Учитель математики и информатики О.В. Романенко28.01.2014 1 Формирование Круглый стол учителей информатики Наро-Фоминского района Московской области Наро-Фоминск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
Формирование УУД Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности Л.С.Выготский.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Универсальные учебные действия ст. преподаватель кафедры ФО Е. В. Сверкунова.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
МОУ «Буторлинская школа» Универсальные Универсальные У чебные У чебные Действия Действия учитель математики учитель математики А.В.Миронова А.В.Миронова.
Семинар Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников Формирование универсальных учебных действий гимназия «Пеленг» 2012.
УУД- ведущий фактор процесса обучения Познавательные универсальные учебные действия.
Транксрипт:

учитель математики и информатики О.В. Романенко Формирование Круглый стол учителей информатики Наро-Фоминского района Московской области Наро-Фоминск 1 февраля 2013 года универсальных учебных действий на уроках информатики

учитель математики и информатики О.В. Романенко проблема Запрос общества Цель Через деятельность к знаниям УУД формы методытехнологии Условия реализации Система оценивания Новые стандарты Образовательный результат

учитель математики и информатики О.В. Романенко Международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS, IEA – Trends in Mathematics and Science Study ), Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA – Program for International Student Assessment ) Проблема

учитель математики и информатики О.В. Романенко Проблема В тезисах Причины наших неудач в исследовании PISA говорится: Наши ученики работают только с учебными, реже читают не так – научными, но всегда специально подготовленными текстами ( читают не так ). – Получают особо точные инструкции при решении задач (не могут реконструировать условие и т.д.). – Отлично усваивают логику предмета, не связывая его содержание с жизненными ситуациями (сигналы). – Решают не затрагивающие лично их проблемы, что не даёт им возможности использовать личный опыт и т.д..

учитель математики и информатики О.В. Романенко

учитель математики и информатики О.В. Романенко

учитель математики и информатики О.В. Романенко Результаты тестирования математической подготовки год

учитель математики и информатики О.В. Романенко «Вечные вопросы».

учитель математики и информатики О.В. Романенко «Вечные вопросы». «Ради чего учиться?» 1-й аспект: «Ради чего учиться?» «Чему учиться?» 2-й аспект: «Чему учиться?» «Как учить?», 3-й аспект: «Как учить?», «За счёт каких ресурсов учить?» 4-й аспект: «За счёт каких ресурсов учить?»

учитель математики и информатики О.В. Романенко Способность к самообразованию, саморазвитию и самовыражению Ответственность Способность к самоконтролю, рефлексии Профессиональное самосознание Организаторские способности Коммуникабельность МОБИЛЬНОСТЬ, адаптируемость Конкурентоспособность Нравственные качества Ключевые качествасовременнойличности Ключевые качества современной личности

учитель математики и информатики О.В. Романенко Стандарты – социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 11 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

учитель математики и информатики О.В. Романенко НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ «Стандарты 2-го поколения».

учитель математики и информатики О.В. Романенко «Традиции и инновации». В наше время трудно придумать что-то абсолютно новое. Есть огромное количество всевозможных разработок, созданных в разное время разными педагогами. Изменения, происходящие вокруг нас, выносят на поверхность, делают востребованными те или иные технологии. Для одного педагога какая-то технология является инновацией, для другого уже рутина. В современном деловом мире, более чем в какие- либо исторические эпохи, единственным постоянным фактором являются перемены. новое перемены

учитель математики и информатики О.В. Романенко «Учить учиться». Система образования может помочь человеку угнаться за потоком перемен и не потерять самого себя, если кредо системы образования в информационном обществе станут слова Mobile inmobiles Mobile in mobiles (подвижный в подвижной среде). мобильном образовании в мобильном обществе учебной и игровой деятельности Речь идёт о мобильном образовании в мобильном обществе. В условиях информационного общества ключевой способностью, которая должна формироваться в различных формах учебной и игровой деятельности, должна стать способность к обучению

учитель математики и информатики О.В. Романенко Стандарты 2-го поколения Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования. Вместо образования на всю жизнь Образование через всю жизнь

учитель математики и информатики О.В. Романенко это всегда целеустремлённая система, система, нацеленная на результат. Результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. При определении результатов необходимо учитывать психолого-возрастные, индивидуальные особенности развития личности ребёнка и присущи этим особенностям формы деятельности. 16 Деятельность

учитель математики и информатики О.В. Романенко Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Стандарты 2-го поколения Через деятельность к знаниям

учитель математики и информатики О.В. Романенко включают: обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. Функции универсальных учебных действий Через деятельность к знаниям

учитель математики и информатики О.В. Романенко Согласно, сформулированному А.Г. Асмоловым в модели Программы развития универсальных учебных действий понятию, Универсальные учебные действия У ниверсальные У чебные Д ействия - это «обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению».

