СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Advertisements

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
« ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ( ГЛОБАЛЬНОМУ И АНАЛИТИЧЕСКОМУ ) ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПО ПРОГРАММЕ « ОБЩЕНИЕ » Э. И. ЛЕОНГАРД »
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Методы и приемы формирования письма у младших школьников.
Программа и методические рекомендации по обучению детей татарскому языку в дошкольных образовательных учреждениях предназначены воспитателям дошкольных.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития)
Кружковая работа как одна из форм предшкольной подготовки Даёт возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного,
Р АБОТА НАД СЛОВОМ Задача направления: учить правильно воспроизводить слова: слитное, с соблюдением звуко-слогового состава, ударе­ния, орфоэпических норм.
Требования к литературному тексту для пересказа каждое произведение должно учить чему-то хорошему развивать в ребенке нужные в обществе черты личности.
Готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю.
«По дороге в школу» Факультатив Карева Ольга Борисовна воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ 49 г. Ленинск-Кузнецкий.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Речевые компоненты Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха Правильное произношение звуков родного языка Правильное произношение.
Учебник – неизменная основа для различных вариантов урока.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Транксрипт:

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Изменение в соотношении разных форм словесной речи вспомогательным средством 2 в обучении детей среднего дошкольного возраста избрана дактильная форма речи

Дактилология как исходная форма. Для кого? не получившие дошкольной подготовки дети, обучающиеся в подготовительных классах школы для глухих, начинают обучаться словесной речи при использовании дактилологии как исходной формы речи. На ее основе формируется письменная форма речи (аналитическое чтение и письмо рукописным шрифтом) и устная форма речи (через усиление речевых кинестезии за счет движений руки при дактилировании). Речевой материал предъявляется на дактильных табличках, сопровождаемых буквенным изображением (см. «Букварь» С.А. Зыкова).

Отношение к дактилологии среди ученых и практиков В обучении дошкольников словесной речи отношение к дактилологии было неоднозначным. Впервые она была использована как необходимое вспомогательное средство Б.Д. Корсунской (программы обучения и методические рекомендации к ним относятся к началу 60-х гг.).

Система Леонгард Э. И. В методике обучения неслышащих детей словесной речи Э.И. Леонгард дактилология либо не вводилась совсем, а акцент в работе делался на усилении работы по развитию слухо- зрительного восприятия детей, либо это вспомогательная форма речи вводилась только на заключительном этапе дошкольного обучения для подготовки детей к поступлению в специальную школу.

Кому рекомендовано избегать дактилологии Такой путь обучения более применим для интенсивной индивидуальной работы с детьми (при условии полноценного включения при обучении неслышащих детей родителей наравне с сурдопедагогами) и достаточно надежными индивидуальными возможностями.

типичный контингент детей Для существующих условий дошкольного воспитания детей с нарушениями слуха и широкого охвата типичного контингента детей данной категории требуется максимальное использование всех известных в современной сурдопедагогике психолого-педагогических средств, включая вспомогательные средства – глобальное чтение и дактилологии новые педагогические технологии (аппаратура, записывающие устройства, компьютеры, специальные дидактические пособия).

Роль дактилологии для типичной группы глухих детей в усилении зрительного восприятия речевых единиц (восприятие с лица + восприятие с руки); в добавлении усиленных кинестетических ощущений от движения руки при воспроизведении дактильных знаков; в ускорении процесса овладения буквенным алфавитом в ускорении перехода на аналитическое чтение увеличивающегося объема речевого материала (связной речи); в расширении возможностей общения детей с педагогом, друг с другом.

Условия полезности дактилологии полезность ее может проявиться только при квалифицированном применении. Небрежность и бессистемность ее использования способны привести и к нежелательным нарушениям отдельных сторон речи. В частности, могут проявиться изменение темпа устной речи, нарушение ее слитности, ритмической структуры в целом.

Устная речь остается ведущей формой речи!!! знакомые по форме и содержанию речевые единицы предъявляются детям устно. Педагог, как и ранее, проговаривает слово, а дети сопряженно-отраженно его повторяют, произнося в соответствии со своими возможностями. Затем это же слово подкрепляется письменной табличкой

Последовательность введения новых речевых единиц Слово на табличке узнается на основе соотнесения с устным проговариванием и сформированных умений глобального чтения. Далее табличка помещается в наборном полотне или прикрепляется к доске, а на индивидуальной работе кладется на стол перед педагогом и ребенком.

Последовательность введения новых речевых единиц Правой рукой педагог дактилирует, последовательно соотнося с каждой буквой слова требуемую дактилему. После этого педагог в более быстром темпе, чем в поочередном показе дактилем, синхронно повторяет слово в устно-дактилъной форме. Ребенок пока придерживается усвоенного ранее приближенного способа устного проговаривания, но уже пытается просто шевелить пальчиками. В заключение педагог в нормальном темпе произносит слово еще раз в устной форме и без участия руки. Так изучается дактилология на материале наиболее часто употребляемых речевых единиц.

