Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством ( экономика природопользования ) Московский государственный университет имени М. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Оценка потенциала территории и направления её развития (на примере муниципального образования «Тереньгульский район»)». Автор: Глава - председатель Совета.
Advertisements

Механизм государственной поддержки развития экспорта туристско-рекреационных услуг в Чувашской Республике Рыбаков А.Н. – координатор Центра экспортной.
МИНИСТЕРСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПЕРМСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА ГОДЫ» ПРОЕКТ.
О республиканской целевой программе «Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011–2016 годы» Выступление и.о. министра по физической культуре, спорту.
«РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ)» Гренишин Андрей Викторович Гренишин.
Информационное обеспечение в менеджменте транспортно-логистических систем туристической отрасли Проф. Козак Л.С., доц. Седой В.Г., доц. Бакулич Е.А.
Инвестиционный проект «Туристско-рекреационный кластер «Кладезь земли Костромской» Цель кластера – создание положительного имиджа региона, повышение конкурентоспособности.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Включение инвестиционных туристских проектов регионов Северо-Западного федерального округа в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск до 2025 года 2014.
Программы повышения квалификации специалистов и государственных служащих, осуществляющих деятельность в сфере туризма: Методические основы разработки региональной.
Шаров Владимир Юрьевич Советник Руководителя Федерального агентства по туризму (РОСТУРИЗМ) Президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма России.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.
Разработка эколого- туристического предложения в Южно- Уральском регионе.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
1 ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО ТУРИЗМА Д.э.н., проф. О.С. Шимова.
Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» Факультет переподготовки и повышения квалификации кадров «Школа туризма.
Транксрипт:

Специальность – Экономика и управление народным хозяйством ( экономика природопользования ) Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова г.

Целью исследования является разработка теоретических и практических подходов к развитию экологического туризма в рекреационных зонах региона, основанных на эколого - экономических основах функционирования.

Предметом исследования в диссертационной работе явились социальные, экологические и экономические отношения и процессы как эколого - экономическая основа развития рекреационных зон и экологического туризма в России. Социальные, экологические и экономические проблемы формирования, развития и государственного регулирования экологического туризма в рекреационных зонах более детально изучены на примере Приволжского Федерального Округа и Чувашской Республики. Объектом исследования является природохозяйственная система региона, рекреационные зоны региона, экологический туризм в рекреационных зонах субъекта Российской Федерации.

Механизмы, направленные на реализацию концепции Задачи Достижение максимального мультипликативного эффекта Развитие человеческого капитала как рекреационного ресурса Создание принципиально новой инфраструктуры МетодКластерный подходКультурная политика Комплексное освоение территории СутьОрганизация коммуникации между всеми хозяйствующими субъектами в рекреационных зонах Развитие культуры гостеприимства при сохранении собственной культурной идентичности Распределение расходов на строительство обеспечивающей инфраструктуры между всеми участниками комплексного освоения территории, включая государство

ВОСПРОИЗВОДСТВО РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВРАБОЧЕЙ СИЛЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА ВНУТРИ РЕГИОНА ОБОСОБЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ В ЦЕЛОМ В СИЛУ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ХОЗЯЙСТВУЮЩИМИ СУБЪЕКТАМИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЫ РЕКРЕАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРИ РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЫ РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА

Рекреационная зона города Мегаполис (гг. Москва, Санкт-Петербург) Большой город (гг. Нижний Новгород, Казань) Средний город (г. Чебоксары) Малый город (г. Мариинский Посад) Рекреационная зона природохозяйственной системы В одном регионе В разных регионах Рекреационная зона (зона туристского благоприятствования (ЗТБ)) С центром в СКК С центром в другом хозяйственном объекте (турбаза, туристский комплекс, пансионаты, дома отдыха и т.д.) С центром в национальном парке, заказнике, заповеднике

Организационно - экономические задачи Стадии развития рекреационных зон Задачи рекламной и информационной деятельности 1.Стадия подготовки экотуристского рынка 1.1.информирование потребителей; 1.2.формирование списка потенциальных потребителей рекреационных услуг; 1.3.создание представления об оказании рекреационных услуг. 2.Стадия внедрения новых рекреационных (экотуристских) услуг 2.1.увеличение числа потенциальных клиентов за счет усиления рекламных и промоушн акций; 2.2.стимулирование покупки экотуров; 2.3.информирование о местах продажи и доп. офисах турфирм; 2.4.создание положительного имиджа туроператору рекреационных (экотуристских) услуг. 3.Стадия массовой продажи рекреационных услуг 3.1.поддержание достигнутого уровня продаж; 3.2.стабилизация определенного сегмента клиентов; 3.3.расширение продаж (реализации) экотуров. 4.Стадия переключения спроса 4.1.напоминание; 4.2.определение приоритетов путем замены ряда рекреационных (экотуристских) услуг другими (альтернативными); 4.3.переориентация покупателей рекреационных (экотуристских) услуг.

