Наука и философия. 1. Естественно- научные и социально- гуманитарные знания. 2. Классификация социально-гуманитарных наук. 3. Социология, политология,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время.
Advertisements

Домашнее задание : § 2, закончить таблицу © Ковалькова Н.Н 1. Философия Древней Греции.
Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
Наука и философия Естественно-научные и социально-гуманитарные знания Задание на сампо: П.1. работа с источником с. 16 (4 пункт письменно)
Средневековая философия: патристика и схоластика
План урока. 1. Мифологическое сознание древнего человека 2. Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. 3. Древнекитайская философия: как.
Домашнее задание : § 2 до с. 20 © Ковалькова Н.Н 1. Мифологическое сознание древнего человека 2. Древнеиндийская философия О чем эта притча ? Как вы думаете,
Философские и общественные науки в Средние века, Новое и Новейшее время.
НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. План: 1.Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. 2. Классификация социально-гуманитарных наук. 3. Общественные науки: социология,
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Человек и общество в первых философских учениях. Древние мыслители о человеке.
Нефедова Елена Владимировна учитель биологии первой категории 40 лет Тарасова Галина Леонидовна учитель обществознания второй категории 37 лет МОУ «Гимназия.
Философия Древнего Китая и Индии. Философия Конфуцианства В древних книгах Конфуция порой называют просто Учителем, подразумевая, что речь идёт о великом.
Н АУКА И ФИЛОСОФИЯ.. Е СТЕСТВЕННО - НАУЧНЫЕ И СОЦИАЛЬНО - ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ. Сходства. Изучают природу, которая существовала и может существовать независимо.
МОУ «Двинская средняя общеобразовательная школа» Обществознание 11 кл. П.8 «Взгляды на общество в индустриальную эпоху» Ан.Н. Тимотыш 2006.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
А 1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами.
Транксрипт:

Наука и философия

1. Естественно- научные и социально- гуманитарные знания. 2. Классификация социально-гуманитарных наук. 3. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

Социальные наукиГуманитарные науки Социология, психология. Социальная психология, экономика. Политология, антропология Философия, язык, искусствознание, литературоведение. Оперируют математико- статистическими методами Оперируют описательно- оценочными методами

СходствоРазличия Изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека Изучают деятельность людей, живущих в обществе, их мысли и стремления. Объективные связи между природными явлениями Важны мотивы людей в социальных процессах Дают обобщённые знания. Характеризуют не отдельный объект, а общие свойства Изучают не только общие признаки общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого действия.

ГруппаСоциальные наукиПредмет изучения Исторические науки Отечественная история, всеобщая история, этнография, историография. История- наука о прошлом человечества, способ его систематизации Экономические науки Экономическая теория, статистика. Экономика устанавливает характер закономерностей в сфере производства Философские наукиИстория, философия, логика, этика, эстетика. Философия устанавливает закономерности развития природы и общества Филологические науки Литературоведение, языко- знание, журналистика. Изучают язык Юридические наукиТеория и история государства и права. Правоведение фиксирует и разъясняет государ. нормы Педагогические науки Общая педагогика, история педагогики, методика. Анализируют индивидуально- личностные процессы Психологические науки Общая психология, социальная психология, политическая психология Изучают поведение человека, его чувства и мотивы

Социологические наукиТеория, методология и история социологии, экономическая социология и демография Исследуют отношения между основными социальными группами Политические науки теория политики, политическая конфликтология, политические технологии. Политическую систему общества КультурологияТеория и история культуры, музыковедение Синтезирует знания о культуре, накопленные человечеством

Философия ? как общественная наука

Ввёл Пифагор «мудрость во всей полноте - достояние божественных сил, а смертный человек может лишь любить высшую мудрость и стремиться к ней» Философы- те, кто стремятся к мудрости. Философия- особая форма общественного сознания

Системность Логичная обоснованность (непротиворечивость) Всеобщность положений и выводов. Зародилась философия более 2,5 тысяч лет назад

