Методическая работа «Урок – как основное звено педагогического процесса в исполнительском классе фортепиано детской музыкальной школы» Автор: преподаватель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Advertisements

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ.
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
Среди безликих нот и звуков Творишь ты в мрачной пустоте. Всё это для детей и внуков, Чтоб не остаться в темноте… (Ван Узилс)
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Представление образовательной программы Обучение игре на синтезаторе представление образовательной программы.
«Сложность этой профессии определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие «музыкант», причем каждое.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
Презентация на тему: «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ» Составила:ст.воспитатель Хечошвили Ж.В.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
Проектная методика В процессе обучения иностранным языкам.
Открытый урок на открытом уроке педагог показывает, демонстрирует свой позитивный опыт, реализацию методической концепции, применение методического приема.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
Методический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
Как подготовить и провести открытый урок. МОДЕЛИ ОТКРЫТОГО УРОКА 1. Открытый урок для членов методического объединения. 2. Открытый урок для коллег в.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Транксрипт:

Методическая работа «Урок – как основное звено педагогического процесса в исполнительском классе фортепиано детской музыкальной школы» Автор: преподаватель высшей категории Еникеева Раиса Асхатовна, преподаватель по классу фортепиано Красногорск Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, современнее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красотах. Д.Д.Шостакович

Оглавление Введение Глава I. Педагогика дополнительного образования в сфере культуры и искусства Роль и место дополнительного образования в современной системе образования детей. Сущность педагогического процесса. Детская музыкальная школа (ДМШ) – основная ступень музыкального образования ребенка Методика обучения игре на фортепиано в системе образовательных технологий

Глава II. Урок – как основное звено педагогического процесса обучения в исполнительском классе фортепиано ДМШ 2.1. Структура, анализ и оценка эффективности урока с учетом современных образовательных технологий 2.2. Особенности предварительной подготовки преподавателя к уроку в исполнительском классе фортепиано 2.3. Основные пути и способы оптимизации содержания форм и методов проведения урока в условиях диадического («парного») взаимодействия преподавателя и ученика Заключение Список использованной и рекомендуемой литературы

Введение Содержание образовательного процесса опережает перестройку организационных формоструктур УПД в ДМШ А к т у а л ь н о с т ь Урок как главная структурная единица УПД не утратил своей роли и значения, а потому требует модернизации и совершенствования Проблемы индивидуализации методов обучения требуют как модернизации урока, так и совершенствования подготовки преподавателя Дидактические разработки сконцентрированы на педагогических инновациях обучения, а проблемы урока остаются без должного изучения Разрыв между величиной музыкального «багажа» преподавателя и ограниченностью в приемах его передачи ученику не сокращается, а даже растет Построение урока в классе фортепиано в ДМШ нередко отличает схематичность и шаблонность, что тормозит развитие учащегося

Отличительные черты педагогики дополнительного образования Отличительные черты Создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени ее освоения, преподавателя Многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка Личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию, мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению Личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности Признание за ребенком право на пробу и ошибку в выборе, право на пересмотр возможностей в самоопределении

Основные требования к педагогическому процессу в системе дополнительного образования Иметь развивающий характер Основываться на многообразии программ – модифицированных, авторских, адаптированных Давать возможность для свободного самоопределении и самореализации ребенка Использовать диагностику интересов и мотивации детей Отражать региональные особенности и традиции Быть разнообразным как по форме, так и по содержанию Базироваться на развивающихся методах обучения детей Для преподавателя недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает. Он должен фактически обладать психолого-педагогическими знаниями Основываться на социальном заказе общества Требования

ДМШ – основная ступень музыкального образования детей Изучение и сохранение сложившихся профессиональных традиций Разработка новых методик и технологий образовательного процесса – педагогических инноваций

Характерные признаки педагогики для решения задач общего музыкального образования Глубокое уважение к ребенку Стремление соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями Подчеркивание воспитательных аспектов преподавания игры на инструменте в духе гуманизма Стремление связать школу с жизнью Создание глубокой общности между преподавателями как одной специальности, так и установлением межпредметных связей с коллегами иных музыкальных дисциплин

