Дом-жилище человека. Русская изба Иглу – снежный дом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЮРТА КАК АРХИТЕКТУРНОЕ СТРОЕНИЕ. Юрта - национальное жилище у тюркских и монгольских народов, имеющее каркасную основу и покрытое войлоком.
Advertisements

Дом-жилище человека Презентация подготовлена учиницей 8 А класса Поспеловой Ксенией.
Юрта- национальное жилище бурят. Презентация подготовлена: Воспитателем МБДОУ 47 «Ёлочка» Гомбоевой А.Б.
Г. Рыбинск 2015 год д / с 73 Воспитатель : Дворникова М. А.
Казахское национальное жилище -юрта Ю́рта (в некоторых тюркских языках башк. тирм ә [tirmä]; каз. киіз ү й; кирг. боз ү й; монг. гэр) переносное каркасное.
Жилища разных народов мира.
Хата, (у украинцев), - жилое помещение с печью или вся постройка с сенями и хозяйственным помещением. Бывает срубной, плетнёвой, глинобитной. Снаружи.
Культура народов гор и степей. Вигвам – жилище индейцев апачей.
Жилища народов мира Презентация к уроку обществознания в 6 классе «Дом, в котором мы живем»
Климат и жилище
Составитель: Сиротина Л.В., учитель изобразительного искусства школы-гимназии 20 им. Титова. ЮКО, г. Шымкент.
Какие дома строили раньше. В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и драчливых.
Как устроен традиционный японский дом Грибкова Юлия.
Древне-скандинавский стиль. Подготовила : Студентка 3-го курса Группы ДД Пляка Валентина 2017 г.
Как устроен традиционный японский дом. Выполнил: Ученик 10 а класса Сафаров Артём.
Каждый народ строит Даже в самые давние времена, когда человек только начинал обрабатывать камень и дерево, превращая их в орудие труда, и только начинал.
МОУ «Гимназии 18» Учитель начальных классов Клюшникова Н.М.
Быт и нравы Древней Руси.
Дурдина Лариса Владимировна, воспитатель, Чеботкова Ольга Мусаевна, воспитатель, Новикова Екатерина Михайловна, логопед ГБОУ детский сад компенсирующего.
Русская изба. «Изба» - отапливаемое помещение. Жилое строение на Руси, имеющее очаг (печь), построенное по строгим традициям. Жилое строение на Руси,
Транксрипт:

Дом-жилище человека

Русская изба

Иглу – снежный дом

Материал для кирпичей Лучший материал для заготовки снежных кирпичей дают "молодые" сугробы. Снег в таких сугробах имеет мелкозернистую, почти порошковидную структуру и одинаковую плотность. Вырезанный из этого снега кирпич, длиною даже в метр, не раскалывается при переноске и не обсыпается. Его можно сбросить без опасения за целость.

Изготовление кирпичей Кирпичи нарезают в том месте сугроба, где толщина его более 40 см (или более 20 см, если сугроб невысокий). Обычно для этого прокапывают траншею длиной в 2-3 м и шириной в 1 м. Стенку траншеи зачищают лопатой и кирпичи выпиливают

Инструменты для строительства Единственным инструментом у эскимосов для постройки снежной хижины служил нож, сначала костяной, а затем металлический. Снеговой нож имеет прочное тонкое лезвие длиной до 50 см и шириной 4-5 см, с длинной рукояткой, позволяющей вырезывать снежные кирпичи обеими руками.

Внутреннее убранство иглу

Яранга

Яра́нга шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7-8 метров. Используется как переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) северо-востока Сибири. Каркас собирают из лёгких деревянных шестов в форме слегка наклонённой внутрь стенки и конуса или купола над ней. Сверху каркас покрывают оленьими или моржовыми шкурами. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение - иоронгу - и кладовую, разделённые вертикальным пологом, образующим в плане квадрат.

Внутри яранги устанавливается полог, сшитый из оленьих шкур. Под пологом хозяева и гости спят вповалку, независимо от возраста и пола. От масляной лампы и человеческого дыхания воздух внутри полога прогревается до 20°С и выше даже в лютый мороз. Пространство вне полога служит местом приготовления пищи и отдыха, а также кладовой. В яранге душно. Словарного запаса европейца не хватит, чтобы описать всю палитру пропитавших ее запахов: запах немытого человеческого тела, кисловатый запах оленьих шкур.