1. Безопасность 2. Экологичность3. Соответствие договору Ориентация на потребителя 4. Надежность5. Информативность6. Соответствие назначению 7. Адекватная реакция персонала 9. Соответствие эстет. требованиям 8. Эргономичность

Состояние туризма в России ( на 1 января 2011 г.) ПоказательЗначение 1.Доля дохода от туризма в ВВП РФ с учетом мультипликативного эффекта, %6,9 2.Объем внутреннего туристского потока в 2010 году, млн. чел.30,3 (+ 6 %) 3.Объем въездного туристского потока (в том числе бизнес-туризм), млн. руб.4,5 (+ 15 %) 4.Бюджет Ростуризма, в том числе расходы на федеральные целевые программы, центральный аппарат, млн. руб.435,2 5.Число рабочих мест (с учетом смежных отраслей), млн. чел.2,564 6.Доля инвестиции в основной капитал в туризме от общего объема инвестиций, %12,1 7.Годовой прирост инвестиций в основной капитал в туризме, %8,2 8.Объем услуг, предоставляемых средствами размещения в 2010 году (млрд. руб.)92 (+ 23 %) 9.Общее количество мест в средствах размещения, млн.1, Средние расходы одного нерезидента въехавшего на территорию РФ, дол. США424 (+ 35 %) (внутр. тур.) 702 (межд. тур.)

Распределение мест по внутреннему туристскому потоку по федеральным округам РФ Динамика роста внутреннего туристского потока в РФ ( с 2005 – 2010 г.) Федеральные Округа РФМеста Центральный Федеральный Округ4 Северо-Западный Округ2 Южный Федеральный Округ1 Приволжский Федеральный Округ3 Уральский Федеральный Округ6 Сибирский Федеральный Округ5 Дальневосточный Федеральный Округ7

Рейтинговое место России – 69-е, по итогам 2010 года (выборка по 133 странам)

Семь базовых принципов развития экологического туризма 1. Принцип нацеленности на экологическое образование и просвещение 2. Принцип не нанесения ущерба природной среде, или допускающий минимальное воздействие на природную экосистему, позволяющее увеличить привлекательность природного аттрактива, но не подрывающее экологическую устойчивость 3. Принцип обращенности к природе и основанный на использовании преимущественно природных ресурсов 4. Принцип заботы о сохранении местной социокультурной среды 5. Принцип совершенствования физического и психологического здоровья экологических туристов 6. Принцип социальной эффективности экологического туризма 7. Принцип экономической эффективности и устойчивого регионального развития

Развитие рекреационных зон социально – эколого-экономических систем Оценка рекреационного потенциала территории всей системы Природно-ресурсный потенциал Культурно-исторический потенциал Эколого-географический потенциал и др. Выявление и классификация рекреационных ресурсов, обладающих свойством исключительности Оценка соответствия рекреационной инфраструктуры выявленным видам исключительных рекреационных ресурсов Целенаправленное развитие выделенных территорий под рекреационные зоны на условиях приоритетности

Классификация рекреационных товаров и услуг, предоставляемых рекреантам (экотуристам) на данной территории Классификация хозяйствующих субъектов с целью определения однородных групп для оценки эффективности управляющих воздействий на них Создание организационно-экономических и нормативно-правовых предпосылок для обеспечения приоритетности развития рекреационных зон на соответствующих территориях

Правовые основы Юридическое закрепление зонирования и спектра возможностей Природные (емкость ландшафта) Социальные (вероятность встреч) Совмещение экотуристских возможностей с сохранением природного и культурного наследия Достижение высокого качества и ассортимента предоставляемых экологических туруслуг Экотуризм – как источник впечатлений и исполнения ожиданий отдыхающих в экосистемах Задачи экоменеджмента и экомаркетинга в разрезе типа требуемых впечатлений и ожиданий Использование индикаторов качества для определения возможностей экотуризма Стандарты качества (индикаторы качества) Мониторинг и индикативный менеджмент Пропускная способность Информационный обмен Внимание к трансграничным территориям экосистемы Допустимый уровень деградации ландшафта Система корреляции - рост интенсивности использования и рост эффективности управления экосистемой