Методика обучение игре на фортепиано в системе образовательных технологий Диалектическое соотношение методик и технологий Методики образуют методологическую и научно-производственную основу для музыкального обучения и воспитания Технологии входят в состав методик как практические процессы обучения и воспитания, приносящие конкретный результат Условия, определяющие успешность применения технологий Психофизиологические особенности учеников Личностные и профессиональные качества преподавателей Психологический микроклимат в ДМШ Способность преподавателя в ходе обучения повысить уровень профессионального взаимодействия, оптимизировать межличностные контакты с учеником

Структура урока на основе современных образовательных технологий Схема структуры урока Цели, задачи темы учебного материала: дидактические (образовательные), воспитательные, развивающие Требования к целям и задачам урока Требования к содержанию учебного материала Возможность гибкого использования предложенных этапов (звеньев, элементов) урока Основные методы обучения Формы организации познавательной деятельности учеников Необходимые умения преподавателя для управления УПД ученика Использование конкретных объектов оценки для определения качества реального результата и результативности на уроках Определение степени обученности ученика Самоанализ урока

Анализ урока на основе современных образовательных технологий Схема психологического анализа урока Психолого-педагогические цели и задачи урока Учет психических особенностей ученика при подготовки урока. Учет уровня организованности, подготовленности учащегося, его отношения к учебе Психологические аспекты формирования на уроке ценностных качеств Активизация познавательной деятельности учащегося оценивается по развитию его способностей Деятельность и личность ученика на уроке Характер личности и деятельности преподавателя

Оценка эффективности урока на основе современных образовательных технологий План оценки эффективности урока Организация начала занятий Проверка выполнения домашнего задания Подготовка к основному этапу Усвоение новых знаний Обобщение и систематизация знаний Контроль и самопроверка Подведение итогов деятельности Информация о домашнем задании Закрепление знаний

Особенности предварительной подготовки преподавателя к уроку Э т а п ы ДиагностикиДиагностики ПроектированияПроектирования ПрогнозированияПрогнозирования

Основные направления работы по оптимизации содержания, форм и методов проведения уроков Направления работы Подготовка преподавателя Форма проведения и содержание урока Проверка задания Работа над произведением Словесные пояснения и другие формы работы Домашнее задание и оценка Творческое состояние преподавателя на уроке Организация самостоятельной работы ученика Исполнение преподавателем произведения

Подготовка преподавателя Музыкально-педагогические условия подготовки преподавателя к уроку Тщательное изучение репертуара ученика, умение его хорошо играть Посмотреть различные редакции Продумать в нужных местах аппликатуру, педаль Наметить пути исправления заранее известных недостатков исполнение, способы работы над трудными местами и т.п. Предварительно практически проверить целесообразность своих рекомендаций по музыкальному материалу Суметь развить у ученика интерес к уроку

Форма проведения и содержание урока В начале урока поработать над тем, что особенно важно на данном этапе и что может занять относительно больше времени Проверить и спросить чего-либо из заданного на дом Проверить уровень самостоятельности ученика Систематически заниматься чтением нот Чтению нот и работе над упражнением лучше уделять время в середине урока Наряду с разучиванием произведений исполнять на уроке выученные произведения Избегать так называемых «незаконченных уроков» Методические рекомендации

Проверка задания Как правило, надо прослушать до конца все, что ученик принес на урок Излишне не загружать внимание ученика замечаниями, часто подчеркивать его недостатки Необходимо учитывать особенности проверки домашнего задания на ранних и поздних этапах Слушая ученика, необходимо хорошо запомнить все особенности его игры В ходе беседы подвести итоги его работы, указать на ее достоинства и недостатки Полезно отметить имеющиеся достижения, как бы малы они не были Методические рекомендации

Работа над произведениями Начальный Э т а п ы р а б о т ы Серединный Заключительный

Исполнение преподавателем произведения Разрешение противоречия – играть или не играть – в определении целей методов Методические рекомендации Цель метода натаскивания – сокрытие недостатков ученика, временное их преодоление Цель метода показа и подражания – развитие достоинств ученика, обучение новым исполнительским навыкам

Словесные пояснения и другие формы работы с учениками Образность, поэтичность и увлекательность Основные требования Учет индивидуальных и возрастных особенностей ученика, его знаний и сравнений, найденных им самим в совместной работе с преподавателем Лаконизм, связь с реальным миром, близость и понятность ученику Избегать повторения одних и тех же слов Применять образные характеристики с большим тактом Касаясь вопросов стиля композитора, избегать догм и штампов Другие формы «Дирижирование» Пластический показ движения «Дирижирование» Пластический показ движения

