Технологии обучения географии, развивающие личность школьника.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском.
Advertisements

ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Информационно- коммуникационные технологии Технологии развития критического мышления Личностно – ориентированные технологии Обучение в сотрудничестве.
Технология проблемного обучения на уроках географии Преподаватель географии МОУ Максатихинская СОШ 1 Розова И.Н.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Организация самостоятельной деятельности школьников.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Транксрипт:

Технологии обучения географии, развивающие личность школьника

Понятие «педагогическая технология» - 1) научное: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательное: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенное: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Педагогическая технология - это совокупность методов, приёмов, форм организации учебной деятельности и обучения, направленных на достижение четко задуманных результатов.

Эффективность методов обучения 5% 10% 20% 30% 50% 75% 90-95% лекция самостоятельное чтение аудио- видео методы демонстрации работа в малых группах практическая работа коллективные способы обучения (сам.работа с взаимообучением и обсуждением в диалоговом режиме)

Основные признаки педагогической технологии: Концептуальность Опирается на научную концепцию (включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование) и разрабатывается под конкретный педагогический замысел.

Основные признаки педагогической технологии: Системность Представляет собой систему, состоящую из трёх структурных блоков: -Концептуальная основа; -Содержательная часть (общие и частные цели обучения, содержание учебного материала, на котором строится технология; -Процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы УД, управление УП, диагностика УП.

Основные признаки педагогической технологии: Управляемость Возможность планирования и проектирования учебного процесса, использование различных средств и методов для коррекции результатов обучения.

Основные признаки педагогической технологии: Воспроизводимость Поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии предусматривает возможность повторения обучающих процедур другими учителями в однотипных ОУ.

Основные признаки педагогической технологии: Эффективность Средства достижения целей должны быть достаточно эффективными и гарантировать всем школьникам прочное усвоение базового уровня ГОС.

Проблемное обучение Проблемность является одной из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность ученика, развивает его творческое мышление. Методология – М.Н. Скаткин, И.Я Лернер, Л.М. Панчешникова, В Конь, Г.А. Понурова, Т.В. Кузнецов, Г.Ю.Ксенозова, Н.Г. Савина

Проблемная ситуация- Психологическое состояние интеллектуального затруднения, явно или смутно осознаваемое. Пути преодаления проблемной ситуации требуют поиска новых знаний, новых способов деятельности.

Учебная проблема- элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение. Проблемная ситуация перерастает в учебную, когда ученик осознает этот элемент и принимает его к решению.

Проблемная ситуация Потребность в решении … Исходные данные…

Противоречие между объектом и субъектом познания. «… диалектическое противоречие между прежними знаниями ученика и новыми фактами, для объяснения которых прежних знаний недостаточно, нужны новые». (М.И Махмутов)

УЧИТЕЛЬ создает на уроках проблемные ситуации, организует учащихся для их анализа, обучает решению проблем, формируя умения видеть противоречия, формулировать проблему. Решение проблемного вопроса или задания приводит учащихся к получению новых знаний.

Формы выражения проблемы Проблемный вопрос; Проблемная задача; Проблемное задание.

Методы Проблемное изложение; Частично- поисковый; Исследовательский

Характерный признак Самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Условия для построения проблемных заданий (по И.Я. Лернеру): Связь содержания вопроса (задания) с ведущими идеями (понятиями) географической науки; Возможность раскрытия путей решения проблемы через методы географического научного познания; Связь с мировоззренческими идеями, самостоятельное усвоение которых в значительной степени обеспечивает умственное развитие учащихся; Возможность группировки материала, в том числе и фактического вокруг решения проблемы.

Виды проблемных заданий: 1) Задания, в основе содержания которых лежат научные гипотезы. Например: о происхождении многолетней мерзлоты, изменении климата Земли, дрейфа материков и т. д.

2) задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованиями задачи или вопроса. Например: при сопоставлении летних и зимних температур экваториального и тропического пояса Африки школьники должны определить, почему в более удаленном от экватора тропическом поясе температура июля выше, чем в экваториальном.

