Припадая к святыням Рассказ об иконах Пресвятой Богородицы, охранительницах Русской земли, Владимирской, Тихвинской, Казанской, Иверской, Смоленской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сафонова Н.С. Учитель истории Лицей 7, г.Саяногорск.
Advertisements

День народного единства и Казанской иконы Божией Матери Учитель ОПК МБОУ ООШ 24 Литвинова Маргарита Владимировна.
Куруджова Г.В., учитель начальных классов МБОУ ООШ 15 МО г.Горячий Ключ.
На этой иконе Богоматерь с младенцем Христом на руках изображены в иконографическом типе Умиление – умильно прильнувшими друг к другу. По церковному преданию.
Владимирская икона Божией матери. Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой.
Храмы Санкт - Петербурга Федорова Н.Б. школа 132 Калининского района.
МИР ЧУДОТВОРНЫХ ИКОН БОЖЬЕЙ МАТЕРИ. КАК ЧТЯТ ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И ДЛЯ ЧЕГО ДЕЛАЮТ СПИСКИ? Часто бывало так, что одна какая- ни будь икона начинала обильно.
Создатели презентации: Кабанова Мария и Галченко Эллина Икона Владимирской Божией Матери.
Престольные праздники на Смоленщине Выполнили ученики 9А класса МБОУ СОШ 27 Волынец Ангелина и Демарёв Альберт.
Праздник Покрова Божией Матери на Руси. 14 октября Православная Церковь отмечает праздник Покрова Божией Матери. Этот праздник отражает веру людей в то,
День народного единства 4 –ноября Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери в память о избавлении Москвы и России от поляков в 1612 году.
Празднования по новому стилю: 21 июля и 4 ноября..
Святая заступница Руси Урок православной культуры в 6 классе МОУ «Алешинская основная общеобразовательная школа»
Икона Владимирской Богоматери. Немного истории… Икона Владимирской Богоматери была привезена в Киев из Константинополя в 1130 году и помещена в Вышгородском.
День Народного Единства Российский государственный праздник. Отмечается 4 ноября, начиная с 2005 года.
Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
СОБОР КАЗАНСКОЙ БОГОМАТЕРИ. Классицизм ( от лат. classicus образцовый ), стиль и направление в литературе и искусстве, обратившиеся к античному наследию.
Иконография Образы Богоматери Иконостас Исторические сюжеты в иконописи
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери День народного единства России Выполнили ученицы 5 А класса Косянок Виола и Еремчук Дарья.
Боголюбский монастырь. Подготовил работу ученик 10 Б класса Круглов Даниил.
Транксрипт:

Припадая к святыням Рассказ об иконах Пресвятой Богородицы, охранительницах Русской земли, Владимирской, Тихвинской, Казанской, Иверской, Смоленской.

Ангельское приветствие Божией Матери Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, И благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Хвалебная песнь Богородице Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слово рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Самая краткая молитва к Божией Матери Пресвятая Богородице, спаси нас!

Сердце Русского государства, Москва, под покровительством иконы Божией Матери Владимирской. Север – Тихвинской, восток – Казанской юг – Иверской, запад – Смоленской.

Успенский собор Московского Кремля Главным храмом Московского государства всегда считался Успенский собор. «Земное небо, сияющее, как великое солнце, посреди Русской земли,»- говорил о нём Иосиф Волоцкий.

Величественный собор, построен в гг Аристотелем Фиорованти. От Успенского собора исходит ощущение сдержанной силы, внутреннее пространство, пронизанное светом и насыщенное золотистыми рефлексами от обильной позолоты окладов и утвари, державно-торжественно и сказочно- прекрасно. В представлении современников храм стал символом Москвы и Московского государства и постоянным источником вдохновения для последующих поколений зодчих Строительство Успенского собора. Клеймо иконы «Митрополит Пётр в житии». Конец15- начало 16 века. Успенский собор. Гравюра 1845г.

