31.01.2014 1 Психология человека д. псх. н. А.Н. Грязнов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Эмоции Эмоции Профессор кафедры Грязнов Алексей Николаевич.
Advertisements

ПСИХИКА существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
1 Управление психическими состояниями Управление психическими состояниями Профессор кафедры Грязнов Алексей Николаевич.
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ. Житейские психологические знания Научные психологические знания Знания конкретныЗнания обобщены Интуитивный характер знаний.
Бессознательное и сознательное в человеке. Выполнила: Крывчун Софья, 322 группа.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Подготовил Голобородько Евгений.
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Проблема определения и классификации психических явлений.
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Объект – психика человека. Предмет –
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. ПРИРОДНАЯСРЕДА СОЦИАЛЬНАЯСРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ.
Психика – особая форма отражения действительности, появляющаяся на определённой ступени биологической эволюции Личность - устойчивая система социально.
Личность педагога и его профессионально значимые качества.
Транксрипт:

Психология человека д. псх. н. А.Н. Грязнов

Повестка дня Тема 4 Тема 5 Тема 7 Психика и сознание Тема 3 Психология как наука Тема … Тема 6 Тема 12

3 Словарь Раздражимость – простейшая форма биологического отражения Чувствительность – способность реагировать на нейтральные, биологически незначимые раздражители, при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий Язык – система кодов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их качества, отношения между ними.

4 Предмет психологии Термин «психология» появился в трудах богослова Гоклениума в 1590 году. Психология как наука с конца XIX века в 1879 году – Вунд открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию.

Этапы становления психологии ЭтапПериодПредметЗадачаМетоды IДо 17 в.ДушаОбъяснение всех непонятных явлений Отсутствие специализированных методов исследования IIС 17 в.СознаниеВыявление особенностей думать, чувствовать, желать Самонаблюдение IIIС 20 в.ПоведениеСтавить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть (реакции, поведение) Эксперимент Наблюдение IVС сер. 20 в. ПсихикаИзучение закономерностей, проявлений и механизмов психики Организационные Эмпирические Обрабатывающие Интерпретационные

Психика - свойство высокоорганизованной живой материи, заключающейся в 1. активном отражении субъектом объективного мира, 2. в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира, 3. регуляции на этой основе поведения и деятельности. Функции Ψ Адекватное отражение Поведение

Общая психология Психология личности Социальная психология Политическая психология Психология менеджмента Организационная психология Юридическая психология Отрасли психологии

Проблема развития психики: концепции Антропопсихизм– психика существует только у человека (Р.Декарт) Панпсихизм – всеобщая одухотворенность Биопсихизм – психика - свойство только живой материи Нейропсихизм – психика -свойство живой материи, имеющей нервную систему

Признаки проявления психики 1. Коацерваты - появление раздражимости \ 2. Стадия растительной жизни -выработка специализированных форм раздражения и передача их поколениям 3. Стадия животной жизни -появление чувствительности (по А.Н. Леонтьеву – объективный биологический признак возникновения психики) 4. Стадия элементарной сенсорной психики - переход к многоклеточным – возникновение элементарной нервной системы. Переход к наземному существованию – ганглиозная нервная система. Централизованность нервной системы. Индивидуально- примитивное поведение, примитивная форма памяти. Инстинкты - появление сложнодиффиринцированных аппаратов рецепции. 5. Стадия перцептивной психики - индивидуально-изменчивое поведение. Головной мозг. 6. Стадия интеллектуального поведения – предварительная ориентировочная деятельность, возрастание прочности памяти 7. Человеческое сознание – верхняя граница развития психики. Если на всем протяжении истории животного мира общими законами развития психики были законы биологической эволюции, то развитие психики человека начинает подчиняться законам общественно исторического развития.

Различия Ψ животных и человека ПараметрЖивотноеЧеловек ДеятельностьНепосредственно биологическая Биологическая и социально обусловленная Отражение действиельности Психическое Не является устойчивым, объективно предметным, Ограничено биологически значимыми предметами Сознательное Является устойчивым, объективно предметным. Не ограничено свойствами биологически значимых предметов, Отношение к себе подобным Не отличается от отношения к другим внешним предметам. Как следствие - отсутствие обществ Отличается, чем обуславливается формирование общества ОбщениеВ пределах инстинктивной деятельности, крик лишен предметного общения (1 сигн. система) Общение предметно (1 и 2 сигн. системы)

Возникновение сознания человека Сознание – особая форма внутреннего отражения внешнего мира Сознательное отражение, в отличие от психического, это отражение предметной действительности. Возникает в процессе становления труда и общественных отношений. Отличительные черты сознательной деятельности: 1. Не обязательно связана с биологическими мотивами 2. Не обязательно определяется наглядными впечатлениями от среды 3. Большая часть знаний и умений передаются вследствие усвоения общечеловеческого опыта

Формы сознательной деятельности 1. Работа над изготовлением орудий 2. Возникновение языка (сохранение и передача информации и опыта посредством речи). Возникновение языка обусловлено возникновением общественно-трудовых отношений. ЯзыкТруд

Структура сознания по А.В. Петровскому Совокупность знаний (познавательные процессы) Выделение и противопоставление себя окружающему миру Наличие целеполагающей деятельности Отношения (к окружающей среде, общественные отношения)

Личность – это общая совокупность психических явлений Психические явления Психические процессы Психические состояния Психические свойства личности Личность - самодеятельная особь, со своим психическим укладом и индивидуальным отношением к окружающему миру, выделяющие данное лицо от других.