3) задания, в основе которых лежат факты, идущие вразрез с привычными научными или бытовыми представлениями. Например: известно, что чем севернее, тем природные условия более суровые, однако освоение Сибири русскими землепроходцами происходило с севера на юг.

4) задания на установление многозначных причинно- следственных связей. Например: какие изменения произойдут на территории Западно- Сибирской равнины, если план переброски сибирских рек, все-таки будет осуществлен.

5) задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями. Например: ответ на вопрос об уменьшении или увеличении в условиях НТР влияния природных условий на хозяйственную деятельность людей.

Этапы решения проблемного задания Проблемное задание Пользуясь картами атласа, установите, почему вода в бессточном озере Чад является пресной

I этап. Осознание проблемы, вскрытие противоречия Отсутствие поверхностного стока Солёная вода Наличие поверхностного стока Пресная вода Отсутствие поверхностного стока Наличие почти пресной воды в озере Чад

II этап. Формулировка гипотезы Выскажите предположения о том, как может происходить сток из озера Чад. Гипотеза: отсутствие поверхностного стока из озера Чад, должно было привести к засолению этого озера, однако этого не произошло, видимо, сток из озера всё же существует.

III этап. Доказательство гипотезы Ребята должны вспомнить, что сток может быть не только поверхностным, но и подземным, временным и постоянным. Следовательно, 1)Возможно существует временный сток из озера в период дождей. 2)Возможен временный или постоянный подземный сток. 3)Возможно и то и другое вместе.

IV этап. Общий вывод Решение проблемы заканчивается общим выводом, в котором углубляются и расширяются знания школьников о причинах засолённости воды в озёрах.

Результаты, использования технологии проблемного обучения 1. Осознание детьми характера своей умственной деятельности; 2. формирование у них умений творчески мыслить, выдвигать и проверять гипотезы; 3. активное вовлечение большинства учащихся в процесс решения проблем.

Литература: Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы // Знание. Педагогика и психология. – Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М., 1991.

Технология учебно- игровой деятельности « Игра – это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, иллюстрирующих реальную производственную обстановку». Рыбальский В.И. Методология Пидкасистый П.И., Хайдаров Т.С., Грэм Р.Т., Грэй К.Ф., Кавтарадзе Д.Н.

Игра это - 1) приём обучения, направленный на моделирование реальной действительности; 2) прём обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; 3) форма активного обучения; 4) форма организации коллективной деятельности; 5) новая технология обучения.

Классификация учебных игр По месту проведения -урочные; -Внеурочные. По дидактической цели -Изучение нового материала; -Проверка знаний и умений; -Закрепление и обобщение; По форме организации учебной деятельности -индивидуальные -коллективные.

Виды игр ИГРА ЕстественныеИскусственные НеакадемическиеАкадемические (ОБУЧАЮЩИЕ) Имитационные - Разыгрывание ролей; -Деловые игры; -Игровое проектирование -Анализ конкретных ситуаций Неимитационные (учебные) -символические; -ребусы; - кроссворды

Имитационные (ролевые игры) 1) представление в лицах(инсценировках) какой-либо истории; Например: Мини- спектакль. 2) выход за пределы реально происходящих историй; Например: Определение последствий вырубки лесов для животного мира. 3) «действие за другого»: попытка понять мотивы действий другого человека; Например: директора завода, через принятие его установок (способов действий и мышления)

4) перенос исторических событий в современную ситуацию; Например: моделирование заседания экспертной комиссии по строительству целлюлозно-бумажного комбината на Байкале. 5) разыгрывание действий по определённому сценарию; Например: Об использовании территории как места массового туризма или создание на ней национального парка. 6) общая тема в частном; Например: «Как родители могут помочь своему ребёнку лучше узнать природу».

7) непосредственное изучение социальных ситуаций; Например: посетители рвут цветы рядом с табличкой, запрещающей это. 8) тренировка в исполнении роли; Например: отработка действий охотоинспектора при задержании браконьера.

