7. Культура речи. Речевой этикет 1. Повторение 2. Понятие культуры речи 3. Коммуникативные качества речи 4. Речевой этикет: этикетные формулы, виртуальное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура речевого общения Михайлова И.М.. Что должен знать учитель о качествах речи? Теоретическая часть.
Advertisements

Содержание курса урока и темаХарактеристика деятельности учащихся Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Подбор.
2. Развитие отношений с окружающими. 1. Развитие характера 3. Войти без страха в мир общения.
Тема 4. Культура речи Тема 4. Культура речи Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения,
Духовно – нравственное воспитание в рамках новых стандартов образования. Культура речи и профессионализм.
«Речь педагога – залог успешного речевого развития ребенка» Докладчик: Учитель-логопед 1 квалификационной категории Платонова Ирина Викторовна.
Система коммуникативных качеств речи. Цель лекции – освоение студентами базовых понятий дисциплины: иметь представление о языковой и коммуникативной компетенции,
Тема « Телефонный разговор ». познакомить детей с правилами общения по телефону, научить правильно вести беседу по телефону; развитие навыков устного.
Учитесь властвовать собою… А.С.Пушкин. «Евгений Онегин» В чем заключаются особенности национального русского речевого этикета ? Авторы: учащиеся 8Б Иванова.
Культура речи в структуре профессиональной компетентности специалиста.
Речевое оформление сочинения Критерии: Речевое оформление сочинения Критерии: Смысловая цельность Смысловая цельность Связность Связность Логичность Логичность.
Культура речи педагога в ДОУ. Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих.
Речевой этикет в устной и письменной речи
Тема: Языковой паспорт говорящего.. Понятие о языковом паспорте Языковой паспорт говорящего – это то впечатление, которое он создаёт о себе своей речью.
Элективный курс «Культура речи и правила хорошего тона» 17 учебных часов Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы окружающие.
Общение наивысшая радость, дарованная людям. Кеннет Томас.
Культура речи и этикет. План Формирование культуры речи – главная воспитательная задача Формирование культуры речи – главная воспитательная задача Литературный.
Секреты речевого общения Речевой этикет – правила обращения людей друг к другу, формы приветствия, прощания, выражения просьбы и отказа.
Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры Русский язык и культура речи Чиконина Г.В., к.п.н., доцент Резюме.
Правила разговора по телефону. Выполнила : Машукова Н.Н.
Транксрипт:

7. Культура речи. Речевой этикет 1. Повторение 2. Понятие культуры речи 3. Коммуникативные качества речи 4. Речевой этикет: этикетные формулы, виртуальное общение, кодекс переводчика, разговор по телефону

Повторение Зеленого крокодила Зеленая мама учила: Можешь ты быть ученым, – Конструктором или поэтом, Но главное – быть зеленым! Запомни, пожалуйста, это. Пузатого гиппопотама Учила пузатая мама: – Можешь ты быть акробатом, Конструктором или поэтом. Главное быть пузатым. Счастье, сынок, в этом. Стилистика русского языка и культура речи2

Понятие культуры речи Соблюдение этики общения Владение нормами литературного языка Умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации Стилистика русского языка и культура речи3

Коммуникативные качества речи (Б.Н. Головин) Коммуникативные качества речи – это признаки и свойства речи, направленные на выполнение коммуникативных задач общения, обеспечивающие более полное взаимопонимание субъектов речевого общения Стилистика русского языка и культура речи4

Коммуникативные качества речи (Б.Н. Головин) 1. Правильность – соблюдение норм литературного языка 2. Точность – соответствие содержания речи тому кругу предметов, явлений, понятий, которые отображаются в речи # После того как во время митинга у него украли револьвер, он набил карманы пулями # У моей подруги проблемы с молодым человеком Стилистика русского языка и культура речи5

Коммуникативные качества речи (Б.Н. Головин) 3. Логичность – соответствие логичной мысли и логичного ее развития в речи # На биофаке 8 кружков, которые работают при кафедрах. Многие из них существуют уже более 20 лет # Пенсия у меня хорошая, но маленькая # На уроке присутствовали библиотекарь, а также Александра Петровна и Ираида Афанасьевна Стилистика русского языка и культура речи6