Домашнее задание Развитие навыков самостоятельной работы ученика над музыкальным материалом Задача преподавателя Методические рекомендации Не ограничиваться словесными объяснениями «как надо дома учить», а строить урок так, чтобы ученик знал как работать дома Заставлять ученика работать на уроке так, как если бы он был один, и преподаватель не находился с ним рядом Необходимо для некоторых, особенно невнимательных детей, проводить часть урока по девизом «как я учу дома» Не ограничиваться словесными объяснениями «как надо дома учить», а строить урок так, чтобы ученик знал как работать дома Заставлять ученика работать на уроке так, как если бы он был один, и преподаватель не находился с ним рядом Необходимо для некоторых, особенно невнимательных детей, проводить часть урока по девизом «как я учу дома»

Отметка за выполнение домашнего задания Отметку необходимо выставлять сразу после проверки задания При выставлении оценки желательно учитывать качество отдельных частей задания Отметка должна быть всегда мотивирована Принцип оценки должен закономерно изменятся на определённом этапе работы над произведением Методические рекомендации

Творческое состояние преподавателя на уроке Уверенность в своих действиях Отличительные черты Обостренная наблюдательность Переживание удовлетворенности своей работой с одновременной острой критикой своих ошибок Новые интересные замыслы и идеи Поддерживание непрерывного педагогического контакта с учеником Постоянная отзывчивость на художественное содержание музыкального произведения

Организация самостоятельной работы ученика Прежде чем обучать играть на фортепиано, необходимо научить ребенка учиться В занятиях музыкой должно действовать правило: «Лучше меньше, да лучше» Заниматься нужно только с целенаправленным и сосредоточенным вниманием Длительность внимания для каждого ученика имеет свой предел в данный день и час, дойдя до которого следует прекратить на сегодня работу Помочь ученику упорядочить режим домашней работы Знать условия, в которых живет и работает ученик, наличие исправного инструмента, отношение родителей к занятиям детей музыкой Знать о существующем в семье отношении к труду, в частности, труду детей Методические рекомендации

Заключение Предложенные методы работы опробированы автором на протяжении ряда лет. Их востребованность находит свое подтверждение статистической стороной публичных выступлений учащихся на конкурсах, фестивалях и показанными на них результатами Предложенный вариант модели проведения урока представляет собой некий собирательный образ, примерную схему, что, однако, не только не исключает, но и предполагает критическое отношение и отбор (или проверку) наиболее интересного и поучительного Отталкиваясь от предложенной схемы, каждый преподаватель исполнительного класса фортепиано ДМШ, творчески переработав ее, может и должен создать собственную В Ы В О Д Ы

Литература 1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 2-е, доп., М.: Музыка, Баренбойм Л.А. За полвека/Очерки. Статьи. Материалы. – Л.: Сов. композитор, Бронфин Е.Ф. Н.И. Голубовская – исполнитель и педагог. – Л.: Музыка, Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианистической работы. М.: Сов. композитор, Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, Мильштейн Я. Вопросы теории и истории исполнительства: Сб. статей. – М.: Сов. композитор, Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. – М.: Музыка, Л.Н.Оборин - педагог. Сб. статей. М.: Музыка, Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика- XXI, 2009

Рецензии Актуальность работы определяется новым подходом к образовательному процессу и его главной структурной единице – уроку Сформулированы методические установки и рекомендации на основе опыта автора, изучения и осмысления передового опыта выдающихся музыкантов- педагогов Предложенный вариант модели урока имеет, несомненно, теоретическое и практическое значение для дальнейшего совершенствования УПД в ДМШ Рецензия В работе подробнейшим образом освещена проблема урока Автор опирается на колоссальный опыт, накопленный русской музыкальной культурой в сфере методики Знакомство с трудом принесет большую пользу как начинающим преподавателям, так и всем тем, кому небезразличен поиск новых путей в педагогике Заслуженная артистка Армении, заслуженная артистка России, профессор РАМ им. Гнесиных М. С. Гамбарян Доцент кафедры специального фортепиано РАМ им. Гнесиных Д. А.Бурштейн