Можно предложить следующий подход к оценке потенциала, учитывая объем товаров и услуг : Vреал. = C + Приб. + Нал. = К + З + Т + П = М + И + Э = Vреал. тов. + V реал. Услуг где С – себестоимость производства и реализации рекреационных товаров и услуг ; Приб. – объем прибыли, полученный при реализации рекреационных товаров и услуг ; Нал. – сумма налогов, отчислений и платежей, выплаченных в соответствии с действующим законодательством ; К, З, Т, П – соответственно ресурсы капитала, земли ( природные ресурсы ), труда и предпринимательских способностей, использованных при производстве и реализации рекреационных товаров и услуг ; М, И, Э – соответственно оценки материальных, интеллектуальных и эмоциональных составляющих стоимости произведенных и реализованных рекреационных товаров и услуг ; Vреал. тов., Vреал. усл. – соответственно объем производства и реализации рекреационных товаров и услуг.

РегионСоциальный фактор Экологичес кий фактор Экономиче ский фактор Ранг потенциала, 2010 – 2011 гг 1. Краснодарский край (1) 2. Иркутская область (6) 3. Пермский край (7) 4. Ставропольский край (2) 5. Алтайский край (3) 6. Калининградская область (4) 7. Чувашская Республика (5) 8. Республика Бурятия (8) 9. Республика Алтай (9)

РегионСоциальный фактор Экологический фактор Экономичес кий фактор Ранг / М 1. Республика Татарстан (1) 2. Самарская область (2) 3. Республика Башкирия (3) 4. Пермский край (4) 5. Нижегородская область (5) 6. Саратовская область (9) 7. Оренбургская область (7) 8. Удмуртская область (8) 9. Чувашская Республика (6) 10. Ульяновская область (10) 11. Пензенская область (11) 12. Кировская область (12) 13. Республика Мордовия (13) 14. Республика Марий Эл (14)

Определение спроса на рекреационные ресурсы на примере зонирования по транспортным затратам : Канадский метод сегментирования рекреантов ( экотуристов ) по степени их отдаления от рекреационной зоны предложен автором также для России ( внутренние экотуристы 50 км, 100 км, 150 км. и т. д.). Немецкий метод сегментирования экотуристов ( рекреантов ) по их потребностям и предпочтениям ( клиент А, В, С, D, Е, F и т. д.). Используя метод Клауса - Кнетша, через учет издержек путешествия, оценим значимость рекреационного ресурса. В нашем случае просматриваются три зоны : 1) мах – 250 км. – гг. Казань, Нижний Новгород ; 2) мах – 650 км. – г. Москва ; 3) мах – 1350 км. - г. Санкт – Петербург Рекреанты из этих городов выбраны не случайно, а на основе данных анкетных опросов посетителей СКК в Чувашской Республике. ( По результатам опроса и данным СКК 80% рекреантов приезжают в ЧР из данных городов ).

3, 2, 1, 0 ( ТРЗ ) 3

Современное состояние сферы рекреации в Чувашской Республике Количество туристских организаций 103 Количество туристских баз отдыха23 Количество санаторно-курортных организаций25 Количество гостиниц и аналогичных средств размещения 54 Количество заходов туристских теплоходов: в г. Чебоксары 405 в г. Мариинский Посад33 в г. Козловка81 в г. Ядрин1

Сильные стороны 1.Выгодное экономико-географическое положение; 2.Наличие туристских ресурсов; 3.Уникальная природа, разнообразный растительный и животный мир; 4.Относительно благоприятная экологическая обстановка; 5.Самобытная культура, традиции, обычаи, ремесла, промыслы, уникальная вышивка, необычные костюмы, праздники; 6.Политическая стабильность; 7.Достаточные ресурсы квалифицированных кадров. Слабые стороны 1.Неразвитая инфраструктура для внутреннего и въездного туризма; 2.Морально и физически устаревшее оборудование; 3.Необходимость реконструкции зданий и сооружений санаторно-курортных комплексов, гостиничных фондов и объектов рекреации; 4.Низкий уровень услуг и их высокая стоимость; 5.Отсутствие специалистов по массовой анимации и досугу, туристским походам и развлечениям; 6.Недостаточное финансирование и маркетинговые работы по продвижению туристских услуг на внешний и внутренний рынок. Возможности 1.Развитие рынка туристских услуг является потенциально крупным источником дохода для региона и может повысить его репутацию; 2.Развитие туризма может инициировать экономическое развитие города; 3.Организация и развитие различных видов туризма в республике в течение календарного года; 4.Модернизация имеющейся материально-технической базы организаций туризма и отдыха; 5.Продвижение республики и расширение сотрудничества с другими регионами России и странами зарубежья в развитии туризма; 6.Привлечение инвестиций малого и среднего бизнеса в туристскую индустрию. Угрозы 1.Рост конкуренции со стороны зарубежных и внутри российских поставщиков; 2.Негативное влияние финансового кризиса на туристскую индустрию Чувашской Республики; 3.Отсутствие рабочих мест для будущих специалистов туристской индустрии; 4.Утечка конкурентоспособных специалистов в другие регионы России и стран зарубежья; 5.Недостаток информации о городе приводит к отвлечению внимания потенциальных туристов; 6.Ухудшение качества природной среды (2) SWOT-анализ потенциала развития рекреационных зон в Чувашской Республике (авт. анализ)

