Пахомова Лариса Петровна (218-546-343). Использование индивидуальных заданий на уроках литературы помогают активизировать процесс чтения, развивают творческое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Advertisements

Урок литературы в 9 классе с использованием ТРКМЧП Прелести и горести первой любви (по рассказу И.С. Тургенева «Первая любовь») Е.П. Цирулькевич, учитель.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Тема: Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературного чтения Колупаева О.И., учитель начальных классов.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА» Автор: Саввина Н. М., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 6» г. Сланцы.
«ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ» Шемякин суд. Гравюра на меди. Первая половина XVIII в. Из собрания Д.А. Ровинского.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Отчет о методической работе Михайловой Л.И. учителя химии и биологии ГБОУ школа-интернат 28.
Урок по литературному чтению в 3 классе по программе «Школа России» :
Педагогический проект «Работа с эпиграфом – эффективный способ обучения анализу художественного произведения»
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Логическая схема – максимально упрощенное изображение, в котором отражены основные опорные явления и связи между ними, помогающие понять логику построения.
Транксрипт:

Пахомова Лариса Петровна ( )

Использование индивидуальных заданий на уроках литературы помогают активизировать процесс чтения, развивают творческое мышление, учат быть внимательными к художественному слову. На уроках использованы такие индивидуальные задания, как чтение и пересказ эпизода, анализ эпизода, ответы на проблемные вопросы, инсценирование, сообщение, задания по критическим статьям, различные творческие задания, исследование, сравнительный анализ, прогнозирование, диалог с текстом, стилизация. При проведении проверочных работ, учитываются индивидуальные возможности учащихся, предоставляется выбор заданий. Среди новых образовательных технологий в последнее время особое распространение получила технология мастерских. Цель мастерской: предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут. Анализ литературного текста – это способ познать себя. Принципы и правила ведения мастерской позволяют не просто передать знания, а развивают мыслительную деятельность, активизируют работу каждого ученика на уроке. С помощью мастерской осуществляется принцип индивидуального обучения: на уроке успешно, активно работает каждый на том уровне, который для него возможен. Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта, затем совместное обсуждение, диалог – это позволяет не чувствовать себя лишним на уроке. С помощью заданий мастерской развиваются творческие способности и самостоятельность. Атмосфера мастерской, психологический комфорт позволяет каждому быть уверенным в себе, способствует росту личности ученика. Предлагаемый мной урок литературы в 7 классе, построен с использованием технологии мастерских. Урок рассчитан на 2 часа.

Ознакомление учащихся с повестью А.С.Пушкина «Выстрел»; показать мастерство в создании характера литературного героя; понять проблемы, о которых говорит автор, переосмыслить их и создать собственный текст; в процессе работы с текстом развивать умения идейно-композиционного и стилистического анализа произведения; развитие критического мышления, воспитание активной жизненной позиции.

Сообщаются задачи урока, способы и условия деятельности, выдаются индивидуальные задания. (Ответы заслушиваются в конце урока). Тема урока формулируется учениками в конце урока и записывается на доске. Индивидуальные задания. Определить способы создания характера литературного героя в повести. Указать особенности композиции повести, почему рассказ разделен на две части? Кто рассказывает историю Сильвио?

- Мы часто слышим выражения «на роду написано», «предопределено судьбой», «везучий человек», «злой рок», «испытывать судьбу», «играть с судьбой». Верите ли вы в судьбу? Что жизнь предопределена судьбой?

Обсуждение эпиграфа. Автор словно подсказывает судьбе, как спасти героя, поясняя, что нет безвыходных положений и пусть будет счастье, когда его не может быть. А. Ахматова.

История создания повести (индивидуальное домашнее задание).

Какие образы вы себе представляете, когда слышите слово выстрел? в ы с т р е л

в – война ы – дуэль с – ссора, месть т – трусость р – игра е – зло л – любовь Ассоциации используются для актуализации личного опыта учеников, содействуют развертыванию творческого процесса деятельности каждого. Это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участников.

Прогнозирование событий по названию текста и словам ассоциациям. В конце урока выясняем, что, действительно, многие из предполагаемых событий описаны в повести. Ученики испытывают чувство гордости, что смогли предугадать ход событий, значит, они уже могут анализировать различные ситуации по значению слова. Название очень точно выражает содержание повести. - Какие чувства у вас вызывает название? (Чувство тревоги, жалости, страха, сострадания) - Каким цветом вы бы написали название? (Черным, красным, желтым (вспышка, озарение)). Эти задания активизируют работу в начале урока, помогают ученикам размышлять над словом (названием), его значением; понимать, какую важную роль в произведении играет каждое слово.

Знакомство с героем. Чтение портрета Сильвио. Запись в тетради и на доске ключевых слов, словосочетаний описания Сильвио. Ключевые слова записываются и дальше по ходу чтения повести. Должна получится следующая запись: Сильвио Граф странный блистательный счастливец ! таинственный умный угрюмый красивый крутой нрав веселый злой язык храбрый уверенный в себе беспечный ? высокомерный открытый великодушный ? дружелюбный сдержанный ? свободный разговор умный любезный опытный счастливый ! вид дьявола ? честный привык первенствовать благородный наслаждался славою терпеливый эгоистичный хладнокровный завистливый счастливый ! мстительный злой пробуждение добра ? Знак ? стоит возле слов, которые требуют комментария в зависимости от ситуации в тексте (анализ эпизода); как раскрывается качество именно у этого героя. Знак ! – обрати внимание (слово счастливый употребляется несколько раз при описании графа).

Диалог с текстом (ученики задают вопросы к тексту). Прогнозирование событий по ходу чтения. Например, «На вопрос, случалось ли ему драться, отвечал он сухо». Почему? «Нечаянный случай всех нас изумил». Какой случай? После каждого смыслового абзаца, мы останавливаем чтение, задаем вопросы к тексту, обсуждаем поступки героев и события. Задавая вопросы к тексту, ученики размышляют, высказывают разные предположения о возможном развитии событий; они увлекаются, им интересно, что же будет дальше. По ходу чтения и после прочтения повести учитель задает вопросы ученикам. - Что вы можете сказать о характере главного героя? Почему Пушкин дал ему такое необычное имя? - Какой поступок Сильвио и почему не могли понять офицеры полка? Когда раскрылась тайна героя? - За что Сильвио возненавидел нового товарища по полку? Кто виноват в состоявшейся дуэли? Почему герой оставил выстрел за собой? Какой мыслью он был одержим? - Ожидаема ли такая развязка повести? Могли бы вы представить себе, что Сильвио откажется от выстрела? - Каким герой предстает в финале? Что победило в его душе? - Кто из героев счастлив и почему? Что мешало Сильвио быть счастливым? - Сильвио был убит. Можно ли сказать, что гибель его закономерна? - Как в этой повести Пушкин решает тему судьбы, предопределенности в жизни человека? Согласны ли вы с утверждением А.Ахматовой (чтение эпиграфа).

- Как бы вы назвали сегодняшний урок? (После обсуждения выбирают строку Ахматовой «пусть будет счастье, когда его не может быть). Актуальность повести. Рефлексия. Написать сочинение «Какого человека я мог бы назвать счастливым?».