учитель математики и информатики О.В. Романенко Понятие «универсальные учебные действия (УУД)» в широком смысле: т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Понятие «универсальные учебные действия (УУД)» в узком смысле ( собственно психологическом ) : совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

учитель математики и информатики О.В. Романенко Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

учитель математики и информатики О.В. Романенко Виды универсальных учебных действий Личностные. Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные. Знаково-символические

учитель математики и информатики О.В. Романенко Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения.

учитель математики и информатики О.В. Романенко Целеполагание Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Планирование Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий. Прогнозирование Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности:

учитель математики и информатики О.В. Романенко Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности: Контроль Контроль – сличение способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия. Оценка Оценка – осознание уровня и качества усвоения. Саморегуляция Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий

учитель математики и информатики О.В. Романенко Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Структурирование знаний; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

учитель математики и информатики О.В. Романенко Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

учитель математики и информатики О.В. Романенко Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: Определение основной и второстепенной информации; Свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

учитель математики и информатики О.В. Романенко Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. Логические универсальные действия: Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Синтез – составление целого из частей; Сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия.

учитель математики и информатики О.В. Романенко Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. Логические универсальные действия: Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

учитель математики и информатики О.В. Романенко Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. Коммуникативные универсальные действия: Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

учитель математики и информатики О.В. Романенко Познавательные универсальные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы. Коммуникативные универсальные действия: К коммуникативным действиям относятся: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Постановка вопросов; Разрешение конфликтов; Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий. Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; Владение монологической и диалогической формами речи.

учитель математики и информатики О.В. Романенко Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая). Преобразование модели с целью выявления общих законов. С точки зрения информационной деятельности являются системо-образующими для всех остальных видов УУД, поскольку все они, в той или иной мере, обращаются к информационным, знаково-символическим моделям. Знаково-символические УУД –

учитель математики и информатики О.В. Романенко Возможности общеобразовательного курса информатики и ИКТ в реализации … …в реализации деятельностного подхода и развитии Универсальных Учебных Действий представляют особый интерес. Это связано со следующими факторами: Активно развивающийся учебный предмет; Наличие специальных технических средств (каждый ученик имеет индивидуальное рабочее место и доступ к общим ресурсам); Интенсивно развивается идея «метапредметности»; Общие характерные виды деятельности для информатики и системы универсальных учебных действий.

учитель математики и информатики О.В. Романенко Возможности общеобразовательного курса информатики и ИКТ в реализации УУД Информатика определена как школьный предмет, способный повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, выбрать индивидуальный путь саморазвития, самообразования, реализации знаний. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» универсальные учебные действия эффективно развиваются через проектно-исследовательскую деятельность.

учитель математики и информатики О.В. Романенко Становится общепризнанным положение о том, что учебное проектирование должно стать основной формой учебной деятельности в условиях профильного обучения в старших классах, а применение ИКТ для выполнения проектов – обязательным и наиболее эффективным способом его реализации. При этом преследуются две образовательные цели: - реализация модели профессиональной деятельности (деловой игры) школьника в рамках определенной образовательной области, выбранной в качестве профиля обучения; - формирование информационно-коммуникационной компетентности учащегося путем целенаправленного использования знаний и умений, полученных на уроках информатики, а также их наращивания в процессе проектной деятельности.

учитель математики и информатики О.В. Романенко информационно- коммуникационной компетентности В школьном образовательном стандарте по информатике провозглашается цель формирования информационно- коммуникационной компетентности выпускника школы. невозможно Достижение этой цели невозможно лишь в рамках школьных уроков информатики. Самый эффективный путь к ее достижению – проектная деятельность школьников в различных образовательных областях с использованием средств и методов ИКТ.

учитель математики и информатики О.В. Романенко Проектная деятельность - технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося Через деятельность к содержанию

учитель математики и информатики О.В. Романенко Игры ( деловые, ролевые и др. ) - дают возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей, сплочения ученического коллектива на основе общих интересов и замыслов Через деятельность к содержанию

учитель математики и информатики О.В. Романенко Современная школа вступила в долгий и непростой процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки учащихся, которым предстоит жить в условиях общества с неограниченным доступом к информации. В процессе развития школьного образования очень большое значение приобретает формирование современных универсальных учебных действий. Учитель должен готовить образованных людей, способных быстро ориентироваться в обстановке и самостоятельно мыслить, должен формировать новую систему знаний, умений и навыков, включающую опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

учитель математики и информатики О.В. Романенко Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, – Пока идёшь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал, И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Николай Иванович Рыленков Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, – Пока идёшь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал, И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. Николай Иванович Рыленков Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег Не мыслям надобно учить, а мыслить. Эммануил Кант Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать! Артур Чарльз Кларк Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать! Артур Чарльз Кларк