Подготовительный этап Планирование игры. 1. Отбор содержания (подбор материала на котором будет проигрываться ситуация, подготовка раздаточного материала, методических рекомендаций) 2. Наметить роли 3. Подобрать реквизит 4. Обдумать как начать и когда закончить игру 5)Решить как использовать результаты игры 6) Выбрать время игры

Организационный этап Учащиеся получают всю необходимую информацию по игре. Самостоятельная индивидуальная или работа в группах.

Заключительный этап Активное обсуждение ситуаций, проблем, вопросов, которые решались в ходе игры.

Результаты, использования технологии учебно- игровой деятельности Позволяет усваивать содержание учебного материала, знакомят со структурой и деятельностью моделируемых социальных систем и инструментов, но и дают обучаемым опыт коллективного принятия решений, стимулятор активной учебной деятельности. В процессе игровой деятельности происходит формирование: Знаний, Умений, Опыта творческой деятельности, Опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Литература Грэм Р.Т., Грэй К.Ф. Руководство по операционным играм.- М.,1977 Пидкасистый П.И., Хайдаров Т.С. Технология игры в обучении и развитии. М., Солонько А.В. Современный урок географии В4ч. Ч4: методические разработки уроков, деловые игры. – М., 2002

Модульная технология Модуль – это целевой функциональный узел, где объединены учебное содержание и технология овладения им. Концептуальность Савина Н.Г., Юцявичене П.А., Греханкина Л.Ф., Добряков З.Ф., Крутейников С.Е.

Сущность модульного обучения УЧЕНИК самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы с модулем. МОДУЛЬ можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно- познавательной деятельности.

Модельный урок состоит из учебных элементов. Учебный элемент (УЭ) – последовательность шагов при освоении содержания материала, АЛГОРИТМ работы учащегося.

Виды учебных элементов Текстовый; Картографический; Табличный; Иллюстративный; Словесный; Компьютерный; Аудиовизуальный; Натуральный; Смешанный

Этапы модульной технологии Ученик получает инструкцию, в которой определены: 1. Цели усвоения модуля(урока) и каждого УЭ; 2. Задания разного уровня сложности; 3. Материалы для работы (ссылки на источники, приложения); 4. Указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом- выучить, составить конспект, решить задачу ит.д.); 5.Формы контроля, определяющего степень усвоения учебного материала (письменный, устный, само- взаимоконтроль и т.д.).

Например инструкции модуля по теме «Воды Мирового океана» Учебный элементУчебный материалРуководство по усвоению учебного материала УЭ 0Интегрирующая цель При завершении работы над модулем учащийся должен знать: Гипотезы происхождения вод МО, свойства вод, виды льдов, понятие «водная масса». Учебник И. В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенёв «География. Наш дом Земля» стр 45-56; Атлас 7 класс.

УЭ 1 Цель Познакомиться с гипотезами происхождения вод Мирового океана. Задания 1)Прочитайте текст учебника на с.53 2)Ответьте на вопросы6 -Откуда поступает вода на поверхность Земли? -Как объясняли соленость воды в античное время? Контроль взаимоконтроль Работа с текстом учебника

УЭ 5 Выходной контроль 1.Самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы поставленных в начале урока целей. 2.Ответьте на вопросы теста в приложении. 3.Занесите полученные баллы в сводную ведомость, суммируйте их. Если Вы набрали 20 баллов, то итоговая отметка «5»… Работа с текстом в приложении и сводной ведомостью

Выходной контроль представляет собой разноуровневую проверочную работу, охватывающую весь круг вопросов темы. Если в ходе выполнения работы учащийся не сделал какое-нибудь задание, он возвращается к необходимому модулю или УЭ.

Задачи учителя: 1)Разработка инструкций модулей; 2)Оказание помощи ученикам, поддержание темпа урока, управление у-п деятельностью учащихся через модули; 3)Корректировка модулей при практической работе с ними; 4)Контроль и коррекция усвоения учениками знаний, умений, навыков.