В соборе были собраны бесценные образа из разных мест Руси, что символизировало собирание земель вокруг Москвы. «Спаса», древнюю домонгольскую икону 11в., Василий 3 вывез в 1518г. из Владимира. «Спас Золотая Риза» 12в. привезён из Новгорода Иоанном Грозным в 1570г. и т.д. Поклонение волхвов. Роспись конца 15-начала16вв.

Владимирская икона Божией Матери Появление на Руси. Была послана из Костантинополя в Киев. Через некоторое время была перевезена во Владимир, где для неё был построен храм. А позже её перевозят в Москву.

В старину в соборе находилась знаменитая чудотворная икона «Владимирская Божия Матерь» - дивное творение, приписываемое кисти евангелиста Луки с благословения самой Божией Матери. Эта икона явила чудеса: в 1395г. спасла Москву от нашествия Тамерлана, в от Ахмата, в 1521 – от Махмут- Гирея. Перед образом присягали на верность московским правителям, ему возносили молитвы российские государи при восшествии на престол, на пелену в киоте клали жребии претендентов на митрополичий или патриарший престол и ждали, кого изберёт Богоматерь.

Святыню украшал обложенный серебром и золотом киот, оклад и риза были усыпаны крупным жемчугом и драгоценными камнями. В 20 столетии чудотворный образ, как и многие другие древние иконы Успенского собора, оказался в Третьяковской галерее, а в храме осталась «запасная» «Владимирская Богоматерь» - список 15в., который ранее использовали во время крестных ходов, если стояла плохая погода (чтобы сберечь подлинник). Богоматерь Владимирская («запасная»). Андрей Рублёв. Икона из иконостаса. 80-е годы 14в.

Пречистая на Тихвине Чудотворный образ Тихвинской Богоматери, несомый ангелами. Фреска из Успенского собора

По-видимому, ничего в этот день не предвещало чуда. Поутру рыбаки, как всегда, вышли на озеро. И вдруг!.. Над озером разлилось лучезарное сияние, а в нём, словно сотканный из света, сиял лик Богордицы с Превечным Младенцем на руках. Её по-детски доверчивое лицо было обращено к ним. Сети выпали из рук. Чудесная икона парила в воздухе. Откуда она? Куда держит путь? Но чудесный образ постепенно растворился вдали. Летописи сообщают, что случилось то в 1383г. в княжение Дмитрия Иоанновича Донского. Тихвинская икона Божией Матери Чудо явления и обретения

В тот год икона в блистающих лучах ещё несколько раз являлась жителям Ладоги, словно искала или выбирала, где ей навсегда остаться. Сама указала место возведения храма на берегу болотистой речки Тихвинки. В день Успения Божией Матери церковь освятили во имя Успения. Появление образа в новгородских землях сочли за выражение особого благоволения Божия. Икона до этого несколько раз исчезала из Константинополя, как сказал патриарх, видимо, «за гордость нашу, за братоненавидение и неправды». Обретение её в Русских землях связывают с отшельническими подвигами и молитвами Антония Дымского, жившего в безмолвии недалекого от того места, где она явилась. Фрагмент стенного письма Успенского собора

Евангелист Лука пишет икону Богоматери. Клеймо иконы «Богоматерь с младенцем на троне в 32 клеймах». 1680г. Предание гласит, что икона принадлежит к числу первых, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. До 5в.образ хранился в Иерусалиме, где Лука писал свою первую икону с Богоматери, с Её благословения, на доске от стола, за которым собиралось Святое Семейство. В 5в. перевезена в Константинополь, где для неё построена Влахернская базилика с колоннами из паросского мрамора. В этом храме хранились великие святыни Византии: мафорий, туника и часть пояса Богородицы.