Психические процессы - это Психические процессы - процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психологических явлениях: ощущениях, восприятии, воображении, памяти, мышлении, речи и др. (Р.С. Немов). Действия, направленные на решение задачи, предмет и условия, которые заданы прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно предметным миром (С.Л. Рубинштейн) Психические процессы – первичные регуляторы поведения. Психические процессы обладают динамическими характеристиками: - длительность; - устойчивость.

Психические состояния Это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени. А.О. Прохоров Психическое состояние является фоном всей нашей жизнедеятельности, определяет характер взаимоотношений между людьми, поведение человека, его деятельность и даже функционирование организма

Классификация состояний Психические явления Психические свойства Психические состояния Функциональные Личностные Психические процессы

Классификация состояний

Структура состояний

Функции состояний 1. Уравновешивание человека 2. Психическая регуляция 3. Адаптация 4. Слаживание 5. Активная организация взаимодействия 6. Интеграция

Личность КонструктыБиологическая подструктура Индивидуальные особенности псих. процессов Индивидуальный опыт Направленность Психические состояния Потребностно- мотивационная сфера Эмоциональная сфера Волевая сфераЯ-концепция Архетипы

Биологическая подструктура Возрастные свойства психики Половые свойства психики Темперамент (индивидуальные особенности динамики психических процессов и поведения) Тип нервной системы

Индивидуальные особенности психических процессов Психические процессы Осознаваемые Познавательные ощущения восприятие память мышление воображение Эмоциональные эмоции чувства Воля Неосознаваемые

Индивидуальный опыт Знания Навыки Умения Привычки

Направленность Влечения Желания Интересы Склонности Идеалы Взгляды Убеждения Мировоззрение Особенности характера Особенности самооценки

Психологическая структура личности концепция К.К. Платонова Биологическая подструктура Возрастные, половые свойства, темперамент, тип нервной системы Индивидуальные особенности психических процессов Индивидуальные проявления памяти, мышления, способностей, ощущений Индивидуальный опыт Знания, умения, навыки, привычки Направленность Влечения, желания, интересы, склонности, убеждения, идеалы, особенности характера

Потребностно-мотивационная сфера Мотивационная сфера включает: аффективную и волевую сферу личности, переживание удовлетворения потребности. (Л.С. Выготский), Л.И. Божович: мотивация «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности». Балл: Мотив – это существующая в психике индивида инцентивная (побудительная) целевая модель некоторого предмета, который каким-то образом выделен этим индивидом в мире и при этом обладает для него устойчивой субъективной ценностью. Становление потребностно-мотивационной сферы предполагает рассмотрение личности как субъекта деятельности - иерархия мотивов в конечном счете оказывается результатом внутреннего выбора.

Иерархия потребностей Маслоу

Эмоциональная сфера Эмоциональные состояния: эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает.

Волевая сфера Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. Воля предполагает осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.

Я-концепция Я-концепция - всеобщий паттерн самовосприятия: концепция человека о том, каков он есть. Компоненты:1) когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости 2) эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение 3) оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение. Я-концепция - предпосылка и следствие социального взаимодействия определяется социальным опытом. Я РеальноеИдеальноеДинамическоеФантастическое Реальное Я представление о себе в настоящем времени; Идеальное Я то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы; 3) динамическое Я то, каким субъект намерен стать; 4) фантастическое Я то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

Архетипы Архетипы Архетипы (от греч. первообраз) – суть, форма и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение. Обеспечивают основу поведения, структурирования личности, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимания Всеобщие, априорные, психические и поведенческие программы

Конструкты Конструкт ЛИЧНОСТНЫЙ (лат. constructio построение) создаваемый субъектом классификационно-оценочный эталон, посредством которого осуществляется понимание объектов при их сходстве между собой и отличии от других. Понятие предложено Дж. Келли. По структурному содержанию отражают характер интерпретации человеком элементов мира как сходных между собой и в то же время отличных от других. Конразличают по области их приложения: 1. Применимые лишь по отношению к определенному небольшому классу элементов 2. Отражающие обобщенную оценку воспринимаемых объектов. Совокупность К. Л. представляет собой систему, важнейшая характеристика которой ее относительная когнитивная сложность, выражающая количество составляющих систему единиц, их разветвленность и связь.

Единственный камень преткновения в деле принятия мысли о непреложности законов, управляющих психическою жизнью, составляет так называемая произвольность поступков человека

Спасибо за внимание !