Ходасевич Владислав Фелицианович (1886 – 1939) - русский поэт, критик, мемуарист.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дом В.Я.Брюсова. В начале XX века Валерий Брюсов был одной из крупнейших фигур русской литературной жизни, находился в самом её центре. И совершенно естественно,
Advertisements

Серебряный век. Возникновение названия Название было предложено философом Н.Бердяевым Николай Оцуп. Статья «Серебряный век»русской поэзии» (1933) Сергей.
Модернизм в русской литературе «Серебряный век» отечественной культуры XX века.
Работу выполнил ученик 11 класса Сенаторов Фёдор.
Жизнь и творчество И. Бунина – «трепетное и радостное причащение к вечному…» Бунин Иван Александрович
А.А. Блок Судьба и творчество. Блок и символизм..
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
О́сип(Иосиф ) Эми́льевич Мандельшта́м ( 1891 – 1938) русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов.
Александр Александрович Блок Александр Александрович Блок родился в Петербурге в дворянской семье. Отец был профессором права Варшавского.
Туда б уйти, покинув мир лукавый, Смотреть на ширь воды, на неба ширь… В тот золотой и белый монастырь! Авторы работы: Ситников Сергей, Зубков Артём, Мельник.
Гумилев Николай Степанович ( ). Русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер.
Русская культура в начале ХХ века Литература. Анна Ахматова (псевдоним Горенко Анны Андреевны; ) первое стихотворение, по ее признанию, написала.
Писатели и поэты конца 19 начала 20 веков Особенности творчества поэтов и писателей конца 19 начала 20 веков.
Осип Эмильевич Мандельштам - русский поэт, прозаик, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971 г.г.)
«Серебряный век» русской литературы. Поэзия.. Философские основы культуры рубежа веков. Вопрос о Человеке и Боге являлся главным. Без веры в Бога человек.
Марина Цветаева: личность и судьба Цель урока: познакомиться с центральными событиями жизни и творчества поэта, с особенностями ее мировоззрения. познакомиться.
Урок литературы в 9 «Б» классе Тема урока: Новаторство В. Маяковского. Ранняя лирика, стихи о любви. Учитель: Балмаева Г.И.
Марина Цветаева: личность и судьба Цель проекта: познакомиться с центральными событиями жизни и творчества поэта, с особенностями ее мировоззрения. Знать:
«Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу» Владимир Маяковский.
Транксрипт:

Ходасевич Владислав Фелицианович (1886 – 1939) - русский поэт, критик, мемуарист.

«Я считаюсь злым критиком…»

Семья Отец, Фелициан Иванович - выходец из литовской обедневшей дворянской семьи. Отец, Фелициан Иванович - выходец из литовской обедневшей дворянской семьи. Мать, Софья Яковлевна – дочь известного еврейского литератора Якова Александровича Брафмана. Мать, Софья Яковлевна – дочь известного еврейского литератора Якова Александровича Брафмана. Брат, Михаил Фелицианович Ходасевич -известный адвокат. Брат, Михаил Фелицианович Ходасевич -известный адвокат. Племянница, Валентина Ходасевич – известная советская художница. Племянница, Валентина Ходасевич – известная советская художница.

Юность. В кругу символистов Юность. В кругу символистов поступил на юридический факультет поступил на юридический факультет перешел на филологический факультет, знакомство с символистами перешел на филологический факультет, знакомство с символистами 1908 – первая книга стихов «Молодость» (влияние символизма) 1908 – первая книга стихов «Молодость» (влияние символизма) «Счастливый домик» (обращение к поэтике «Счастливый домик» (обращение к поэтике пушкинского стиха)

Критические опыты. Смена привязанностей (1910-е годы) Критические опыты. Смена привязанностей (1910-е годы) Рецензирует сборники литературной молодежи, осторожно приветствует первые книги А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама Рецензирует сборники литературной молодежи, осторожно приветствует первые книги А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама Выделяет поэтические сборники Клюева, М. А. Кузмина, И. Северянина Выделяет поэтические сборники Клюева, М. А. Кузмина, И. Северянина Выступает против программных заявлений акмеистов и футуристов Выступает против программных заявлений акмеистов и футуристов Рецензия на книгу В. Брюсова (1916)«Семь цветов радуги» («самый умышленный человек», насильственно подчинивший «идеальному образу» свою настоящую природу) Рецензия на книгу В. Брюсова (1916)«Семь цветов радуги» («самый умышленный человек», насильственно подчинивший «идеальному образу» свою настоящую природу) Длительные (с 1904) отношения с А. Белым (человек, «отмеченный... несомненной гениальностью») Длительные (с 1904) отношения с А. Белым (человек, «отмеченный... несомненной гениальностью»)

Вера в обновление. «Путем Зерна» «Выйдя из символизма, ни к чему и ни к кому не примкнули, остались навек одинокими, «дикими». Литературные классификаторы и составители антологий не знают, куда нас приткнуть». (Из очерка «Младенчество», 1933) «Выйдя из символизма, ни к чему и ни к кому не примкнули, остались навек одинокими, «дикими». Литературные классификаторы и составители антологий не знают, куда нас приткнуть». (Из очерка «Младенчество», 1933) книга «Путем Зерна», главной темой поэзии Ходасевича становится преодоление дисгармонии, по существу неустранимой книга «Путем Зерна», главной темой поэзии Ходасевича становится преодоление дисгармонии, по существу неустранимой