Юрта

Ю́рта переносное каркасное жилище с войлочным покрытием кочевников. Юрта появилась в эпоху поздней бронзы XIIIX веках до наших дней,по мнению некоторых историков наиболее близким являются жилища андроновцев.Но жилища адроновцев представляли собой бревенчатые. Поэтому нельзя полагать эту версию достоверной. Возможно юрта появилась в более поздний период, примерно в 8-5 веке до н.э дней. Юрты известны со времен хуннов. Устройство юрты у тюрков и монголов несколько различается. Казахские и туркменские юрты имеют двухстворчатые деревянные двери. В казахских и киргизских юртах кроме деревянной двери зачастую используется также и войлочный полог. Некоторые представления о мобильных жилищах древних кочевников дают наскальные изображения. Недалеко от деревни Алыбай Катон-Карагайского района Восточно- Казахстанской области обнаружено изображение жилища шатрового типа с четким делением на правую и левую, мужскую и женскую части. Другое изображение жилища эпохи ранних кочевников обнаружено в ущелье Доланалы севернее села Калжыр Курчумского района Восточно-Казахстанской области. Сейчас юрты используются и для туристического отдыха. В этом случае они могут иметь богатое убранство.

Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях или автомашине, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет пользоваться очагом. Юрта и поныне используется во многих случаях животноводами Казахстана, Кыргызстана и Монголии ввиду своей практичности. Особенностью юрты является то, что она позволяет легко регулировать освещенность и вентиляцию. Дым выходит через центральное отверстие, не заполняя помещение. Оно же служит днем для освещения, а ночью легко прикрывается (достаточно потянуть аркан), что позволяет сохранить тепло. В жаркую погоду можно поднять вверх боковые кошмы, в таком случае юрта легко проветривается с любой стороны, позволяя людям сидеть в прохладной, обдуваемой тени. Монгольская юрта, как правило, ориентирована по оси север юг. Вход с южной стороны. Почетная сторона юрты, куда сажают важных гостей и где хранится алтарь с изображением богов, находится на севере. В центре юрты расположен очаг. В летнюю жару войлочные стенки могут подниматься на высоту до метра, тогда ветер свободно обдувает помещение, а хозяева могут сидя обозревать окрестности. Изнутри юрта делится на две половины. У монголов восток женская, а запад мужская[3]. На мужской половине ближе к двери, то есть ближе к земле, находится постель хозяев. Здесь развешивается оружие мужчины, конская упряжь, талисманы. На женской девичьей постель невесты дочери хозяина. Ниже к двери посудный шкаф, ступа для взбивания кумыса символ достатка. Эта половина гостевая. На этой половине также стелют постель для хозяина юрты, как часть ритуала его похорон.

1 Строительный материал для юрты дерево, войлок, кожа. Из тонких деревянных шестов сделаны секции ее легко разбирающихся и собирающихся стен (хана). 1 Юрта среднего размера имеет шесть или восемь таких секций, а если их двенадцать, то это уже большая парадная или гостевая юрта. Тонкие жерди 2 уни соединяют стены с дымовым отверстием, образуя конусообразную крышу. Сквозь дымовое отверстие тооно 3 проникает и солнечный свет. Снаружи решетчатые стены и крышу покрывают большими кусками войлока 4. Куски длинные, 6–8 м, требуется их от четырех до восьми. Летом юрта покрыта ими в один слой, зимой в два (в ХХ веке стали поверх войлока натягивать на юрту белую ткань, обычно водонепроницаемую). Поверх конструкцию обматывают тонкими, но очень прочными кожаными или сплетенными из конского волоса веревками, чтобы и войлок, и ткань плотно прилегали к стенам. Летом юрту ставят прямо на землю, и в жару для вентиляции приподнимают края вой лочного покрытия. Зимой, вернувшись на место постоянной стоянки, юрту ставят на дощатый пол, который покрывают кусками старого войлока и шкурами. От центра дымового отверстия до пола спускается прочная веревка, к которой привязывают весьма массивный камень. Он придает юрте ветровую устойчивость, а сильные ветры гуляют по монгольской степи практически круглый год. В центре юрты находится очаг 5 главный сакральный объект всякого человеческого жилища. Его основу составляют три больших камня авын гурван чулуу, «три отцовских камня». Эти камни путешествуют вместе с юртой, и при ее установке их первыми кладут на место будущего очага. Возле очага, вертикально (если их два) или слегка под углом (если он один), стоит багана 6 опорный столб или шест, упирающийся нижним концом в пол, а верхним, имеющим развилку, в обод дымового отверстия. Это символ магической связи поколений и времен. Когда в семье рождался ребенок, на развилке шеста делалась маленькая зарубка, во время родов женщина часто держалась обеими руками за багана. Порой его вместе с умершим отвозили на кладбище, а для юрты вырезали новый. На очаге стоит металлическая подставка 7, способная удержать большой чугунный котел 8, в котором варят баранину, готовят чай с молоком и солью. Котел не моют, не отскребывают с его боков остатки еды, просто ополаскивают так, по мнению кочевников, вкуснее, да и воду в степи надо беречь. Готовый чай сливают в домбо 9 стоящий рядом с очагом высокий деревянный сосуд, в котором напиток долго сохраняется теплым. В середине ХХ века на смену домбо пришли китайские термосы. Их меняли на шкурки тарбаганов по «курсу» 10 : 1. Учитывая, что на ленивых, отъевшихся за лето тарбаганов в сезон охотились почти все, обмен был вполне выгодным. Пространство между очагом и алтарем занимают невысокий стол и несколько маленьких табуреток 10 для гостей. Хозяева обычно сидят, скрестив ноги, на полу. Стоит только хозяйка, она разливает по пиалам чай или бульон. Отдельно в большой миске на стол ставят вареное мясо. Каждый гость сам отрезает себе понравившуюся часть и долго ее обгладывает. Вернуть необглоданную кость считается неприличным. Спиртным угощает хозяин. Он наливает горячительное в большую пиалу и, держа ее обеими руками, подносит сначала самому почетному и уважаемому гостю. Надо отпить глоток (пить до дна не принято) или хотя бы пригубить. И точно так же, двумя руками, вернуть пиалу хозяину, который доливает ее и передает следующему гостю. В любой юрте есть два обязательных оберега: веревка чагтага 11, заплетенная между уни и напоминающая бараньи кишки, символ богатства и благополучия, и мешочек с зерном и клочками шерсти 12 жертва духу хранителю очага.

