МКОУ «Рыбниковская средняя общеобразовательная школа» Педсовет Контрольно–оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации обучающихся.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка по теме: Активные формы контроля и оценки знаний учащихся
Advertisements

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений,
Контроль знаний и оценивание обучающихся, направленные на повышение качества знаний Контроль знаний и оценивание обучающихся, направленные на повышение.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся.
Предварительный, текущий и итоговый контроль знаний учащихся.
Педагогический контроль ТЕМА 3.5. Педагогический контроль - это руководство учебной деятельностью учащихся, которое реализует принцип обратной связи в.
Основная цель контроля знаний и умений: обнаружение достижений, успехов учащихся; указание путей совершенствования, углубления знаний, умений с тем, чтобы.
Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Тестовые технологии как средство повышения качества образования Педсовет г.
Урок как педагогический феномен. Урок должен быть пронизан творчеством и вместе с тем оставаться уроком. С.И.Гессен.
Контроль – это проверка процесса и результата труда. Он позволяет проникнуть в существо учебно – воспитательного процесса. Контроль в педагогическом труде.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Критериальное оценивание как новая технология обучения в современной школе.
Оценка и отметка: виды и функции Составлена: замдиректора по УВР Катасоновой С.И.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК УСЛОВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ШКОЛЕ.
Транксрипт:

МКОУ «Рыбниковская средняя общеобразовательная школа» Педсовет Контрольно–оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации обучающихся г.

План 1. Актуальность темы. Основные понятия (теоретическая часть). 2. Эффективное применение различных видов контроля в образовательном процессе (посещение уроков, просмотр видеороликов). 3. Рефлексия. Решение педсовета.

Основные понятия темы: Контроль Цели контроля Функции контроля Принципы контроля Виды контроля Формы контроля Методы контроля

Контроль это: проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора (толковый словарь Ожегова), соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Контроль в системе образования представляет собой систему проверки знаний и умений учащихся.

Функции контроля ПрогностическаяОриентирующая ОбучающаяДиагностическая Воспитывающая Развивающая

Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации

Диагностическая функция контроля заключается в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся; помогает выявить причину и выбрать наиболее интенсивную методику обучения.

Прогностическая функция контроля служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся, формируются мотивы познавательной деятельности. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

Ориентирующая функция контроля заключается в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и группе в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает учащихся более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.

Принципы контроля НаглядностьОбъективностьВсесторонностьСистематичность

Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться? кто должен опрашиваться? какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки? какой ожидается эффект от проведения проверки? При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Под всесторонностью контроля понимают охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного программного материала, знание учащимися отдельных и существенных, фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности.

Под регулярностью (систематичностью) подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом. Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого обучающегося.

Виды контроля Контроль Предварительный Текущий Тематический Итоговый

Предварительный (входной) контроль служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебный процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, учитель вносит коррективы в рабочую программу, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях с конкретным классом, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях обучающихся. Указывается в рабочей программе!

Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Текущий контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и применением учебного материала. Текущий контроль должен занимать небольшую часть урока, чтобы не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении полученной информации.

Промежуточный (периодический, тематический) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Проведение его предусматривается в рабочей программе!.

Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения отдельного предмета. Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки

Формы контроля 1. Устная проверка знаний. 2. Работа с карточками. 3. Письменная проверка знания. 4. Кратковременная самостоятельная работа. 5. Практическая или лабораторная работа. 6. Тестовые задания.

Формы контроля По способу предъявления: Письменный. Устный. По числу проверяемых: Индивидуальный. Фронтальный. Групповой По объему контролируемого материала : Итоговый (экзамен). Промежуточный (контрольная работа, тестирование). По направленности контроля: Самоконтроль взаимоконтроль

Формы контроля по характеру предъявляемых заданий Работа с печатными средствами: Работа в тетрадях с печатной основой Тесты. Работа по карточкам. Работа с перфокартами. Разборы. Работа над ошибками. Работа со связным текстом: Диктант. Контрольная работа. Сочинение. Изложение. Рецензирование. Конспектирование.

