Воспитатель МАДОУ детский сад 41 «Радуга» комбинированного вида поселка Свердловский ЩМР МО Шорина Анна Александровна
Логоритмические упражнения в основном проводятся в логопедических группах. Но элементы могут использоваться и в работе со всеми детьми - дошкольниками, например, в системе музыкальных, физкультурных и других занятий.
преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
оздоровительные образовательные воспитательные коррекционные
а) укрепление опорно – двигательного аппарата; б) развитие дыхания, моторных и сенсорных функций; в) воспитание чувства равновесия, правильной осанки.
а) формирование двигательных навыков и умений; б) развитие пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; в) развитие ловкости, силы, выносливости; г) развитие переключаемости, координации движений.
а) развитие чувства ритма и способности ощущать ритмическую выразительность; б) проявление художественно – творческих способностей; в) воспитание положительных личностных качеств; г) формирование организаторских способностей.
а) исправление нарушенных функций; б) развитие речевой функциональной системы (дыхание, голосовая функция, артикуляторный аппарат) и неречевых психических процессов (слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведение речевого и двигательного материала).
Общедидактические Специфические
Принцип систематичности Принцип сознательности и активности Принцип наглядности Принцип доступности и индивидуализации Принцип постепенного повышения требований
Принцип развития Принцип всестороннего воздействия Принцип учета симптоматики Принцип комплекстности
Наглядные методыСловесные методы Практические методы Игровые методы Соревновательные методы
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбирают с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей и состояния их физического здоровья – возрастных и типологических особенностей.
а)наглядно-зрительные – показ педагогом образца движений или отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач, картин и т.п.) б)тактильно-мышечные - включение в двигательную деятельнсть различных средств. в)наглядно-слуховые – звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух- четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т.п
Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и осознанно выполнять двигательные упражнения. При словесном методе используются следующие приемы: - краткое объяснение новых движений с опрой на имеющийся жизненный опыт и представления ребенка; - пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы; - указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися дошкольниками; - беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т.д.
- вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п. - команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество; - образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторы – две минуты вызывает у занимающихся дошкольников воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение; - словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.
Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы. Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом.
Игровой метод– близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно- образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях. Соревновательный метод – используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть использовано как воспитательное средство для совершенствования двигательных навыков, воспитания морально – волевых черт личности дошкольника.
Особенности логопедической ритмики заключаются в том, что она создает: - благоприятные условия для тренировки процесса торможения или возбуждения у детей с речевой патологией, у которых нарушены равновесие деятельности нервной системы и ритм процессов центральной нервной системы; - благотворное влияние на боль ных за счет точной дозировки раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию; - возможность выявить индивидуальный ритм человека и ритм коллектива, позволяет во всем многообразии мимико – двигательных проявлений установить соответствие ритма дошкольника оптимальному биологическому ритму детей его пола и возраста; - упорядочение и усовершенствование протекающих двигательных, ритмических процессов у ребенка, развивает способность к сосредоточению. Работа в группе (коллективе) благотворно влияет на слабого, подражание другим помогает ему выполнять ритмические упражнения; - возможность учитывать особенности возраста детей с точки зрения осознания упражнений, если большинство заданий дети выполняют по подражанию, а педагоги помогают сделать все эти действия осознанными.
В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена: развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией: слухового внимания, слуховой памяти, оптико – пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности; развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания, фонематического слуха и т.п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.
Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода являются переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.
Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно – артикуляционный тренинг проводится сначала изолировано, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.
Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения только для рук с использованием различных предметов. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в игру.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности. Кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.
В логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций используются следующие средства логопедической ритмики: - водные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях); - упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; - упражнения, регулирующие мышечный тонус; - упражнения, активирующие внимание; - счетные упражнения; - речевые упражнения без музыкального сопровождения; - упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; - ритмические упражнения; - пение; - игру на музыкальных инструментах; - музыкальную самостоятельную деятельность; - игровую деятельность; - упражнения для развития творческой инициативы; - заключительные упражнения.
Подготовительная часть Подготавливает организм к речевой и моторной нагрузке. Включает различные виды упражнений: ходьба спокойного характера под маршевую музыку, упражнения на различные виды ходьбы и бега с движением рук или без движений, с изменением направления, со сменой движений, с перестроением. Основная часть Упражнения на развитие дыхания, голосовые упражнения, упражнения для четкого проговаривания слогов и гласных звуков. Общеразвивающие упражнения из положения стоя, упражнения для развития речевых. Мимических и онких движений пальцев рук, общеразвивающие упражнения из положения сидя и лежа. Заключительная Упражнения на восстановление дыхания и релаксацию, различные виды спокойной ходьбы.
Музицирование – это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании. Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с вожможностями человеческого голоса. В этот раздел входят игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, песенный фольклор, пение с движением и тональным аккомпанементом. Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин. В раздел включены игры с инструментами, звучащими предметами, ритмодекламации с инструментами, ритмическое и мелодическое сопровождение литературных текстов.
Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.
Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и является основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно – артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в игровые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.
Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения для рук и для рук с использованием различных предметов. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию и т.д. Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительностти, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.
Танцевально – ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода ( ритма) музыкального произведения – понятие динамическое, следовательно, эта способность развиваема при «стороннем» воздействии.
Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышщ, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.
Игроритмика – это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая танцевально – ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся эвуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниеми). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, кубики и т.п.