ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( Краткий обзор, подготовка к изучению русской литературы 19 века в 10 классе ) Солнцева С. П. ГБОУ « СОШ 891», г. Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КЛАССИЦИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII ВЕКА. Как Пётр I обучался кораблестроению на голландских верфях, так и русская литература перенимала европейские.
Advertisements

История русской литературы. Основные этапы развития русской литературы Урок 1 Разработан Бобинкиной Луизой Всеволодовной.
Литературное направление (течение) Довыдова А.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГОУ СОШ 1234 г.Москвы.
Классицизм как литературное направление. Основные принципы классицизма.
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма.
Основные литературные направления. Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. И.Н. Никитин.Портрет Пётра I В начале XVIII века, в Петровскую эпоху, Россия стала.
«Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма.
Основные литературные направления Урок литературы в 9 классе.
Литература XIX века Основные направления. Выделяются следующие литературные направления: Классицизм;Классицизм Сентиментализм; Сентиментализм Романтизм;Романтизм.
Литературные направления. Вспомним Литературное направление объединяет наиболее общие, характерные черты художественного стиля той или иной эпохи.
КЛАССИЦИЗМ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.
В начале 18 века, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться, благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни.
Русская литература 18 века. Классицизм. ПЛАН: На какой социальной основе возникло литературное направление классицизма? Основные приметы и примеры классицизма.
К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
По древнерусской литературе. Какую литературу называют древнерусской? Литературу хl-xvl веков.
Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus образцовый) это художественное направление, сложившиеся в европейской литературе в XVII веке, в основе.
ПОНЯТИЕ О ЛИТЕРАТУРНОМ НАПРАВЛЕНИИ. КЛАССИЦИЗМ. Разработала : Симончик Екатерина Геннадьевна учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 19 Приморский.
В русской литературе 18 века начинает складываться первое самостоятельно направление – классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы.
ПОНЯТИЕ О ЛИТЕРАТУРНОМ НАПРАВЛЕНИИ. КЛАССИЦИЗМ.. Литературное направление ( метод ) - основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая,
Транксрипт:

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( Краткий обзор, подготовка к изучению русской литературы 19 века в 10 классе ) Солнцева С. П. ГБОУ « СОШ 891», г. Москва

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА.

11-13 век. Литература прицерковная, жития святых. Прицерковная философия. Её пишут монахи, люди духовного звания века. В это время создаются пастырские послания, дидактическая литература, появляется публицистика. Мудрость, открывшаяся в книгах первым русским читателям, так поразила их воображение, что книжное слово обрело в их сознании почти сакральное значение и превратилось в священный символ. « Слово о законе и благодати » Иллариона, « Слово о полку Игореве », « Поучения Владимира Мономаха », « Жития », « Сказания » - примеры высокой человеческой и божественной мудрости.

НЕСТОР - ЛЕТОПИСЕЦ Вот повести временных лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить и как образовалась Русская земля

18 век характеризуется появлением профессиональных литераторов. С Петром I пришло в государство подражание европейским обычаям, а вместе с ними, и европейским идеалам. Хлынул в страну поток привлекаемых государем иностранных специалистов. Русский классицизм появился и начал свое развитие под воздействием эпохи Просвещения. Поскольку в стране процветал культ науки, разума, просвещения, то и в литературе главным героем являлся просвещенный монарх или идеальный гражданин, который разделяет идеи Петра.

* Идеалы классицизма - стройный порядок и гармония, воплощенные в определенной иерархии. * Воля, чувство общественного долга, патриотизм возвышались поэтами - классицистами. * Гражданская тема облекалась в форму торжественной оды, а описание частной жизни доставалось более " низким " жанрам. * Оды писались книжной лексикой с использованием старославянизмов, элегии - с определенным числом церковнославянской лексики и разговорной, басни и комедии – просторе чиями ( согласно теории " трех штилей " М. В. Ломоносова ).

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ ( ) « П ОВЕЛИТЕЛЬ МНОГИХ ЯЗЫКОВ, ЯЗЫК РОССИЙСКИЙ... ВЕЛИК ПЕРЕД ВСЕМИ В Е ВРОПЕ ". ( Л ОМОНОСОВ )

О К РАСОТЕ И В ЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Р УССКОГО Я ЗЫКА « К АРЛ П ЯТЫЙ, Р ИМСКИЙ И МПЕРАТОР, Г ОВАРИВАЛ, Ч ТО И СПАНСКИМ ЯЗЫКОМ С Б ОГОМ, Ф РАНЦУЗСКИМ – С Д РУЗЬЯМИ, Н ЕМЕЦКИМ – С НЕПРИЯТЕЛЯМИ, И ТАЛИАНСКИМ – С Ж ЕНСКИМ П ОЛОМ Г ОВОРИТЬ ПРИЛИЧНО. Н О Е СЛИ Б Ы О Н Р ОССИЙСКОМУ Я ЗЫКУ Б ЫЛ И СКУСЕН, Т О, КОНЕЧНО, К Т ОМУ П РИСОВОКУПИЛ Б Ы, Ч ТО И М С О В СЕМИ О НЫМИ ГОВОРИТЬ П РИСТОЙНО, И БО Н АШЁЛ Б Ы В Н ЁМ В ЕЛИКОЛЕПИЕ ИСПАНСКОГО, Ж ИВОСТЬ Ф РАНЦУЗСКОГО, К РЕПОСТЬ Н ЕМЕЦКОГО, НЕЖНОСТЬ И ТАЛЬЯНСКОГО, С ВЕРХ Т ОГО Б ОГАТСТВО И С ИЛЬНУЮ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ К РАТКОСТЬ Г РЕЧЕСКОГО И Л АТИНСКОГО Я ЗЫКА ». ( М. В. Л ОМОНОСОВ )