Преимущества модульной технологии Самостоятельное изучение материала по индивидуальной программе; Имеется возможность вернуться к учебному материалу, если в том есть необходимость; Работать дома в случае пропусков по болезни.

Литература: 1.Греханкина Л.Ф. Добрякова З.Ф. Блочно-модульное изучение курса «География материков и океанов» // География в школе. – Кутейников С.Е. Модульные блок- циклы в преподавании географии // География в школе. – Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения – Каунас, Яовлева З.Л. Использование модулей в курсе географии 10 класса // География в школе –

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Критического мышления это: Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Концептуальность - Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер,М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.

Этапы технологии критического мышления Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии

1 ФАЗА «ВЫЗОВ» ЗАДАЧИ ФАЗЫ: актуализация имеющихся знаний, представлений; пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме; учащиеся определяют направления в изучаемой теме;

1 ФАЗА «ВЫЗОВ» Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели. Составление списка известной информации, рассказ – предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая) кластеры; таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Графические организаторы: «Кластеры» Выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: 1.Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2.Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3.Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Рабочая таблица для 3-Х-У 1. З- что мы знаемХ - что мы хотим узнать У - что мы узнали и что нам осталось узнать

2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ) ЗАДАЧИ ФАЗЫ: организация активной работы с текстом, удовлетворение познавательных «запросов»; формирование отношения к тексту;

2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ) Деятельность учащихся Возможные приемы и методы учащиеся читают, (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, продолжают активно конструировать цели своего учения. методы активного чтения: - маркировка INSERT; - ведение различных записей типа двойного дневника, бортового журнала; - поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы и т.д.

Стратегия «Инсерт» («Условные значки») ЗначкиКлючевые слова + – ?

Фиш-бон детали Главная мысль

Таблица-синтез КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ( СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ) /до прочтения/ ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА ( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ) ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ) 1……………. 2……………. 3……………. 4……………. 5…………….. /во время чтения/ 1…………….. 2……………..

Концептуальная таблица Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Категория Сравнения Персоналии факты

3 ФАЗА «РЕФЛЕКСИЯ» ЗАДАЧИ ФАЗЫ: соотнесение старых и новых представлений; обобщение изученного материала; определение направлений для дальнейшего изучения темы. ? ? ?

3 ФАЗА «РЕФЛЕКСИЯ» Деятельность учащихсяВозможные приемы и методы Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленной ранее индивидуально целей. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию Заполнение кластеров; таблиц, установление причинно- следственных связей между блоками информации;- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;- ответы на поставленные вопросы;- организация устных и письменных круглых столов;- организация различных видов дискуссий;- написание творческих работ (пятистишия – синквейны, эссе);- исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Прием Синквейн Синквэйн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Назовите тему для синквэйна. Каждому участнику дается 5-7 минут на то, чтобы написать синквэйн. Синквэйны очень полезны в качестве: 1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) средств оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства творческой выразительности.

Правила написания синквэйнов: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...) 4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.

Например: Звезды Далекие, загадочные. Сияют, светят, мерцают Нас притягивают эти звезды. Миры. Россия Милая, неумытая Страдающая, терпящая, ожидающая. Вот-вот приедет добрый барин. Безвременье.

SWOT-анализ Выделить у указанных способов решения проблем сильные, слабые стороны, угрозы и возможности. Сильные стороныСлабые стороны УгрозыВозможности

Результативность технологии УЧЕНИК УМЕЕТ: выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; пользоваться различными способами интегрирования информации; задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы;

ОБЛАДАЕТ СПОСОБНОСТЬЮ: самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решения; выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; сотрудничать и работать в группе и др.

Рекомендуемая литература: 1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, – 284 с. 2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», – 192 с. 3. Минкиш Ф. Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Казань, Ходос Е. А., Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-метод. пособие. Красноярск, Попков В. А., Коржуев А. В. Критический стиль мышления у субъектов высшего профессионального образования. М., Сенъко Ю. В. Формирование научного стиля мышления учащихся. М., Байрамов А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста. Дис. на соискание докт. пед. наук. Баку, 1968.