Тихвинский монастырь Тихвинский монастырь. Клеймо иконы «Богоматерь Тихвинская»1680 За 120 лет Успенский храм трижды сгорал дотла. Но икона оставалась невредимой. Позже появился пятиглавый храм, прообразом которого стал Успенский собор Московского Кремля. В1560г. По повелению Иоанна Грозного, перед венчанием посетившего Пречистую на Тихвине, рядом с церковью основали мужскую обитель. Её обнесли земляной насыпью и рвом. И появилась прочнейшая крепость на Севере, не раз спасавшая монастырь в Смутное время.

Прославленная чудесами Славословие ангелов. Фреска из Успенского собора Тихвинская икона Божией Матери-покровительница Севера Руси. Тихвинский летописец писал: «От сего святого образа никогда не переставали твориться предивныя чудеса и всегда изливалась с верою приходящим, как от источника живая вода. Слепые получили прозрение, бесноватые освободились от демонического мучения… Словом, каждый по нужде своей получал скорое пособие, как только с верою притекал под покров Богоматери».

Некоторые чудесные события связаны с обороной Тихвинской обители от шведов. Однажды, когда в минуты отчаяния защитники с чудотворной иконой стали обходить крепостные стены монастыря, враги в страхе побежали. В другой раз, когда монахи уже решили бросить монастырь и скрыться с иконой, образ не могли сдвинуть с места. И иноки остались, уповая на защиту Божией Матери. Они даже бой не приняли: шведов поразило видение многочисленной рати, окружающей их со всех сторон, и они снова бежали. В память чудесного заступничества Богоматери и её чудесного явления установлен праздник в честь Тихвинской иконы – 26 июня (9 июля по новому стилю).

ХХ век В 20-е годы изъяли церковные ценности. В монастыре разместили воинский гарнизон. В 30-е годы Успенский собор использовался как пересылочная тюрьма. После Великой Отечественной войны постройки приспособили под хозяйственные нужды. В 60-е годы передали краеведческому музею. В 1995 году монастырь вернули Церкви. В 2004 году икона Тихвинской Божией Матери вернулась в Свято- Успенский монастырь.

Святыня Казанского собора в Санкт-Петербурге Перед самой чтимой иконой в Северной столице чудотворной иконой Казанской Божией Матери бессчётное число раз преклоняли колена простолюдины и цари, не одно поколение русских людей возносило к ней молитвы и просьбы. Среди христианских стран лишь немногие ощущали такую тесную связь с Богоматерью, как Россия. «Любовь и почитание Богоматери есть душа православного благочестия, сердце его согревающее и оживляющее всё тело»,- писал отец Сергий (Булгаков). Икона Казанской Божией Матери, хранящаяся в Казанском соборе

Чудо обретения Икона Казанской Божией Матери, любовно называемая в народе Матушкой Казанской, Заступницей земли Русской, - одна из главных русских православных святынь. Её образ был обретён в 1579г. в Казани, через 25 лет после покорения Иоанном Грозным Казанского ханства. По преданию, после опустошительного пожара девятилетней Матроне во сне трижды явилась Божия Матерь и велела разыскать на пепелище Свой чудотворный Богородичный образ. Икона лежала в земле, завёрнутая в лоскут вишнёвого цвета, но выглядела, будто её только что написали.

Новообретённую икону поместили в соборной Благовещенской церкви. Точный список с лика Пречистой послали в Москву Иоанну Грозному. Всенародное почитание началось в Смуту, когда патриарх Гермоген, бывший митрополит Казанский, послал образ в знак пастырской поддержки в ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Последующие победы неизменно связывались с покровительством и заступничеством Казанской Божией Матери. Со временем на Руси появилось множество списков, но особенно почитались две. Одна, дарованная Дмитрием Пожарским, попала в Московский Казанский собор. Другая принадлежала царю Иоанну Васильевичу, и её Пётр 1 велел перенести в Санкт-Петербург.