( ) В АСИЛИЙ К ИРИЛЛОВИЧ Т РЕДИАКОВСКИЙ ( ) Тредиаковский - подлинный новатор в искусстве слова. В своём трактате « Новый и краткий способ к сложению российских стихов » он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии.

Г АВРИИЛ Р ОМАНОВИЧ Д ЕРЖАВИН ( ) Поэт считал себя приверженцем классицизма, но фактически стал его разрушителем. Державин сумел своими произведениями показать, что все стороны жизни достойны поэзии.

Содержание его од отличалось от того, что было предписано « высоким стилем » поэзии. Ода о Боге посвящена величию человека, малого и ничтожного по сравнению со вселенной. Стремление ввысь человек становится равным Божеству : Я СВЯЗЬ МИРОВ, ПОВСЮДУ СУЩИХ, Я КРАЙНЯЯ СТЕПЕНЬ ВЕЩЕСТВА ; Я СРЕДОТОЧИЕ ЖИВУЩИХ, Ч ЕРТА НАЧАЛЬНА Б ОЖЕСТВА, Я ТЕЛОМ В ПРАХЕ ИСТЛЕВАЮ, У МОМ ГРОМАМ ПОВЕЛЕВАЮ, Я ЦАРЬ - Я РАБ - Я ЧЕРВЬ - Я БОГ ! О ДА Г. Р. Д ЕРЖАВИНА « Б ОГ »

В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ХАРАКТЕР ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРОЯВЛЯЕТСЯ РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДУХ. 19 ВЕК - « ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ».

С ТЕФАН Ц ВЕЙГ ( ) « Раскройте любую из пятидесяти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чём они говорят ? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с весёлой толпой детей, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами. И, если мы оглянемся вокруг, на улицах, в лавках, в низких комнатах и светлых залах – чего хотят там люди ? – Быть счастливыми. Кто из героев Достоевского стремится к этому ?- Никто. Ни один »

ТУРЕЦКИЙ ПЕРЕВОДЧИК, ПОЭТ, ЖУРНАЛИСТ, РЕЖИССЁР, СЦЕНАРИСТ, К. ГЮНЕЙ ( ) « Идеалом героев, созданных Диккенсом, является хороший дом, счастливая семейная жизнь. Герои Бальзака стремятся приобрести великолепные замки, накопить миллионы, Однако ни герои Толстого, ни герои Достоевского, ни герои Тургенева не ищут ничего подобного … Русские писатели требуют от человека многого. Они не согласны с тем, чтобы люди ставили на первый план свои интересы и свой эгоизм ».

У КРАИНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ И ВАН Ф РАНКО ( ) «… если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и нашу фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека ».

К АТЕГОРИЯ СОВЕСТИ утверждалась писателями и книжниками, начиная с древнерусской литературы, как основная мера всех вещей. Со – весть - это весть от меня к Богу и от Бога ко мне. Я знаю, что хочет от меня Бог, и Бог знает всё обо мне. Приставка « со -» обозначает соединение, со - единенное знание. Испокон веков на Руси утверждался идеал не внешнего жизненного успеха и безбедного благополучия. Идеал - это чистая совесть как основа человеческого бытия. Вопросы совести волновали сознание и душу творцов русской литературы. И в этом русская литература едина с древнерусской. Литература 19 века связана с традициями предшествующих веков. Традиции эти освящены идеалами Православия.

И. В. К ИРЕЕВСКИЙ ( ) Русская литература – это истинно духовная литература, основанная на русском менталитете миропонимания и способа бытия в мире. Выдающийся русский философ, журналист, литературный критик

« Западный человек искал развитием внешних средств облегчить тяжесть внутренних недостатков. Русский человек стремился внутренним возвышением над внешними потребностями избегнуть тяжести внешних нужд ». ****************************************************************** Для русского человека главным смыслом человеческой жизни было спасение души. Для этого необходимо избавиться от всего порочного и греховного, что есть в душе человека, что приходит извне, что не свойственно ей по природе, что мучает её.

Т ЕРТУЛЛИАН ( ОКОЛО 160- ПОЗДНЕЕ 270). Душа по природе своей – христианка, как утверждал византийский историк. Можно сделать вывод, что душа человека живёт по определённым самим Богом законам и стремится к чистоте. Однако человек свободен в своём волеизъявлении и полностью ответственен за свои поступки.

Совесть - мерило всех человеческих ценностей. Русская литература вслед за древнерусской считала своей задачей - возжигание духовного огня в сердцах человеческих. Писатели сознавали своё служение как служение пророческое. Этому пророческому служению верна русская классическая литература.