Технология интерактивного обучения В середине XXв. К. Левин выдвинул идею: «обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности». Это и является особым отличием интерактивного обучения: По своей конструкции интерактивное обучение может представлять собой метод или технологию в зависимости от способа организации учебной работы учителя и учащихся при решении определенных дидактических задач. В любом случае данный вид обучения предназначен для решения коммуникативно-развивающих и социально-ориентированных целей и задач.

Главный принцип интерактивного обучения принцип сотрудничества субъектов образовательного процесса, предполагающий учёт личностных и возрастных особенностей и потребностей обучающихся, осуществление их психолого- педагогической поддержки в процессе обучения, что приводит к обогащению опыта, актуализации и развития, самообразования.

Особенность Интерактивного обучения - организация внутри групп интенсивного диалога, при необходимости сменяющегося на полилог. Диалог происходит внутри групп, а в результате общения между группами возникает полилог.

Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия обучающего и обучающихся в форме учебных игр, дискуссий, различных диалоговых процедур и видов деятельности, проблемных и развивающих ситуаций, проектирование, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение. Интерактивными по педагогической природе является деятельность с мультимедиа программами, использование ресурсов и возможностей Интернет, компьютера.

Этапы интерактивной работы: I. Этап подготовки преподавателя и обучающихся к интерактивному обучению; II. Этап комплектования групп; III. Этап образовательной деятельности обучающихся в группе; IV. Этап презентации группового решения; V. Этап экспертизы (на усмотрение преподавателя); VI. Этап рефлексии прошедшего занятия.

83 На практике сложилось два основных подхода к формированию групп учащихся для интерактивной работы : Деление на пары и тройки (диады и триады); Ролевое распределение в группы 4-5 человек (например, докладчик, понимающий, конструктивный критик, организатор и др.). Основные принципы формирования групп: oА) свободный (по желанию учащихся); oБ) организованный учителем.

Приемы формирования групп учителем: Учитель предварительно раскладывает на столах карточки с именами и фамилиями учащихся, которые должны образовать данную микрогруппу; При входе в класс учитель раздает учащимся цветные карточки, которые представляет собой пропуск к определенному столу, помеченному конкретного цвета карточкой; Предлагается выбрать стол с литерой (А, Б, С..), указывающей на сложность задания. Предлагается при входе в класс, сгруппироваться по принципу общности месяца рождения. Предлагается при входе в класс, сгруппироваться с учетом первой буквы имени. При комплектовании групп следует учитывать плюсы и минусы каждого из двух его видов.

Варианты свободного комплектования групп: Учитель называет количественный состав групп (например, по 3 человека), которые должны сформироваться за 2-3 минуты; При входе в класс, учащиеся берут различные по цвету или форме карточки и образуют соответствующие группы; Учитель предлагает учащимся выбрать из перечня карточек, объединенных единой тематикой (например, рассмотрение конкретного вопроса с позиций истории, зарубежного опыта, различных категорий населения страны). Задание предполагает состязательность при формировании групп.

групповая форма обучения, позволяет одновременно решить три задачи: познавательную задачу, вытекающую из конкретной учебной ситуации; коммуникативно-развивающую, в процессе которой создаются условия и формируются умения общения как внутри, так и за пределами данной группы; социально-ориентационную, формирующую и развивающую гражданские качества, необходимые для социализации школьника в современном обществе.

87 Результативность технологии Технология позволяет - за короткий срок изучить и обсудить объемный и, порой противоречивый для осмысления и понимания блок материала; - решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока; - продуктивно формировать общеучебные умения и учебную деятельность, которую они реализуют; - оптимизировать и активизировать процессы социализации школьников.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Использование ресурсов INTERNET Дистанционное обучение Подготовка презентаций Использование мультимедиа учебников на разных этапах урока Компьютерное тестирование, практические работы и тренажеры Интерактивные атласы

INTERNET- РЕСУРСЫ Поиск информационных ресурсов Конференции по отдельным проблемам Участие в международных географических проектах Дистанционное обучение в образовательных порталах