Хижина африканских народов

Хижину африканца скорее можно сравнить с комнатой, предназначенной для оного человека мужчины или для одной женщины с самыми маленькими детьми. Каждая хижина однокамерная постройка и часть комплекса жилища семьи, куда помимо нескольких жилых хижин входили также зернохранилища, навесы для очагов, кладовые. Весь этот комплекс иногда обносили глинобитной стеной, плетнем или живой изгородью. При входе у многих народов Африки ставилась особая «проходная» хижина. Так, например, манде принимают в такой «бунум» гостей, не всегда приглашая их во внутренние помещения «сукала» жилого комплекса. Для определения такого жилого комплекса в зарубежной африканистике установилось название «компаунд», которому, на наш взгляд, -соответствует русское слово «усадьба». Африканские народы очень четко выделяют жилой комплекс и хижину. У многих из них они обозначаются разными терминами. Так, у фульбе отдельные хижины «суду» вместе составляют жилой комплекс «саре», у волофов Сенегала из «нек» состоит «кар», у народа ндики в Камеруне из «мим» составляется «омбель», у хауса отдельные «даки» формируют «игда», у зулусов «индзлу» входит в состав «улидзы». Иногда у тех же хауса, ашанти, серер отдельные помещения прилепляются друг к другу входами во двор, и вся усадьба представляет замкнутый многоугольник. Только в некоторых случаях, например у народов Верхней Вольты и Мали (бобо, сенуфо и других), все хозяйственные постройки объединяются в один многоэтажный дом, где живет большая неразделенная семья. Подобного типа жилища можно встретить и в северных провинциях Ганы, Того и Бенина у народов тамберма, нанкениа и др.