Поиски места в новой России После революции Xодасевич читает лекции о Пушкине в литературной студии при московском Пролеткульте После революции Xодасевич читает лекции о Пушкине в литературной студии при московском Пролеткульте Работает в театральном отделе Наркомпросса, в горьковском издательстве «Всемирная литература», «Книжной Палате» Работает в театральном отделе Наркомпросса, в горьковском издательстве «Всемирная литература», «Книжной Палате» Пишет мемуарные очерки сер. 1920–30-х гг.: «Белый коридор», «Пролеткульт», «Книжная Палата» и др Пишет мемуарные очерки сер. 1920–30-х гг.: «Белый коридор», «Пролеткульт», «Книжная Палата» и др Выступает (вместе с А. А. Блоком) на чествовании Пушкина и И. Ф. Анненского с докладами «Колеблемый треножник» и «Об Анненском» Выступает (вместе с А. А. Блоком) на чествовании Пушкина и И. Ф. Анненского с докладами «Колеблемый треножник» и «Об Анненском»

Интерес к творчеству А. Пушкина 1915 – статья «Петербургские повести Пушкина» 1915 – статья «Петербургские повести Пушкина» 1918 – статья «О «Гавриилиаде» 1918 – статья «О «Гавриилиаде» 1921 – статья «Колеблемый треножник» 1921 – статья «Колеблемый треножник» 1924 – книга «Поэтическое хозяйство Пушкина» 1924 – книга «Поэтическое хозяйство Пушкина»

Эмиграция. В кругу А. М. Горького живет в Берлине, сотрудничает в берлинских газетах и журналах живет в Берлине, сотрудничает в берлинских газетах и журналах происходит разрыв с А. Белым происходит разрыв с А. Белым помогает А. М. Горькому редактировать журнал «Беседа» помогает А. М. Горькому редактировать журнал «Беседа» переезжает в Париж переезжает в Париж 1921 – выходит сборник «Тяжелая Лира», 1921 – выходит сборник «Тяжелая Лира», в котором главенствует образ Петербурга эпохи краха всего привычного уклада жизни

Становится редактором литературного отдела газеты А.Ф.Керенского "Дни", печатается в "Последних новостях" Становится редактором литературного отдела газеты А.Ф.Керенского "Дни", печатается в "Последних новостях" С возглавляет литературный отдел газеты "Возрождение" С возглавляет литературный отдел газеты "Возрождение"

«Европейская ночь» «Европейская ночь» Печатается в журнале «Современные записки» Печатается в журнале «Современные записки» Приобретает репутацию придирчивого критика и неуживчивого человека, желчного и ядовитого скептика. Приобретает репутацию придирчивого критика и неуживчивого человека, желчного и ядовитого скептика выходит «Собрание стихов» включающее книгу «Европейская ночь» выходит «Собрание стихов» включающее книгу «Европейская ночь» После 1928 ставит «крест» на поэзии и других «гордых замыслах» После 1928 ставит «крест» на поэзии и других «гордых замыслах»

Один из ведущих критиков эмиграции Откликается на все значимые публикации за рубежом и в Советской России Откликается на все значимые публикации за рубежом и в Советской России Ведет полемику с Адамовичем относительно ценности литературы как эстетического явления Ведет полемику с Адамовичем относительно ценности литературы как эстетического явления Историю русской литературы рассматривает как «историю уничтожения русских писателей» (ст. «Кровавая пища») Историю русской литературы рассматривает как «историю уничтожения русских писателей» (ст. «Кровавая пища») Анализирует все драматические аспекты бытования эмигрантской литературы (ст. «Литература в изгнании») Анализирует все драматические аспекты бытования эмигрантской литературы (ст. «Литература в изгнании») Констатирует кризис поэзии Констатирует кризис поэзии

Творческое завещание художественная биография «Державин» (Париж) художественная биография «Державин» (Париж) мемуарная проза «Некрополь» (Брюссель) мемуарная проза «Некрополь» (Брюссель)

«Внеэстетический, по существу, замах символизма безгранично расширить творчество, жить по критериям искусства, сплавить жизнь и творчество определил «правду» символизма (прежде всего неотделимость творчества от судьбы) и его пороки: этически не ограниченный культ личности, искусственная напряженность, погоня за переживаниями (материалом творчества), экзотическими эмоциями, разрушительными для неокрепших душ» («Конец Ренаты» очерк о Н.Н. Петровской). «Внеэстетический, по существу, замах символизма безгранично расширить творчество, жить по критериям искусства, сплавить жизнь и творчество определил «правду» символизма (прежде всего неотделимость творчества от судьбы) и его пороки: этически не ограниченный культ личности, искусственная напряженность, погоня за переживаниями (материалом творчества), экзотическими эмоциями, разрушительными для неокрепших душ» («Конец Ренаты» очерк о Н.Н. Петровской).

