фантазии

И.В. Петровский. Устное народное творчество. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ. - М.: издательство «Просвещение», Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса национальных общеобразовательных учреждений. /Авторы-составители: М.Г. Ахметзянов и др. – СПб,: «просвещение», С.Т. Аксаков. Сказки. – М.: «Детская литература»,

Григорьева Ксения, ученица 7 класса МОУ «Индырчская СОШ» Янтиковского района