Иконопись – наша отечественная гордость Презентация урока литературы в 9 классе по теме « Древнерусская литература » Выполнила Козина Т.Н., учитель русского языка и литературы гимназии 293
Сейчас, когда в новых условиях конца 20 века Россия призвана к духовному возрождению, необходимо знакомить учащихся со святынями христианства, такими как икона. Цель урока: ввести учащихся в духовный мир древнерусского общества, показать влияние религиозных верований на формирование культуры человека, доказать, что иконопись является нашей отечественной гордостью.
Эпиграф «Любить Родину – значит наследовать красоту жизни». «Не в худой неведомой земле владычествовали, а в Русской, что ведома и слышима есть во всех концах земли». Митрополит Илларион
Готовясь к уроку … … я задала себе вопрос: а нужно ли сегодня перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах? Есть ли вообще смысл сегодня сохранять, реставрировать храмы, иконы, бревенчатые избы?
Размышляя над всем этим, приходишь к выводу, что есть смысл, ведь человек не подобен бабочке- однодневке, весело порхающей при свете солнца, не знающей о том, что было вчера и что сулит ей завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел прошлое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын времени и сын своей страны.
Чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории. Неслучайно в годы военного лихолетья люди обращаются к памятным страницам прошлого, ищут в отшумевших веках поддержку и ответы на загадки современности.
Сейчас время разрушения храмов прошло. Мы чаще стали обращаться к нашей духовной истории. Каждый грамотный человек должен владеть основами понимания иконописи так же, как и основами понимания живописи, музыки и других видов искусства.
Библия Говоря об иконописи, нельзя не вспомнить библейские книги. Библия как религиозный и литературный памятник известна всему человечеству с древних времен. История показала нам, что те духовные ценности, которые были вытеснены из нашего сознания, ничем нельзя заменить и восполнить. Это как раз тот случай, когда свято место остается пусто. К таким ценностям относится Библия.
Об иконе Слово «икона» происходит от греческого «эйкон», что значит «изображение», «образ». В широком смысле – это изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, т.е., произведение станковой живописи, имеющее культовое значение.
Первые иконы Искусство иконописи появляется на Руси с введением христианства, и первые иконы, привезенные сюда, написаны византийскими мастерами. А первым известным художником был монах Алипий, умерший в 1114 году. В средние века икона не только часть храмового убранства, но и непременная принадлежность каждого дома, где главным местом становится «красный угол» - угол с ликами святых и лампадкой перед ними. Иконы можно было увидеть на воротах домов, на дверях конюшен, под навесами на столбах у перекрестков дорог..
Иконостас На Руси складывается особая форма монументального искусства «иконостас». Он находился в храмах. В иконостасе было от 5 рядов икон до 15, и он отделял общую часть храма от алтаря.
Техника иконописи Древние мастера, как правило, писали на досках. Лицевую поверхность досок поволакивали – проклеивали холстом, затем левкасили – покрывали грунтом из смеси толченого мела и животного клея. Накладывали в несколько слоев, затем наводили лоск хвощом. После грунтовки наносился контурный рисунок – графья (отсюда графика, графическое изображение). Выдающиеся мастера разрабатывали оригинальные композиции, а рядовые иконописцы пользовались образцами (срисовывали). Древние мастера писали красками, приготовленными на яичном желтке, сначала все, кроме лиц, затем шло личное письмо. Готовая работа покрывалась олифой.
Цвет и композиция иконы Икона живет по своим законам, без проникновения в которые ее нельзя понять. Глубоко символичен цвет: золотистый означает божественное сияние; синий – цвет небесного купола, на котором обитает Бог; зеленый символизирует надежду; белый – чистоту, духовное совершенство; красный – кровь, страдание; черный – ад, смерть. Композиция тоже имеет сои особенности. Каждый персонаж занимает место, которое не может быть случайным. Центральный образ обычно отличается большими размерами.
Икона – это обращение к человеку Икона – это синтез изображения и слова. Иконы писаны не для музеев, а для храмов, и полноценной жизнью они жили и живут именно в той среде, при трепетном свете свечи и лампады. Каждая из них – уникальный сплав этического и эстетического, утверждающий добро красотой, а красоту – добром. Это обращение к духовному человеку, к его скрытым возможностям, подвижение к высшей нравственности.
Богоматерь Донская Многие иконы написаны по конкретному историческому поводу, прославляют конкретных исторических деятелей. Например, после Куликовской битвы написана Богоматерь Донская.
Богоматерь Владимирская У истоков русской иконописи была византийская школа. К этой школе относится Богоматерь Владимирская. Эта великая святыня неоднократно спасала российскую столицу от бед и вражеских нашествий.
Русская школа иконописи В России к концу 14 века сформировалась соя новгородская школа, а в 15 веке на первый план выдвигается московская школа иконописи. Характерные принципы этой школы воплотил в своем искусстве Андрей Рублев – монах и живописец Андронникова монастыря, гениальный мастер, живший около 1360 – 1430 г.г. И написавший много икон.
«Троица» В основу иконы легла легенда о явлении трех путников-ангелов старцу Аврааму и его жене Сарре. Ангелы восседают за столом, в центре которого чаша, символизирующая готовность к жертвенному подвигу. Эти фигуры воплощают идею о триединстве божественных ипостасей: Бога-отца, Бога-сына и Святого духа. Рублев сумел наполнить образы удивительно светлой человеческой одухотворенностью. В склоненных друг к другу фигурах чувствуется внутренняя близость, взаимность, добросердечность. Просветленной грусти, внутренней чистоте соответствуют светлые, звучные, сияющие краски. В своей иконе Рублев выразил очень важные мысли о мире, согласии и единении людей, в чем так нуждался русский народ в тот сложный период своей истории да и в наше время тоже.
М.И.Глинка Не только в красках, но и в музыке проявлялась духовность нашего народа. Примером тому является духовная музыка великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.
Заключение Подводя итог, еще раз обратимся к эпиграфу. Любите Родину. Изучайте прошлое своего Отечества. Если вы будете знать свое прошлое, историю своей страны, вы будете добрее, мудрее, вы будете настоящими людьми, истинными патриотами своего народа.