Последовательность введения новых речевых единиц На этот раз дети уже более свободно произносят слово в со­ ответствии со своими возможностями звукопроизношения, но пытаясь восполнить все пустоты в звуковом составе.

Проведя серию подобных упражнений на разных этапах занятий по речевому развитию, педагог прослеживает, насколько точно может каждый ребенок придать своим пальчикам нужное положение и кому требуется помощь в воспроизведении конкретных дактильных знаков.

Убедившись в том, что дети начинают понимать связь между дактильными знаками и буквами, а букв со звуками, хотя еще не в силах освоить весь дактильно- буквенный алфавит, педагог переходит к следующему этапу отработки дактильнои формы речи.

Он отбирает короткие и отработанные ранее слова из 3-4 букв типа дом, мяч, юла, мама, имена детей, стол, стул и др. и после их устного проговаривания начинает совместно с детьми дактильно читать их с табличек (аналитическое чтение).

Следующий этап изучения дактилологии Когда дети научатся по подражанию дактилировать, а затем и самостоятельно выборочно подбирать к каждой букве соответствующую дактилему, детям предъявляется дактильно-буквенный алфавит на специальной таблице. При введении дактилологии изучается детьми не дактильная азбука как таковая в алфавитном порядке, а именно слова в новом для детей коде дактильном.

Польза введения дактилологии Через овладение дактильным словом дети переходят на уровень более сложного аналитического чтения, это дает толчок для сравнительно быстрого усвоения буквенного алфавита родного языка.

Работа с разрезной азбукой. К аналитическому чтению параллельно с дактилологией ведет и работа с разрезной азбукой. Варианты усвоения дактилологии разными детьми Кому-то из них легче воспринять новое слово по письменной табличке, кто-то схватывает его при устно-дактильном предъявлении, некоторые дети достаточно успешно воспринимают целостную структуру слова и на слухо-зрительной основе, но нуж­даются в уточнении звуко-буквенного состава.

Другой порядок отработки речевого материала педагог вводит в проработку новое слово или фразу в устно-дактильной форме. Дети по возможности должны проговорить и подобрать нужную табличку или сделать запись заданного слова. Если табличка и запись соответствуют предъявленному в устно-дактильной форме слову, завершается работа над ним правильным устным проговариванием по образцу педагога.

Третий вариант Педагог на глазах у детей пишет на доске отрабатываемое слово. Дети его медленно прочитывают в усто-дактильной форме. Педагог дает образец его синхронного устно-дактильного воспроизведения. Дети по возможности ускоряют темп дактилирования. Окончательно педагог и дети устно проговаривают слово вместе.

Ожидаемый результат Важно, чтобы через разные соотношения форм словесной речи дети научились воспринимать слово с первого предъявления в любой форме, уметь перекодировать его в звуковые, графические, двигательные материальные суб­станции, а в итоге получить образец правильного проговаривания и произнести его на уровне своих возможностей устной речи.

Умение идентифицировать слово, предъявляемое в раз­ных формах словесной речи, у глухих детей становится достаточно прочным к 5 годам.

Восприятие устно-дактильной речи, особенно трудных по структуре слов или фразовой речи, значительно опережает восприятие в устной форме речи. Поэтому, чем сложнее становится речевой материал, над которым ведется работа на занятиях, тем большую роль в отношении словесной речи начинает играть вспомогательное средство дактилология.

Слабослышащие дети В речевом развитии слабослышащих дактилологию используют в меньшем объеме, главным образом для уточнения структуры слова, исправления неправильностей в чтении и письме. Делается это с учетом индивидуальных особенностей детей (слуховых, произносительных, интеллектуальных). Многим детям она не понадобится!!!! говорение следует отрывать от дактилологии на всех этапах работы над речью.

Объем и содержание речевого материала В средней группе обогащение словаря продолжается как за счет обиходно- разговорной речи, необходимой для удов­летворения коммуникативных потребностей в быту, в про­цессе организации занятий и свободной деятельности детей, так и в процессе увеличения объема и расширения содержа­ния тематического словаря на занятиях по развитию речи.

Работа над словарем Большое количество слов и выражений может быть вве­дено в речь детей на занятиях воспитателей, в быту, Работа над лексикой в полном объеме находится в поле зрения сурдопедагога на занятиях по развитию речи и заключается в планомерной, систематической работе над значениями слов.

Объем словаря К концу обучения в средней группе объем словаря, предлагаемого детям и подлежащего отработке, может составлять примерно 500 слов. Педагог определяет его исходя из особенностей изучаемой тематики, индивидуальных возможностей детей, уровня их речевого и познавательного развития.

задачи в средней группе формировать понимание обобщающего значения слова, видо- родовых отношений; учить понимать связи по типу «целое и его часть»; использовать антонимы как средство осмысления значений слов; учить понимать и использовать конверсивные отношения слов; использовать синонимы для уточнения значений слов и расширения словаря детей.

