Структура, содержание, порядок утверждения рабочих программ в ДОУ Семинар воспитателей ДОУ 03.12.2013г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сваталова Тамара Александровна, доцент кафедры дошкольного образования, к.п.н.
Advertisements

Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
- несоответствие содержания образовательных программ ДОУ, требованиям к его качеству; - отсутствие в образовательных программах и у педагогов ориентации.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Рабочая программа педагога дошкольного.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Проектирование основной образовательной программы дошкольного учреждения 3 декабря 2010г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
Презентация к уроку по теме: Положение о рабочей программе ФГОС.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Уксянский детский сад «Рябинушка» Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной.
Содержание образования определенного уровня и направленности в конкретном образовательном учреждении определяется основной образовательной программой,
Пути и средства реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ 25 августа 2011г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Петушок» п. Родинский Сорочинский р/н Оренбургской обл. Воспитатель Смирнова.
Организация работы с кадрами в МБДОУ 25 «Мишутка» в период введения Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной.
Муниципальное казенное учреждение «Управление дошкольными образовательными учреждениям» Индивидуальная карта развития дошкольника: структура и методические.
Программное обеспечение деятельности физкультурно- спортивных клубов: регламентация образовательного процесса требования к дополнительным образовательным.
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
Транксрипт:

Структура, содержание, порядок утверждения рабочих программ в ДОУ Семинар воспитателей ДОУ г.

Современные требования к системе дошкольного образования - успешность ребенка в течение всего пребывания в дошкольном образовательном учреждении; - реализация в дошкольных образовательных учреждениях развивающих образовательных технологий; - оптимальное соотношение различных видов деятельности (регламентированной и нерегламентированной) воспитанника, его эмоциональной, познавательной, творческой, физической активности; - реализация субъектной позиции воспитанника (его родителей) в образовательном процессе; - необходимость и достаточность степеней свободы для выбора воспитанниками способов общения, поведения; - возможность выбора воспитанниками видов деятельности, средств, материалов, содержания и направленности образования (в соответствии с интересами и способностями).

Требования к планированию деятельности руководителей и педагогических работников ОУ Планирование должно быть целостным, иметь четкую систему и отражать те направления работы, которые предполагает дошкольное учреждение в целом или каждый педагог отдельно. Качественное планирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении будет способствовать не только улучшению образования детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства, но и совершенствованию работы педагогических кадров дошкольного учреждения, творческому и системному подходу к решению поставленных задач.

Рабочая программа - это нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения образовательных областей, основывающийся на федеральном и региональном компонентах образования, компоненте дошкольного образовательного учреждения нормативный документ, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе непосредственной образовательной деятельности, в котором определены наиболее оптимальные и эффективные для определенной возрастной группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью формирования интегративных качеств, соответствующих ФГТ

Нормативно – правовые документы Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (п.5 ст.12) от г. 273-ФЗ приказ Минобрнауки от г «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

Система принципов принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; принципы научной обоснованности и практической применимости; принцип полноты необходимости и достаточности; принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки; принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса; принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями дошкольников, спецификой и возможностями образовательных областей

Рабочая программа педагога ДОУ учитывает требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста по конкретной образовательной области. Рабочие программы являются обязательной составной частью основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения, разрабатываются педагогами всех возрастных групп, специалистами дошкольного образовательного учреждения на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от г.655)

Рабочие программы отражают методику реализации программы с учетом: требований к уровню достижений детей в соответствии с Федеральными государственными требованиями ; объема учебного материала для дошкольников; объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом дошкольного образовательного учреждения в соответствии с СанПиН; индивидуальных особенностей и познавательных интересов дошкольников; целей и задач основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения; выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения в соответствии с реализуемыми программами.

Цель рабочей программы: создание условий для эффективного планирования, организации, управления воспитательно-образовательным процессом в ДОУ в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГТ. Задачи рабочей программы: определить содержание, объем, порядок изучения образовательных областей с учетом целей, задач, специфики воспитательно-образовательного процесса ДОУ и контингента воспитанников; повышение профессиональной компетентности педагогов через систематизацию воспитательно- образовательной деятельности.

Рабочая программа учитывает: - - взаимодействие воспитателей со специалистами дошкольного образовательного учреждения в конкретной возрастной группе; - - требования основного потребителя образовательных услуг – родителей (законных представителей). - Рабочая программа включает промежуточные результаты освоения программы детьми каждой возрастной группы и итоговые результаты освоения программы выпускниками дошкольного образовательного учреждения. - Составляется педагогом на 1 учебный год.

Рабочая программа учитывает: - виды основных образовательных программ, входящих в состав программно-методического комплекса организации образовательного процесса, определенных образовательной программой ДОУ; - виды дополнительных программ, также входящих в состав программно-методического комплекса организации образовательного процесса, определенных образовательной программой ДОУ; - систему используемых образовательных технологий, методик;- методический комплекс; - дидактический комплекс; - формы образовательной работы с детьми (недельная образовательная нагрузка), предусматривающие различные организационные формы.

Структура рабочей программы: - титульный лист; - пояснительная записка; - учебный план; - содержание разделов, относящихся к образовательной области; - требования к уровню подготовки дошкольников; - мониторинг результативности по разделам, входящим в образовательную область; - перечень литературы и средств обучения.