Коммуникативные качества речи (Б.Н. Головин) 4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности: просторечных слов, диалектизмов, вульгаризмов (грубых слов), жаргонизмов, варваризмов (неоправданно использованных заимствований), слов-паразитов, канцеляризмов Стилистика русского языка и культура речи7

Коммуникативные качества речи (Б.Н. Головин) Засорение речи # Куда прёшь?! # Вчера мы весь день шопинговали # Надысь встретила подругу # Завтра, это, пойдем в кино? # На настоящий момент я получил 5 Стилистика русского языка и культура речи8

Коммуникативные качества речи (Б.Н. Головин) 5. Выразительность – наличие в речи элементов, поддерживающих интерес адресата 6. Богатство речи – построение речи на основе разнообразных языковых структур 7. Уместность – употребление речи в соответствии с целями и условиями общения Стилистика русского языка и культура речи9

Хорошая речь Правильная, точная, логичная, не засоренная, выразительная, богатая, уместная. Стилистика русского языка и культура речи10

Этика общения Этикет – совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система речевых формул Стилистика русского языка и культура речи11

Правила речевого поведения Красна беседа смирением От учтивых слов язык не отсохнет Ласковое слово пуще дубины, недоброе слово что огонь жжёт Доброе молчание лучше пустого болтания На языке медок, а на сердце ледок Стилистика русского языка и культура речи12

Этикетные формулы Приветствие Прощание Обращение Благодарность Просьба Извинение Приглашение Стилистика русского языка и культура речи13

Этикет в виртуальном мире Регулярно проверяйте содержимое своего почтового ящика Безотлагательно отвечайте на каждое письмо, адресованное непосредственно вам Стилистика русского языка и культура речи14

Этикет в виртуальном мире Всегда указывайте тему письма В конце письма обязательно указывайте свои имя, фамилию, должность и место работы и необходимую контактную информацию Стилистика русского языка и культура речи15

Этикет в виртуальном мире Отвечая на письмо, повторяйте письмо, на которое вы отвечаете Не вносите изменения в письмо, на которое вы отвечаете! Стилистика русского языка и культура речи16

Кодекс поведения переводчика (Бюро переводов LingvoPlus) Авторский текст для переводчика неприкосновенен Переводчик не может высказывать свою точку зрения или интерпретировать слова говорящего по своему усмотрению Стилистика русского языка и культура речи17

Кодекс поведения переводчика (Бюро переводов LingvoPlus) Переводчик должен гарантировать конфиденциальность Переводчик обязан быть профессионалом в своем деле Переводчик должен отвечать за качество выполненного перевода Стилистика русского языка и культура речи18

Кодекс поведения переводчика (Бюро переводов LingvoPlus) Переводчик имеет право на авторство Переводчик должен соблюдать установленный этикет Внешний вид переводчика должен соответствовать его представительской деятельности Стилистика русского языка и культура речи19

Этикет в разговоре по телефону Необходимо разграничивать официальные и неофициальные разговоры Отвечая на звонок на работе, следует называть место работы или свою фамилию / должность Стилистика русского языка и культура речи20

Этикет в разговоре по телефону В начале разговора, выяснив, что с вами разговаривает нужный вам человек, представьтесь Если вы звоните незнакомому человеку, сообщите ему, кто дал вам номер его телефона Стилистика русского языка и культура речи21

Этикет в разговоре по телефону Звонки на квартиру после и до 9.00 – нарушение этикета Разговор должен быть коротким (3–5 мин.) Заканчивает разговор тот, кто позвонил Стилистика русского языка и культура речи22

Этикет в разговоре по телефону Вы хотите быстро сообщить или получить определенные сведения Вам надо выяснить мнение по срочному вопросу Вам надо уточнить, остается ли в силе прежняя договоренность о встрече Вам надо сообщить об изменении ситуации Вы договорились о телефонном звонке Стилистика русского языка и культура речи23

Спасибо за внимание