Виды контроля Формы контроля Текущий контроль Устный опрос Работа с карточками Письменная проверка Тестовые задания Итоговый контроль Практическая или лабораторная работа Контрольная работа Зачет Тестовые задания Экзамен ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЕГО ВИДАХ

Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в её оценке. )

Оценка и отметка Оценка – это характеристика ценности, уровня или значения каких либо объектов или процессов (словарь Ожегова) Оценка в образовании представляет собой установление качества приобретенных знаний, умений и навыков. Оценить – значит установить уровень, степень или качество чего-нибудь.

Принципы оценки ОбъективностьГласность Правильно установленная и выраженная оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом формирования познавательных интересов, положительных качеств личности. Ошибка в оценке вызывает обычно серьёзные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.

Способы выражения оценки. Словесные Количественные (отметка) Молодец, хорошо, можешь лучше и т.д 1, 2, 3, 4, 5 и т.д

ФУНКЦИИ ОЦЕНОК ОЦЕНОК ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ОБУЧАЮЩАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СТИМУЛИРУЮЩАЯ КОРРЕКТИРУЮЩАЯ

Диагностическая функция Измерение усвоения учащимися учебного материала, определение объемов усвоения материала и глубины понимания Реализация Использование различных форм контроля: тесты, к.р., самооценка, оценивание другими учащимися и т.п. Использовать отметку и словесную оценку: отметка измеряет результаты обучения, словесная оценка измеряет старательность, вселяя в ученика уверенность

Обучающая функция Реализация Осуществление быстрой обратной связи: показать, что сделано правильно, а где есть неточности. Использование различных приёмов проверки ЗУН. Определение при контроле прироста знаний, умений и навыков

Развивающая функция Реализация Во время опроса должно быть развитие речи, памяти, мышления: логического, креативного, интуитивного. Определение прироста психических операций в определённых психических процессах

Воспитывающая функция Реализация Во время контроля у учащихся должны развиваться сотрудничество, законопослушание, старательность, ответственность, позитивная Я – концепция. Определение, на сколько реализуется процесс принятия, стабилизации, устойчивости изучаемого учебного материала, норм проведения контроля

Стимулирующая функция Реализация Контроль должен стимулировать желание ребёнка заниматься данным предметом. Для этого необходимы: Объяснение критериев оценки; Разумные требования; Принцип открытых перспектив; Вселение успеха; Частота контроля; Словесное одобрение. Определение, насколько ученики готовятся к уроку, насколько они активны во время опроса, насколько формируется мотивация для занятий данным предметом

Корректирующая функция Реализация Опрос должен стимулировать учащихся к изменению своего стиля занятий. Регулярная информация об успеваемости учащихся. На основании результатов опроса педагог корректирует свою деятельность. Процесс оценивания должен исправлять, поправлять поведение ученика и преподавателя, если их поведение не соответствует требованиям учебного процесса

Анкетирование Уважаемые педагоги! Для выявления стиля, применяемого при оценивании знаний учащихся, просим вас ответить на предложенную анкету. Прочтите ряд суждений. После каждой фразы даны 3 суждения о правомерности заключенной в ней мысли. Пожалуйста, подчеркните те суждения, с которыми вы согласны. Постарайтесь выполнить эту работу за 5 минут.

1. Отметка выражает мнение учителя о знаниях ученика. 1.Да, только мнение учителя. 2.Оценка может отражать и мнение группы. 3.Не знаю. 2. Если ученик долго не успевает по предмету, учитель уже, к сожалению, не в состоянии ему помочь. 1.Согласен. 2.Не обязательно. 3.Не знаю. 3. Учащемуся нужно объяснять, продвинулся ли он в своих знаниях по сравнению с его предыдущими результатами. 1.Нужно. 2.Не обязательно. 3.Не нужно. 4. Похвала по ходу выполнения задания приносит больше пользы, чем отметки за всю сделанную работу. 1.Согласен. 2.Не согласен. 3.Не знаю. 5. Достигается нужный воспитательный эффект, если сравнивать учеников, имеющих разную успеваемость. 1.Согласен. 2.Не согласен. 3.Не знаю.