Т включает: Титульный лист включает: 1. Название дошкольного образовательного учреждения; 2. Реквизиты о рассмотрении, согласовании и утверждении рабочей программы; 3. Возрастную группу; 4. Ф.И.О. педагога, должность; Год разработки программы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад…... «…» Рабочая программа к основной общеобразовательной программе для подготовительной группы Образовательная область «Познание» Составитель: воспитатель________________________________ учебный год РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МДОУ д/с «-» Протокол от «___»____2011г.___ УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ д/с ___Подпись/____ФИО__ «___» ________ 2011_г

В пояснительной записке : - указывается основная общеобразовательная программа, на основании которой составлена данная рабочая программа (дата утверждения, приказ по МДОУ от____), - указывается комплексная и дополнительные программы (автор, название, год издания), актуальность разработки рабочей программы по образовательным областям. - указывается, какие разделы основной программы входят в образовательную область, по которой составляется программа; - приводится система условных обозначений (если такая имеется); - определяется система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы, которая обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов; - указываются основные формы организации образовательного процесса и требования к уровню освоения знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста; -отражается организация итогового контроля по данному курсу.

В пояснительной записке также могут содержаться : - количество НОД общее, в неделю, длительность НОД; - национально-региональный компонент ( в какой форме он будет реализовываться: как полное или часть НОД, в практических видах деятельности, только в некоторых темах, с какими темами совмещается, выделяются ли отдельные часы); - описание того, как будет реализовываться приоритетное направление работы ДОУ; - интеграция образовательных областей; - краткая характеристика детского сада и группы; - пояснения к каждому из разделов программы; -краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению практических занятий; -принципы и подходы к формированию программы

Содержание разделов, относящихся к образовательной области В этом разделе необходимо кратко и обоснованно охарактеризовать цели образовательной области, ее задачи согласно возрастной группе, определенные в основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения. Сформулировать общие цели и задачи по реализации данного раздела в образовательной области. Дать представление о способах подачи образовательного материала, показать методическую систему достижения целей, которые ставятся в данной области, описать средства их достижения. По каждой образовательной области необходимо составить учебный план по разделам, входящим в образовательную область

Содержание разделов, относящихся к образовательной области При описании содержания тем рабочей программы по разделам может быть использована следующая последовательность изложения: 1. Раздел программы, входящий в образовательную область 2. Название темы. 3. Необходимое количество тем для ее изучения в месяц. 4. Цель 5.Материалы и оборудование 6. Методическое обеспечение.Например, прил.3

Учебный план - структурный элемент программы, содержащий наименование темы, количество часов в неделю, месяц, год. Составляется в виде таблицы. Название разделаДлитель -ность Кол-во заня тий в неделю Кол-во занятий в месяц Кол-во занятий в год Ребенок и окружающий мир: предметное окружение 327 -экологическое воспитание 19 ФЭМП2872 Конструирование218

Примерные организационные формы работы с детьми: Непосредственно организованная образовательная деятельность: - игры (дидактические, с элементами движения, сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные и др.); - просмотры и обсуждения; - чтение и обсуждение; - наблюдения; - проектная деятельность; - продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация и др.); - рассматривание и обсуждение; - пение; - танцы; - физкультурные занятия и др.

Примерные организационные формы работы с детьми: Образовательная деятельность при проведении режимных процессов: - физическое развитие (комплексы закаливающих процедур, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня); - социально-личностное развитие (ситуативные беседы при проведении режимных моментов, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания, навыки безопасного поведения при проведении режимных моментов и др.); - познавательно-речевое развитие (создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, ситуативные разговоры, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей, обсуждения и др.); - художественно-эстетическое развитие (использование музыки в повседневной жизни- в играх, на прогулке, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к звукам в окружающем мире, к оформлению помещений, привлекательности оборудования, красоте и чистоте в окружающем мире и др.).

Примерные организационные формы работы с детьми: Самостоятельная деятельность детей: - физическое развитие (самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия – катание на санках, лыжах, велосипеде и др.); - социально-личностное развитие (индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками и др.); - познавательно-речевое развитие (самостоятельное чтение детьми коротких стихотворений, игры по мотивам художественных произведений, деятельность в уголке книги, в уголке театра, рассматривание книг и картинок, развивающие настольно-печатные игры, автодидактические игры – пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки и др.); - художественно-эстетическое развитие (самостоятельное рисование, лепка, конструирование – преимущественно во второй половине дня, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование, игра на детских музыкальных инструментах и др.).

Примерные организационные формы работы с детьми: Взаимодействие с семьями воспитанников: - рекомендации по организации образовательной деятельности в семье (поиграть, посмотреть, посетить, почитать и др.).

Организация системы мониторинга образовательного процесса в ДОУ ДОУ несет ответственность за реализацию образовательных программ, за качество образования своих выпускников (Закон РФ «Об образовании», ст.32) Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга (ФГТ, п 3.6.)

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Система мониторинга - определение степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса ДОУ на развитие каждого ребенка - опора на ФГТ (основные задачи образовательных областей и примерные планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования)

Система мониторинга - мониторинг образовательного процесса (освоения детьми образовательных областей программы) - мониторинг детского развития (оценка развития интегративных качеств ребенка)

Мониторинг образовательного процесса - оценка степени продвижения ребенка в образовательной программе - основывается на анализе достижения ребенком промежуточных результатов (Карты освоения программы)

Выведение уровневого показателя: Высокий уровень – все компоненты интегративного качества оценены знаком «+» Средний уровень – большинство отмечено знаком «+» Низкий уровень – большинство компонентов отмечено знаком «-»

Мониторинг детского развития выявление индивидуальных особенностей развития ребенка и определение индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: 1) физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

2) любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе и др.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволяет осуществить оценку динамики достижений детей

Спасибо за внимание!