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Использование на этапе объяснения нового материала Использование в деловых играх Отчет по проделанной проектной работе (практической работе) Участие в конференциях разного уровня – сопровождение доклада Дистанционное обучение в школе и на образовательных порталах в Интеренете

МУЛЬТИМЕДИА УЧЕБНИКИ Объяснение нового материала Самостоятельная работа на занятиях. Богатый иллюстративный ряд Тесты и практические задания Методическое обеспечение семинаров и лекций

Индивидуальность Вариативность Работа на время Объективность оценивания и фиксация итогов Возможность создать свои тесты КОМПЬТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ АТЛАСЫ Система поиска объектов на карте Масштабирование Наложение карт Многомерные карты – 3-D Создание собственных карт и слоев - ГИС

Литература: 1.В.П. Беспалько. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Издательство Московского психолого-социального института. 2.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Технология проектного обучения ПРОЕКТ («БРОШЕННЫЙ ВПЕРЕД») Педагогическая технология, направленная не на интеграцию практических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний. Концептуальность: Дж. И Э. Дьюи, У.Х. Киллатри, Э. Коллинз, Полат Е.С., Чечель И.Д., Шамова Т. И.

Технология проектного обучения ПРОЕКТ («БРОШЕННЫЙ ВПЕРЕД») Это прототип, прообраз какого либо объекта или вида деятельности. Педагогическая технология, направленная не на интеграцию практических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний. Концептуальность: Дж. И Э. Дьюи, У.Х. Киллатри, Э. Коллинз

Учебный телекоммуникационный проект- совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение совместного результата. Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта. Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Коммуникативная (дискуссионная) Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Рефлексивная Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие". Деятельностная Психологическая (самоопределенческая) Имитационного моделирования (игровая) Исследовательская (проблемно-поисковая)

Доминирующая в проекте деятельность Исследова- тельские Творческие Ролевые, игровые Информаци- онные Прикладные Типология проектов

МонопроектМежпредметные Типология проектов Надпредмет- ные Предметно- содержательная область

Продолжительность выполнения проекта Краткосроч- ные Средней продолжитель- ности Долгосрочные Типология проектов

I.Проблемно-целевой (предметная область,тема, цели, задачи, аннотация). II.Разработка сценария и ТЗ (варианты исследовательских проблем, выдвижение гипотез, планирование). III.Практическая работа (сбор информации, аналитическая работа). IV.Предварительная защита (промежуточное обсуждение). V.Защита проекта (самооценка, оппонирование, экспертиза, выводы). Этапы проекта

Развитие критического мышления: - аналитическое; - ассоциативное; - логическое; - системное. Развитие творческого мышления: - пространственное воображения; - самостоятельный перенос знаний; - комбинаторные умения; - прогностические умения. Проектный метод направлен на …

Умения работать с информацией: отбирать нужную; анализировать; систематизировать и обобщать; выявлять проблемы; выдвигать обоснованные гипотезы их решения; ставить эксперименты; статистически обрабатывать данные; генерировать идеи; работать в коллективе; владеть культурой коммуникации. Проектный метод направлен на …

Значимость и актуальность проблемы. Корректность методов исследования и методов обработки результатов. Активность каждого участника. Характер общения и взаимопомощи. Привлечение знаний из других областей. Доказательность принимаемых решений. Эстетика оформления результатов. Умение отвечать на вопросы оппонентов. Параметры внешней оценки проекта (Е.С. Полат)

1) помогает ученикам в поиске нужных источников; 2) сам является источником информации; 3) координирует весь процесс; 4) поощряет учеников; 5) поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. Функции учителя

Выбор темы исследования Выдвижение гипотез Поиск и предложение возможных вариантов решения Сбор материала Обобщение полученных данных Подготовка проекта (презентация, буклет, публикация) Защита проекта. Исследовательский проект

Не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности Четко определен результат и форма представления Оформление результатов требует четко продуманной структуры Творческий проект

