1814 - 1841. Купец Калашников Алёна Дмитриевна Царь Иван Васильевич Кирибеевич, его опричник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Advertisements

Комикс по произведению М. Ю. Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова » Выполнил ученик 7- Б класса.
Алешина З.Н.. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». (1837)
Наблюдение за средствами художественной выразительности языка в «Песне про… купца Калашникова» Автор: Каменева Анна 7 класс «Б»
Работа выполнена Кривошеевой Галиной Алексеевной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г.Моздока.
Михаил Юрьевич Лермонтов Худ. Заболотский А
Осмысление прошлого и настоящего. Н.М. Карамзин «История государства Российского» «Иоанн имел разум превосходный….» «Хвалился милостью и щедростью…» Но.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Михаил Юрьевич Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова »
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ). Иван IV Васильевич Грозный Великий князь московский с 1533 г. по 1584 г. …нельзя быть царю «без грозы»…
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Составитель: Штина Е.С. В чем смысл обращения М.Ю.Лермонтова к эпохе Ивана Грозного?
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Изобразительно-выразительные средства языка ТРОПЫ ФИГУРЫ.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Печально я гляжу на наше поколенье ! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. К добру.
Эпоха Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Союз литературы и русского языка в наблюдениях над стилем художественного произведения.
Транксрипт:

Купец Калашников Алёна Дмитриевна Царь Иван Васильевич Кирибеевич, его опричник

Какие приёмы, характерные для былины, узнаются? ГиперболыДубовый пол на полчетверти он железным пробил оконечником

Особенности Песни Былинный ритм. Былинные рассказчики: гусляры-скоморохи. Былинная лексика. Герои, обуреваемые глубокими чувствами

Системы стихосложения Силлабическая (важно количество слогов, независимо от ударения) Тоническая (равное или почти равное количество ударений в строке) или народный стих "Песня про купца Калашникова" Силлабо - тоническая (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

Растолкуйте выражения Опричник Ох ты гой еси Трапеза Очи Потчевать Кручиниться Кушак Бранное (седло) Купец Тороватый Воин царя Ивана 4, дворянин Да здравствуй Еда, угощенье Глаза Угощать Печалиться Пояс Для боя Занимается торговлей Щедрый, великодушный

Средства художественной изобразительности Выпишите Постоянные эпитеты Солнце красное Златой венец Голубь сизокрылый Плечи богатырские Сыра земля Святая Русь Буйная головушка Конь добрый Верный слуга Дальние леса Синие горы

Эпитет Художественное определение Слово грозное Лукавый раб Могутные плечи Бойки очи Статный молодец Окаянные поцелуи Злые соседушки Рассыпчатые снега Бесталанная головушка Лютая смерть Заунывный колокол Заливные голоса

Найдите яркие сравнения Словно ястреб взглянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого Ходит плавно – будто лебёдушка, Смотрит сладко, как голубушка Молвит слово – соловей поёт.

Аллегория Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ Когда всходит месяц –звёзды радуются, Что светлей им гулять по поднебесью; А которая в тучку прячется, Та стремглав на землю падает… Иван Васильевич угрожает расправой

Перифраз Замена слова или словосочетания описательным выражением Други кровные (вместо братья) Лобное место (вместо эшафот, т. е. помост для казни)

Метафора Перенос значения по сходству Бойки очи его затуманились, Меж могучих плеч пробежал мороз, На раскрытых устах слово замерло.

Ирония Употребление слова или выражения в смысле, обратном прямому Я топор прикажу наточить-навострить, Палача велю одеть-нарядить, В большой колокол прикажу звонить, Чтобы знали люди московские, Что и ты не оставлен моей милостью…

Олицетворение Перенесение свойств человека на неодушевлён ные предметы, явления или животных Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые, Умывается снегами рассыпчатыми…

Новые художественные приёмы Градация Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости И опричник молодой застонал слегка, Закачался, упал замертво. Поклонился прежде царю грозному, После белому кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому.

Антитеза Приём контраста, противопоставления явлений, понятий Когда всходит месяц – звёзды радуются.

Анафора Единоначатие, повтор слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строф или строк. Иль зазубрилась сабля закалённая? Или конь захромал, худо кованный? Или с ног тебя сбил на кулачном бою, на Москве-реке сын купеческий?

Эпифора Повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки Тароватому боярину слава! И красавице – боярыне слава! И всему народу христианскому слава!

Оксюморон Стилистический приём сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого- либо нового понятия. Палач весело похаживает.

Параллелизм Сходное, параллельное построение смежных фраз, строк или строф Пройдёт стар человек – перекрестится, Пройдёт молодец – приосанится, Пройдёт девица – пригорюнится.

Повторение Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору Под смолистый под корень подрубленная.

Рефрен Повторение строки или нескольких строк в конце строфы. Ай, ребята, пойте – солько гусли стройте! Ай, ребята пейте – дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его белолицую!

Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение Повышают эмоциональность высказывания. Привлекают внимание читателя к определённым частям текста. Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?

Инверсия Над Москвой великой, златоглавою, Над стеной Кремлёвской белокаменной… Обратный порядок слов

Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка повтор последнего слова (или группы слов) стиха в начале следующего:

И бугор земли сырой тут насыпали, И кленовый крест тут поставили, И гуляют, шумят ветры буйные… Многосоюзие

Композиция Озаглавьте части 1. Пир в царских палатах. Кручина Кирибеевича. 2. В доме купца Калашникова. Рассказ Алёны Дмитриевны мужу об обиде, нанесённой царским опричником. 3. Кулачный бой на Москве-реке. Казнь Калашникова. 3 части в обрамлении песни гусляров

Тема Идея Посягательство на крепость семьи преступно, нужно отстаивать честь семьи. Опричнина сопряжена со вседозволенностью. Царский суд здесь несправедливый и расходится с судом народа. историческая: уклад жизни на Руси в эпоху Ивана Грозного (обычаи, психология, духовный строй, нравственные понятия, образ жизни русских людей).

Домашнее задание Книжки на внеклассное чтение во 2 четверти: 1.Салтыков-Щедрин рассказ Дикий помещик 2.Лев Толстой повесть Хаджи- Мурат