Обучение чтению Для систематического чтения в современных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих используются специально разработанные Б.Д. Корсунской книги «Читаю сам» (1- 3 части). Рассказы Л. Н. Толстого Русские народные сказки

Содержание книг Корсунской Б. Д. В методических указаниях к книгам особое внимание уделяется обеспечению понимания детьми смыслового содержания прочитанного. Для этого используются: 1.иллюстрации к текстам 2.различные вопросы и задания для анализа текстов, 3.особая подготовительная работа к чтению. Эта подготовка включает в себя: предварительное рассказывание взрослым демонстрация действий моделирование ситуаций с проговариванием текстового материала.

Результат подготовительных упражнений Читая после такой подготовки текст, дети: 1.узнают в нем знакомые ранее слова и фразы, 2.при наличии незнакомых слов видят за языковым материалом реальные ситуации 3.осваивают их словесное обозначение. 4.Это делает процесс чтения доступным для ребенка, а его смысловую сторону узнаваемой.

Другие дидактические материалы 1.серия рисунков содержится в картинном учебном пособии Л.П. Носковой «Учимся наблюдать, говорить, читать, писать». 2. серия рисунков по развитию правильного восприятия движений и для выполнения их по подражанию (серия «Делай так»).

3. иллюстрированные книжки для малышей (книжки-малышки), 4. По аналогии с готовыми книжками дети с помощью педагогов и родителей начинают делать книжки-самоделки.

обучение правильному чтению написанного Детей нужно учить читать строго по линии слева направо полностью каждую фразу (от начала большой буквы, до конца до точки или вопросительного, восклицательного знаков).

индивидуальный контроль за каждым ребенком и постоянный показ образца Чаще всего для такого рода упражнений предъявляются тексты на больших плакатах или написанные на доске. Педагог располагает каждую фразу текста на отдельной строке, проводит по ней указкой и предлагает прочитывать хором и поочередно, показывая, где следует делать паузу.

Виды работ над чтением предлагает в некоторых знакомых словах восполнить пропущенную букву (вписать вместо точки). Один и тот же текст может быть представлен крупным шрифтом на общем плакате и буквами меньшего размера на индивидуальных листах. Дети сравнивают свой текст с написанным на доске или большом плакате. в общем тексте содержится лишнее предложение, и важно, чтобы дети это заметили сами. Этим воспитывается внимание к написанному.

Используется и такой вариант. На большом плакате весь текст представлен в словесном оформлении, а этот же текст, но с заменой отдельных слов картинками с изображением соответствующих предметов дети читают по книге «Учимся наблюдать, говорить, читать, писать»

Техника чтения не заключается в скорости чтения. На данном этапе важно сформировать навык плавного чтения, соблюдения пауз, в основном в конце фразы, точного воспроизведения буквенного строения каждого слова. Недопустимым считается чтение в обратном направлении и соскальзывание с одной строки на другую. Для этого нередко детям предлагается линеечка или полоска бумаги, которые продвигаются по тексту вниз по мере завершения проговаривания каждой фразы на строке.

Дополнительный материал для чтения и развития речи в средней группе письма или записки от мам с интересной для каждого информацией; книжки-самоделки с описанием самых важных событий (праздники, дни рождения, наблюдения на прогулках и экскурсиях и пр.); адаптированные тексты известных русских сказок; стихи для детей; тексты в упомянутых выше книгах (авторы Б.Д. Корсунская, Л.П. Носкова).

Цели чтения обучить правильной технике чтения; обогатить речевой запас новыми речевыми единицами или закрепить уже используемые ранее; научить ориентироваться в новом контексте и понимать смысл целого; привнести в опыт детей определенные нравственные правила.

Обучение чтению школьников, не прошедших дошкольную подготовку методы при обучении чтению школьников с нарушениями слуха специалисты (М.И. Никитина, Е.А. Горбунова) 1.репродуктивные (воссоздающие содержание прочитанного ответы на вопросы, пересказ и др.); 2.проблемные (решение мыслительных задач); 3.творческие (дополняющие текст новыми сведениями).

способы обучения, помогающие уяснить содержание прочитанного, можно отнести к репродуктивным методам. Сюда входят: 1.подбор картинок, 2. предварительное рассказывание, 3. демонстрация действий, 4. повторное чтение с драматизацией, 5. выяснение понимания по вопросам, 6. зарисовки и т. п.

проблемные методы предлагается вставить пропущенные слова, заменить картинки словами, вставить недостающие буквы в контрольных словах, заменить слово известным синонимом и др. Всё, что связано с вопросом «почему?».

Творческие методы быть использованы, когда сам текст уже хорошо проработан. Детям задаются вопросы для выяснения предшествующих или последующих событий, т. е. для придумывания всего, что может быть за пределами вписанных в текст событий. В некоторых случаях кто-то из детей придумывает свой рассказ по аналогии с теми фактами, которые изложены в прочитанном и хорошо осмысленном содержании текста. Сочинение своих сказок для хорошо развитых в речевом плане детей иногда становится любимым занятием.

Старший дошкольный возраст