3.1. (3) Модель пространственного развития рекреационных зон в ЧР на основе кластерного подхода (авторский подход) Алатырский район: культурно- познавательное, паломническое, экологическое, спортивное, лечебно-оздоровительное Шемуршинский район: экологическое, сельское Ибресинский район: экологическое, сельское, культурно-познавательное, этнографическое, спортивно- оздоровительное Цивильский район: культурно-познавательное, паломническое Козловский район: культурно- познавательное, круизное Мариинско-Посадский район: культурно- познавательное, круизное, экологическое, сельское, охотничье, паломническое г.Новочебоксарск: спортивное Заволжье: экологическое,спортивно- оздоровительное, лечебно- оздоровительное направление Порецкий район: сельское, культурно-познавательное, событийное, паломническое Шумерлинский район: экологическое, сельское, рыболовно-охотничье Ядринский район: культурно- познавательное, сельское, экологическое, круизное (в перспективе) г.Чебоксары, Чебоксарский район: культурно-познавательное, деловое, круизное, событийное, спортивное, лечебно-оздоровительное

3.1. (4) Критерии экспертной оценки рекреационного потенциала региона п/пКритерии оценки Приоритетность развития 1.Выгодное экономико-географическое положение0,1 2.Развитость туристской инфраструктуры0,2 3. Эстетическая и рекреационная ценность территории, наличие туристских объектов, в том числе: Природных: водные объекты, пригодные для организации купания, сплавов; памятники природы, уникальные природные комплексы, места рыбалки, охоты и др. Историко-культурные: памятники истории (археологии, архитектуры), музеи, традиционные народные промыслы и промыслы и др. 0,2 4.Наличие уникальных природных ресурсов0,1 5.Благоприятная экологическая обстановка0,05 6. Популярность среди туристов (положительный образ, репутация региона) 0,05 7.Наличие информации о регионе в Интернете0,05 8.Наличие программы развития туризма0,1 9.Безопасность отдыха (отсутствие природных и техногенных катастроф, стабильная политическая обстановка, благоприятная эпидемиологическая обстановка и др.) 0,05 10.Количество и качество предоставляемых услуг, включая наличие мобильной связи 0,05 11.Возможность развития различных видов туризма и организации маршрутов различной категории сложности 0,05 Итого1

Года Наиболее вероятный прогнозный сценарий, млн. руб. ( без дисконтирования ) ДР 0-650,0 1200,0141,0 2400,0258,0 3600,0375,0 4600,0375,0 Итого :1800,01799,0

Оптимистичный прогнозный сценарий ( дисконтированный – 7%), млн. руб. ГодаДР 0-650,0 1186,916131, ,375225, ,779306, ,737286, ,792267,370 Итого :1911, ,691 NPV44,908

Наиболее вероятный прогнозный сценарий ( дисконтированный – 10%), млн. руб. ГодаДР 0-650,0 1181,818128, ,578213, ,789281, ,808256, ,553232, ,684211,678 Итого :2084, , 800 NPV110,430

Пессимистичный сценарий ( дисконтированный – 13%), млн. руб. ГодаДР 0-650,0 190,90975, ,289116, ,394149, ,205176, ,461196, ,684211, ,895192,434 Итого :1887, ,374 NPV37,544

Располагая богатым природным и историко - культурным и экологическим потенциалом рекреационные зоны в России в целом являются неконкурентоспособными и их развитие происходит бессистемно. Рекреационные зоны имеют не только социально - экономическое, но и огромное эколого - экономическое значение, что предъявляет дополнительные требования к их развитию. Развитие рекреационных зон с таким приоритетным видом туризма, как экотуризм приведет к улучшению социально - эколого - экономической ситуации в дотационных регионах России (73 из 83).