Тема: «Психологическое обеспечение преемственности на этапе дошкольное образование – начальная школа» Педагог – психолог ГБОУ СОШ 629 Гуськова Екатерина Вячеславовна
Ключевые компетентности Информацион ная Обработка и работа с информацией Коммуникацио нная Создание текстов, умение отвечать на вопросы слушать собеседника Регулятивная, разрешение проблем Постановка проблемы, планирование деятельности действие по алгоритму
Аспекты ключевых компетентностей в ДОУ Информационная Извлечение информации с помощью литературных источников Классификация Обобщение Анализ информации
Коммуникативная Устная коммуникация Публичное выступление Продуктивная групповая коммуникация
Регулятивная, разрешение проблем Определение причинно-следственной связи Формирование основ оценки и результатов деятельности Оценка собственного продвижения – динамика личных достижений
Компетентностно – ориентированные задания 1 Деятельностное задание 2 Моделирует практическую, жизненную ситуацию 3 Строится на актуальном для учащихся материале 4 Имеет определенную структуру
Сопровождать - быть рядом, поддерживать, направлять.
Взаимодействие психологической службы с субъектами образовательного пространствапсихологическаяслужба администрация учащиеся учителя родителивоспитатели
Система психологического сопровождения дошкольников: Углубленная психологическая диагностика дошкольников; Психолого-педагогические консилиумы по результатам психологических обследований; Информационно-обучающие семинары для родителей; Психологические консультации родителей, педагогов 1-х классов; Ведение документации (сводные таблицы результатов обследований классов, характеристики учащихся, аналитические справки по изучаемым проблемам); Организация тематических семинаров для педагогов; Взаимодействие с администрацией ДОУ и школ; Привлечение специалистов различных областей знаний
Сравнение индивидуальных данных с нормативами позволяет оценить 1. Структуру интеллектуальных способностей, тип интеллекта ребенка. 2. Наличие и характер отклонений, осложнений в развитии, возможности компенсации. 3. Возможности ребенка в усвоении различных предметов школьного цикла. 4. Особенности характера, эмоционально-волевой и мотивационной сфер, осложняющие процесс обучения: повышенные тревожность, впечатлительность, недостаточность волевого самоуправления, завышенная или заниженная самооценка и пр. 5. Стрессоустойчивость, адаптивность, способ взаимоотношения с окружающими, положение в коллективе (наблюдение в группе).
Быть готовым к школе уже сегодня- Не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе- значит быть готовым всему этому научиться Л.А. Венгер, А. Л. Венгер Психологическая готовность к школьному обучению
Готовность ребёнка к школе Ребёнок поступающий в школу Зрелый в физиологическом и социальном отношении Достиг определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития
Определенный запас знаний об окружающем мире, сформированность элементарных понятий
Владение мыслительными операциями, умение обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира
Умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль
Положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач
Навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация
Методики, применяемые в адаптационный период. -Тест школьной зрелости Керна Йирасека; -Графический диктант; -Рисунок человека; -Заучивание десяти слов; -МЭЙДИС -Рисунок «несуществующего животного» -Образец-правило; -Рисунок «Самого интересного в школе» -Матрицы Равена; -Тест на определение учебной мотивации Лускановой; -Тест интеллектуальной лабильности для начальной школы
Учителя и воспитатели Собеседование Совещание ПМПк Педсовет Семинар Групповое консультирование Индивидуальное консультирование Документация Представление о возрастных особенностях Характеристика психологических особенностей и возможностей группы и каждого воспитанника Индивидуальный профиль развития каждого учащегося Рекомендации
Родители Родительские собранияРодительские собрания Родительский лекторийРодительский лекторий Групповое и индивидуальное консультированиеГрупповое и индивидуальное консультирование Тренинг родительской компетентностиТренинг родительской компетентности Характеристика психологического развития ребенкаХарактеристика психологического развития ребенка РекомендацииРекомендации Особенности возрастаОсобенности возраста Психофизиологический статусПсихофизиологический статус Особенности воспитательных воздействийОсобенности воспитательных воздействий
Счастье, когда тебя понимают!