Структура только намечается и корректируется до завершения работы Участники выступают в определенной роли Результаты конкретизируются в конце проекта Ролевой, игровой проект

Четко обозначен результат деятельности участников Результат практико-ориентирован Структура проекта детализирована Известна функция каждого участника Практико-ориентированный (прикладной) проект

Направлен на сбор информации об объекте Структура: цель, актуальность -источники информации - обработка информации - презентация Интегрируются в исследовательские Ознакомительно-ориентировочный (информационный) проект

В рамках одного предмета По наиболее сложной теме Структуризация по урокам Заранее планируется работа на каждом уроке по группам Монопроект

Выполняется во внеурочное время. Требует квалифицированного координатора. Группы имеют четкие исследовательские задания. Хорошо продуманы формы промежуточных и итоговых результатов. Межпредметный проект

Учебный телекоммуникационный проект- совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение совместного результата. Проект совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта. Образовательный проект это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Коммуникативная (дискуссионная) Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Рефлексивная Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие". Деятельностная Психологическая (самоопределенческая) Имитационного моделирования (игровая) Исследовательская (проблемно-поисковая)

Доминирующая в проекте деятельность Исследова- тельские Творческие Ролевые, игровые Информаци- онные Прикладные Типология проектов

МонопроектМежпредметные Типология проектов Надпредмет- ные Предметно- содержательная область

Продолжительность выполнения проекта Краткосроч- ные Средней продолжитель- ности Долгосрочные Типология проектов

I.Проблемно-целевой (предметная область,тема, цели, задачи, аннотация). II.Разработка сценария и ТЗ (варианты исследовательских проблем, выдвижение гипотез, планирование). III.Практическая работа (сбор информации, аналитическая работа). IV.Предварительная защита (промежуточное обсуждение). V.Защита проекта (самооценка, оппонирование, экспертиза, выводы). Этапы проекта

Развитие критического мышления: - аналитическое; - ассоциативное; - логическое; - системное. Развитие творческого мышления: - пространственное воображения; - самостоятельный перенос знаний; - комбинаторные умения; - прогностические умения. Проектный метод направлен на …

Умения работать с информацией: отбирать нужную; анализировать; систематизировать и обобщать; выявлять проблемы; выдвигать обоснованные гипотезы их решения; ставить эксперименты; статистически обрабатывать данные; генерировать идеи; работать в коллективе; владеть культурой коммуникации. Проектный метод направлен на …

Значимость и актуальность проблемы. Корректность методов исследования и методов обработки результатов. Активность каждого участника. Характер общения и взаимопомощи. Привлечение знаний из других областей. Доказательность принимаемых решений. Эстетика оформления результатов. Умение отвечать на вопросы оппонентов. Параметры внешней оценки проекта (Е.С. Полат)

1) помогает ученикам в поиске нужных источников; 2) сам является источником информации; 3) координирует весь процесс; 4) поощряет учеников; 5) поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом. Функции учителя

Выбор темы исследования Выдвижение гипотез Поиск и предложение возможных вариантов решения Сбор материала Обобщение полученных данных Подготовка проекта (презентация, буклет, публикация) Защита проекта. Исследовательский проект

Не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности Четко определен результат и форма представления Оформление результатов требует четко продуманной структуры Творческий проект

Структура только намечается и корректируется до завершения работы Участники выступают в определенной роли Результаты конкретизируются в конце проекта Ролевой, игровой проект

Четко обозначен результат деятельности участников Результат практико-ориентирован Структура проекта детализирована Известна функция каждого участника Практико-ориентированный (прикладной) проект

Направлен на сбор информации об объекте Структура: цель, актуальность -источники информации - обработка информации - презентация Интегрируются в исследовательские Ознакомительно-ориентировочный (информационный) проект

В рамках одного предмета По наиболее сложной теме Структуризация по урокам Заранее планируется работа на каждом уроке по группам Монопроект

Выполняется во внеурочное время. Требует квалифицированного координатора. Группы имеют четкие исследовательские задания. Хорошо продуманы формы промежуточных и итоговых результатов. Межпредметный проект