Внутри африканской хижины

Японский дом

Запрещено строить здания выше десяти этажей именно столько насчитывает самая высокая пагода Киото. Особенности жилых домов в Японии обусловлены, в первую очередь, теми принципами, которые проповедуют традиционные религии. Синтоизм, как и любое многобожие, поддерживает тесную связь общества с природой. А буддизм вторая официальная религия Японии воспитывает созерцательность. Архитектура здесь, в полном соответствии с этими принципами, становится продолжением природных условий: натуральные материалы, природные цвета, в декорировании соответствие естественным природным циклам. И, разумеется, традиционные японские дома – это деревянные дома, которые всегда строились без применения гвоздей, скрепляясь исключительно комбинацией паза и выступа. Выбор древесины как основного строительного материала здесь более чем не случаен. Камень для возведения домов и храмов использовался крайне редко. Причина здесь не только в том, что на японских островах всегда было много леса, но и в сложных природных условиях. Во-первых, каменные постройки требуют больших затрат времени и сил. Во- вторых, в каменных домах слишком сложно поддерживать нужную температуру в них всегда очень холодно зимой и слишком жарко летом. А кроме того, каменные дома легко разрушались при землетрясениях, которые в Японии более чем часты. В то время как деревянные дома, благодаря подвижности соединений, были гораздо более сейсмоустойчивы. Кстати, вот еще один прекрасный пример разумного сочетания традиций и технологий: древний принцип возведения традиционных деревянных домов принцип «центрального столба» современные японские архитекторы используют в строительстве небоскребов из стекла и бетона. Принцип этот заключается в том, что располагающийся в центре здания столб, жестко закрепленный в земле, принимает и «гасит» подземные толчки, не позволяя разрушаться стенам и перекрытиям. В конструкции современных японских высотных зданий этот принцип воплощен четырьмя жесткими опорными балками, которые соединяются с каркасом металлическими гибкими пластинами. Принцип работает: ни одного крупного повреждения от сейсмической активности в таких зданиях зарегистрировано пока не было. Деревянные дома ЯпонииДеревянные дома наиболее традиционный в Японии вид построек (редкая, заметим, сфера, в которой японцы не проявили оригинальности). Конечно, жилище простого крестьянина и резиденции богатых феодалов весьма различались, но в основном размером и убранством. Принципы же, по которым строились деревянные дома, были одни и те же. Ствол всегда обрабатывался по минимуму: с него лишь снималась кора и вырубались пазы и чашки. Ведь в стволе дерева, согласно религии японцев, живет дух, которого не стоит слишком тревожить. И тогда сей древесный дух-хранитель будет защищать хозяев дома многие поколения. По этой же причине дома практически никогда не окрашивались. Впрочем, внутренние конструкции, как правило, полируются, а вот внешние, в полном соответствии принципам взаимодействия с природой, предоставляют обрабатывать времени и природным явлениям. Исключения в данном случае составляют постройки религиозного и общественного назначения – пагоды и храмы, которые, как правило, окрашивались в яркие жизнерадостные цвета, среди которых главенствовали желтый и красный. Кровля традиционного деревянного дома сильно, иногда более чем на метр выступает за стены, защищая дом от дождя, снега или палящего летнего солнца, но не препятствуя деликатным рассветным или закатным лучам освещать жилище утром и вечером. Крыша, в соответствии с теми же принципами единения с природой, чаще всего крылась соломой, особенно если речь шла о крестьянских домах. Также широкое распространение получила черепица, но она тяжелая, легкие японские деревянные дома с трудом держали такую крышу, поэтому в последнее время стали популярны крыши из легкой неокрашенной жести. Деревянные дома в ЯпонииКрепкие надежные стены здесь уступают место легким сёдзи рамам, оклеенным специальной полупрозрачной рисовой бумагой. Каждая из них легко скользит в своем пазу, благодаря чему их можно сдвинуть в одну сторону или вовсе вынуть. Такая «стена», конечно, совсем не предохраняет от холода и дождя, но японцы нашли выход: в плохую погоду они устанавливают перед сёдзи плотно прилегающие друг к другу деревянные щиты, которые запираются на засов. Не имеют традиционные японские деревянные дома и внутренних стен, они также заменяются функциональными перегородками, позволяющими менять внутреннее пространство по желанию хозяев: разделить его на множество мелких комнат, или, напротив, превратить в одно большое помещение. Пол традиционного японского дома покрывается татами соломенными квадратными матами. Татами имеют всегда одинаковый размер, и именно их количеством определяется площадь помещения. Благодаря тонким «бумажным» стенам, японские деревянные дома отличаются обилием мягкого рассеянного естественного света. Игра света и тени, которую создают ширмами и необычными светильниками, рождает особый «узор» комнаты и задает атмосферу. Главный принцип дизайна японского дома лаконичность. Мебель в доме практически отсутствует, а та, что есть – не бросается в глаза. Вместо привычных для европейца громоздких шкафов встроенные шкафы с раздвижными дверями, вместо стульев – подушки, вместо кроватей – матрасы, которые сразу же после пробуждения убираются в стенные ниши. Все это касается, конечно, исключительно традиционного убранства японского дома. Как уже говорилось, каменная архитектура в Японии большая редкость. Деревянные дома в Стране Восходящего Солнца существуют и сегодня, в основном, в сельской местности. Но в городах, как это ни печально, традиционные деревянные дома сегодня отмирают – в Японии это очень дорогое удовольствие. Внутреннее обустройство жилища так же в последнее время изменяется. Это, разумеется, очень функционально и практично, но, увы – очень скучно. Хотя в современной Японии и сейчас в домах есть одна или несколько комнат в японском стиле. Такие комнаты называются "васицу". Отличительной чертой японского стиля в интерьере является утонченность, гармония геометрических форм и лаконичность бытовой обстановки. Начиная со второй половины XX века и по сей день в мире особенно сильно ощущается японское влияние на строительство, архитектуру и дизайн. Японский стиль один из самых востребованных этностилей.

Презентацию сделала ученица 8 А класса Матвеева Анастасия