Казанский собор Храм сооружался в гг. по проекту архитектора А.Н.Воронихина. Ко дню освящения храма чудотворный образ украсили богатой ризой из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом. Серебряные царские врата, великолепное паникадило, запрестольные образа в золочёных рамах, серебряные хоругви, алтарная балюстрада – всё поражало воображение роскошью и великолепием. М.Н.Воробьёв. Вид на Казанский собор. Начало 19в.

Построенный по проекту русского зодчего, русскими мастерами и из отечественных материалов, собор воспринимался как триумф русской культуры. В нём хранились знамёна наполеоновских армий, штандарты и ключи от взятых городов. Здесь погребли прах М.И.Кутузова, а рядом установили памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли.

ХХ век В 1932г. храм закрыли для верующих, здесь разместили Музей религии и атеизма. В 90-х годах здесь возобновились богослужения. В 2004г. из Ватикана вернулась в Казань явленная икона Божией Матери. Страшный суд. Фрагмент иконы 18в. из Казанского собора К.П.Брюллов. Вознесение Богоматери. Запрестолный образ главного придела собора

Образ Казанской Божией Матери не покидал Северной столицы, стал «покровом города и его жителей». Архиерей Воронежский Митрофаний предрёк, что, «пока Казанская буди здесь, в город не вступит вражья нога». За свою 300-летнюю историю город ни разу не сдался неприятелю.

Иверская икона Божией Матери, Вратарница Предание об обретении иконы В IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен женщиной, проживавшей около города Никея, в море. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей или Привратницей, а от имени обители Иверский монастырь она получила наименование Иверская. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.

Иверская часовня В 1669 году копию принесенного с Афона списка Иверской иконы поместили при триумфальных Неглиненских (Воскресенских) воротах Китай-города. Для иконы был сделан небольшой деревянный навес, позднее вместо него воздвигли часовню. В 1791 году часовню перестроил архитектор Матвей Казаков. После разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном. В 1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота. В годах часовня и ворота были восстановлены (автор проекта архитектор О. И. Журин).

Смоленская икона Божией Матери, Путеводительница Предание гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. В начале XII века (по другим данным, в 1097 году) князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. С тех пор икона стала называться Смоленской, Смоленск градом Пресвятой Богородицы, а собор Домом Ея. Смоленская икона. Одигитрия. Дионисий.

Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия Батыя. Перед битвой на поле Куликовом Сергий Радонежский благословил ею Дмитрия Донского. В 1404 году, последний из Смоленских князей Юрий Святославович принёс икону в качестве вассального дара великому князю Василию Дмитриевичу и икона стала хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля справа от царских врат. В это время Смоленск был взят и в нём на 110 лет водворилось владычество литовских князей. Одигитрия. Византия. 15в.

В 1456 году смоляне, под предводительством епископа Смоленского Мисаила, «били челом» великому князю Василию Тёмному с просьбой вернуть им икону. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой решил вернуть святыню. Икону подняли, с крестным ходом вынесли из Кремля и остановились на Девичьем поле у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили икону в Смоленск. Первый почитаемый список с иконы был сделан для Новодевичьего монастыря, основанного в 1524 году по случаю возвращения Смоленска России от Литвы.

Во время Отечественной войны 1812 года икону из Смоленска привезли в Москву и в день Бородинского сражения вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль, а по окончании войны вернули в Смоленск. Икона хранилась в Успенском соборе Смоленска, несмотря на его закрытие в 1929 году. В 1941 году Смоленск захватили немецко-фашистские войска, которые обнаружили икону среди прочих святынь Успенского собора. После освобождения города от оккупантов в 1943 году икона найдена не была.

«Русские храмы», под ред. Т.Кашириной,Т.Евсеевой, изд-во «Аванта+», М., 2006 «Православный храм» Наталии Будур, изд-во «Роосса», 2009 Сайт «Неофит», сайт Московской патриархии Курсовая работа выполнена Артёмовой С.З. на курсах ОПК.