Умер Ходасевич в Париже 14 июня 1939.

1983г. 1990г.

1922 г.

Особенности критической деятельности Ходасевича. Критика русской поры Отношение к литературе как к духовному подвигу Отношение к литературе как к духовному подвигу Требование сотворчества от читателя как непременное условие здорового развития литературы Требование сотворчества от читателя как непременное условие здорового развития литературы Ненависть к литературной "улице" Ненависть к литературной "улице" Видел здание поэзии - с парадными залами, боковыми покойниками, мезонинами и службами, перестраиваемыми новыми поколениями на свой лад. Видел здание поэзии - с парадными залами, боковыми покойниками, мезонинами и службами, перестраиваемыми новыми поколениями на свой лад.

«История русской литературы последнего двадцатилетия будет по преимуществу историей поэзии, так как именно здесь, а не в прозе произошли в это время изменения наиболее разительные" (PB декабря). «История русской литературы последнего двадцатилетия будет по преимуществу историей поэзии, так как именно здесь, а не в прозе произошли в это время изменения наиболее разительные" (PB декабря). Символизм, по мнению Ходасевича, «самая определяющая позиция» Символизм, по мнению Ходасевича, «самая определяющая позиция» Валерий Брюсов - главный персонаж критической прозы "российского" периода Валерий Брюсов - главный персонаж критической прозы "российского" периода «...вижу, что совершенно правильно я почувствовал основной порок его: мещанство, отчасти неосознанное, отчасти затаенное под маской декадента, мага и демона; затаенное настолько глубоко, что он сам порой ощущал маску как подлинное свое лицо.» (О В. Брюсове) «...вижу, что совершенно правильно я почувствовал основной порок его: мещанство, отчасти неосознанное, отчасти затаенное под маской декадента, мага и демона; затаенное настолько глубоко, что он сам порой ощущал маску как подлинное свое лицо.» (О В. Брюсове)

"Что же, как не фантом - этот мир, населенный масками?" "Что же, как не фантом - этот мир, населенный масками?" "меняет костюмы и маски с такой быстротой, что сам Фреголи ему позавидовал бы"(о стихах С. Городецкого). Не принял "Теннис" и "Кинематограф" Мандельштама Не принял "Теннис" и "Кинематограф" Мандельштама Приветствовал "Чужое небо" Н.Гумилева Приветствовал "Чужое небо" Н.Гумилева В критической прозе Ходасевича лицо как выражение внутренней правды противостоит маске В критической прозе Ходасевича лицо как выражение внутренней правды противостоит маске

"Он отзвук, эхо современной души, мятущийся и быстрый в своих порывах" (Новь апреля) (Об И. Северянине) "Он отзвук, эхо современной души, мятущийся и быстрый в своих порывах" (Новь апреля) (Об И. Северянине) В Бальмонте молодой критик приветствовал поэта "Космоса и всеобъемлемости" В Бальмонте молодой критик приветствовал поэта "Космоса и всеобъемлемости"

Критика зарубежного периода Ходасевич - садовод, обходящий "свое волшебное, благоуханное, наливающееся соками и расцветающее царство, которому скипетром служил острый кривой нож профессора, а мечом безжалостный секатор" (А. Куприн) Ходасевич - садовод, обходящий "свое волшебное, благоуханное, наливающееся соками и расцветающее царство, которому скипетром служил острый кривой нож профессора, а мечом безжалостный секатор" (А. Куприн) В 20-е гг. возненавидел в футуристах служащих советской власти, называя их "парнасскими большевиками" и "советскими рупорами" В 20-е гг. возненавидел в футуристах служащих советской власти, называя их "парнасскими большевиками" и "советскими рупорами" «Блоку даны были гордая совесть и неподкупная лира" ; "Кажется, в Блоке все же осуществился идеал символизма: соединение поэта и человека» (ст. "Ни сны, ни явь" ) «Блоку даны были гордая совесть и неподкупная лира" ; "Кажется, в Блоке все же осуществился идеал символизма: соединение поэта и человека» (ст. "Ни сны, ни явь" )

Источники: Богомолов Н. А. Георгий Иванов и Владислав Ходасевич// Богомолов Н. А. Русская литература первой трети ХХ века: Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, – 640 с. Богомолов Н. А. Георгий Иванов и Владислав Ходасевич// Богомолов Н. А. Русская литература первой трети ХХ века: Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, – 640 с. А.Куприн. Голос оттуда Рассказы. Очерки. Воспоминания. Статьи. Литературные портреты. Некрологи. Заметки. Сост., вступит. статья и примечания О.Фигурновой. М.: "Согласие", А.Куприн. Голос оттуда Рассказы. Очерки. Воспоминания. Статьи. Литературные портреты. Некрологи. Заметки. Сост., вступит. статья и примечания О.Фигурновой. М.: "Согласие", Литература русского зарубежья: Антология Т. 4. Сост. В.В. Лавров; - М., – 560 с. Литература русского зарубежья: Антология Т. 4. Сост. В.В. Лавров; - М., – 560 с.