6. Во время опроса учитель ориентируется на мнение ученика, следит за ходом его рассуждений и старается развить его мысли. 1. Как правило. 2. Редко. 3. В этом нет необходимости. 7. Отметка должна быть «заработана» учеником, она не может даваться авансом. 1. Согласен. 2. Не согласен. 3. Не знаю. 8. Невыученный урок должен соответственно оцениваться, ученик не имеет права отказываться от ответа. 1. Да, это справедливо. 2. Нет, это не верно. 3. Это спорный вопрос. 9. Нужно учить учащихся оценивать свою работу и работу товарищей. 1. Регулярно. 2. Изредка. 3. Нет, на это никогда не остается времени. 10. Оцениваться должен результат выполненного учеником задания. 1. Да, это достижение результата – объективный критерий оценки. 2. Нет, важно учесть и нестандартные способы решения. 3. Не знаю.

11. Во время урока положительные и отрицательные оценки действий ученика должны уравновешивать друг друга. 1.Да, не следует увлекаться чем-то одним – похвалами или замечаниями. 2.Нет, положительных оценок должно быть больше. 3.Нет, полезнее преобладание отрицательных оценок. 12. Когда ученик отвечает не очень уверенно, ему следует вовремя помочь. 1.Обязательно. 2.Не обязательно. 3.Помогать во время опроса не нужно. 13. Активность учащихся на уроке – еще не показатель продуктивности их работы. 1.Нет, это взаимосвязанные моменты. 2.Да, поэтому видимую активность не стоит высоко оценивать. 3.Да, активность и продуктивность работы не всегда совпадают. 14. Оценивая работу ученика, нужно учитывать не только имеющийся результат, но и старания, труд, вложенный в эту работу. 1.Это нужно делать только в школе. 2.Такой учет необходим везде. 3.Не знаю, нужно ли это делать вообще. 15. В условиях современного образования щадящие отметки исключены. 1.Да, это проявление процентомании. 2.Нет, это гуманно по отношению к детям. 3.Трудно сказать.

16. Если из-за отметки возник конфликт, авторитет учителя предполагает сохранение выставленной отметки, хотя настаивать на ней нужно выдержанно и аргументированно. 1.Согласен. 2.Не согласен. 3.Не знаю. 17. Полезно противопоставлять учебные результаты учащихся, имеющих одинаковые способности и разное отношение к учению. 1.Не согласен. 2.Согласен. 3.Не знаю. 18. Если на уроке обсуждается спорный вопрос, спокойное и четкое объяснение учителя предпочтительнее, чем шумная дискуссия в группе. 1.Да. 2.Нет. 3.Не всегда. 19. Выставляя отметку, следует объяснить ученику, за что она поставлена. 1.Да, всегда. 2.Да, иногда. 3.Нет, это ученик должен понимать сам. 20. Учитель находит время, чтобы поговорить с каждым учеником о его успеваемости, успехах и недоработках. 1.Изредка. 2.Всегда. 3.Практически это недостижимо.

Таблица перевода ответов в баллы

Сумма баллов является количественным показателем оценочных ситуаций и стиля общения учителя и учащихся. Сумма менее 28 баллов. Стиль общения оценивается как авторитарный. Учителя этого типа создают оценочные ситуации, имеющие отрицательный эмоциональный фон, и редко используют содержательную оценку. Этот стиль нуждается в коррекции. Сумма 28 – 33 балла. Стиль общения квалифицируется как демократический. Ориентация преподавателя (мастера) на результативность обучения сочетается с ориентацией на личное развитие учащихся. Есть основания считать такой стиль общения с учащимися оптимальным в условиях современного образования, что, безусловно, не гарантирует от ошибок преподавателя (мастера) в отдельных оценочных ситуациях. Сумма 34 – 40 баллов. Стиль общения считается либеральным. У преподавателя (мастера) преобладает стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в классе. Однако следует иметь в виду, что стиль дает прекрасные результаты только при высоком уровне профессионального мастерства педагога. Если же этот уровень не является максимально высоким, существует реальная опасность потери возможностей управления ходом урока в классе.

Спасибо за внимание!