Место психологии и педагогики в системе наук. План: 1. Психология как отрасль научного знания. 2. Педагогика как наука. 3. Взаимосвязь педагогики и психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Advertisements

Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Функции педагогики как науки. Объяснительная - описание педагогических фактов, явлений, процессов, объясняет законы, условия, протекания процессов воспитания,
Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени АБАЯ ТЕМА: ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ ВЫПОЛНИЛА: БЕГМЕТОВА А. ПРОВЕРИЛА: АУБАКИРОВА. АЛМАТЫ 2015 г.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Педагогика высшего образования. 1. Предмет педагогики высшей школы 2. Методология и методы исследования 3. Современное многоуровневое образование.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ.
Лекция 4 «Основные методологические подходы в педагогике»
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ СТРУКТУРА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ СТРУКТУРА 2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
1 Методология педагогики и методика педагогических исследований Сущность методологии педагогики и методологической культуры педагога Философский и общенаучный.
Общие основы педагогики Образовательные задачи: Сформировать представления о развитии педагогики как науки. Осознать образование как социальный феномен.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Методы психологии Подготовили: Магистранты группы М Сесорова Диана Баянбековна Тасбалта Аяулым Шарипбаевна Министерство образования и науки РК.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Транксрипт:

Место психологии и педагогики в системе наук

План: 1. Психология как отрасль научного знания. 2. Педагогика как наука. 3. Взаимосвязь педагогики и психологии и их место в жизни и деятельности людей.

1. Психология как отрасль научного знания. Основным психологии является человек. Основным объектом психологии является человек. Основная задача - познание истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникнове­ния, формирования, функционирования и проявлений, возмож­ностей психики человека, ее влияния на поведение и деятель­ ность человека. Психология в переводе с греческого - учение, знание о душе («психе» - душа, «логос» - учение, знание). Психология - это наука о закономерностях возникновения, формирова­ния, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.

Основные функции разрабатывает психологическую теорию, выявляет закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов. как фундаментальная наука разрабатывает психологическую теорию, выявляет закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов. как прикладная -формулирует рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей.

Предметом изучения психологии является психика. Формы существования психического: 1. Психические процессы человека: а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, вооб­ражение, память, мышление, речь); б) эмоциональные (чувства); в) волевые. 2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.). 3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности). 4. Психические состояния: а) функциональные (интеллектуально-познавательные, эмоциональные и волевые) б) общие.

2. Педагогика как наука. Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в настоящем времени существует три концепции: I. I. Педагогика - междисциплинарная область человеческого знания. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.); II. II. Педагогика - прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания; III. III. Педагогика это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.

Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». Т.е. объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Предмет педагогики - образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Функции педагогики Теоретическая 1 1 ) описательная, или объяснительная - изучение передового и новаторского педагогического опыта; 2) диагностическая - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; 3) прогностическая - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику. Технологическая 1 ) Проективная - связана с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» (В. В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер; 2) преобразовательная - направлена на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; 3) рефлексивная и корректировочная - предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

3. Взаимосвязь педагогики и психологии и их место в жизни и деятельности людей. Конкретно-методологические принципы психолого-педагогических исследований: 1. Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений, на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. 2. Личностный подход, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель (признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение). Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения. 4. основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. 4. Полисубъектный(диалогический) подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования Культурологический подход - освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности Этнопедагогический подход. 7. К.Д.Ушинский) - системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. 7. Антропологический подход (К.Д.Ушинский) - системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Методы психолого-педагогических исследований: Методы психолого-педагогических исследований: методы эмпирического познания педагогических явлений методы теоретического исследования

Методы эмпирического познания: 1) целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал; включает : 1) Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал; включает : а) определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); а) определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); в) выбор способа наблюдения (как наблюдать); в) выбор способа наблюдения (как наблюдать); г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат). д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат). включенное (когда исследователь становится членом группы, в которой ведется наблюдение) включенное (когда исследователь становится членом группы, в которой ведется наблюдение) невключенное («со стороны»); открытое и скрытое (инкогнито); невключенное («со стороны»); открытое и скрытое (инкогнито); сплошное сплошное выборочное. выборочное. 2) 2) Опрос: а) Беседа - проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. а) Беседа - проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. б) Интервьюирование - исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записывают открыто. б) Интервьюирование - исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записывают открыто. в) Анкетирование метод массовою сбора материала с помощью анкеты. в) Анкетирование метод массовою сбора материала с помощью анкеты.

4) письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дис­циплинам и т. д.). 4) Изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дис­циплинам и т. д.). 5) (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний). 5) Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний). 6) - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях : 6) Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях : а) теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); а) теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез); б) методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); б) методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов); в) аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций). в) аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций). естественный (в условиях обычного образовательного процесса) естественный (в условиях обычного образовательного процесса) лабораторный лабораторный констатирующий ( устанавливающим только реальное состояние дел в процессе) констатирующий ( устанавливающим только реальное состояние дел в процессе) преобразующий (определение условий (методов, форм и содержания образования) развития личности или детского коллектива). преобразующий (определение условий (методов, форм и содержания образования) развития личности или детского коллектива).

Методы теоретического исследования: - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу. Индуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу. - от общего суждения к частному выводу. Дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.