Сходство Различия ФилософияНаука Исследуют, ищут ответы на вопросы, решают проблемы 1.Размышляет над вечными вопросами: в чём смысл жизни и есть ли он вообще? Разделён ли мир на две принципиально различные части- дух и материю 1.В большинстве случаев решает насущные проблемы своего времени 2. Философы постоянно ведут диалог с предшественниками, критически осмысливают прошлое с позиции своего времени, предлагают новые подходы и решения. 2.Прежние открытия не играют важной роли 3.Положения, установленные и обоснованные наукой, принимают характер объективной истины 3. Новые философские системы не отменяют прежних, поэтому философия всегда плюралистична. 4. Они справедливы для любого общества, не зависимо от человека, ни от человечества

Сходство Различия ФилософияНаука 4.Норма для философии - сосуществование и противостояние различных подходов, доктрин 5. Сосуществование и противостояние различных подходов, доктрин- частный случай для науки. 5. Философствование- умозрительная деятельность 6.Понятия философии носят абстрактный характер. 6.Методы разработки проблем- через логику к практике, к лабораторному опыту. 7.Философское знание многослойно. 7. Понятия в науке точны и объективны.

1. «Философия- не школьная наука, её изучать слишком рано…» 2. «Философия-это слишком сложно…» 3. «Философия бесполезна» 4. «Философии, как и искусству, нельзя научить» Д/з § 1.

Человек и общество первых философских учениях.

Мифология- исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни. Основные идеи древних мифов: 1) Идея творения- мир создан существом-богом; 2) Идея развития- мир постепенно развивался из хаоса

Космогонические мифы- мифы о происхождении человека и человеческого общества; Мифы о культурных героях- мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ Эсхатологические мифы-мифы о конце света, конце времён.

Источники прафилософии Древней Индии- Веды- сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул -Ригведа-сборник гимнов (1017) -Брахманы -Шатапатхабрахмана (Брахмана сто путей) -Упанишады-философское воззрение индусов

Буддизм Джайнизм Санкхья Йога Вайшешика Ньяя Миманса Веданта

Дыхание Вселенная Начало творению положило жертвоприношение. Космический вулкан Пуруша был разделён на части и стал источником жизни для всех живых существ

людьми животными духами Какое место занимали люди в этом мире? 1.Мир богов 2.Мир людей 3.Мир демонов, духов, животных и обитателей многочисленных адов.

Четыре благородные истины: 1.Существование человека неразрывно связано со страданиями. 2.Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь. 3.Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды 4.Путь. Ведущий к устранению страданий- восьмеричный путь: правильное суждение, решение, речь, жизнь, стремление, внимание, сосредоточение, отвергается как жизнь, посвящённая чувственным удовольствиям, так и путь самоистязания.

Философские школы: Даосизм Конфуцианство (в форме «Беседы и суждения») Моизм Легизм

1.Личность не для себя, но для общества 2.Изначальное понятие-порядок 3.Подлинное соблюдение порядка ведёт к должному исполнению обязанностей 4.Порядок называется добродетелью 5. Такое исполнение функций на основе порядка приводит к проявлению человечности 6.Чтобы быть человечным, следуй правилам: Помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь Чего не желаешь себе, того не делай другим

7.Философ отождествлял общество с государством 8. В правильном государстве (семье) отношения регулируются моральными нормами. 9. Принцип справедливости и исправности.

1. Опирается не на фантазию, а на знания 2. Переход от восприятия мира в форме образов к его отражению в форме понятий 3. Истина не сообщается, а познаётся 4. Свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни.

Философия Древней Греции

ВопросГесиодАнаксимандрАнаксимен 1. Из чего произошёл мир Из хаосаИз апейронаИз воздуха 2. Как возник мирПо аналогии с живыми существами, в результате супружеских союзов. Мир - буквальное подобие живых существ В результате выделения тёплого и холодного, т.е. как результат взаимодействия природных явлений, результат движения В результате процессов сгущения и разрежения 3.Как возникли небесные тела Звёздное небо порождено землёй Небесные тела произошли из огненной сферы Небесные тела возникли из Земли

Руководят одарённые, хорошо подготовленные, высоконравственные люди Основной принцип-справедливость Люди делятся на три группы: мудрецы, воины, крестьяне и ремесленники. Частная собственность –источник зла и несправедливости. Единичное должно быть подчинено всеобщему: не государство существует ради человека, а человек живёт для процветания государства.

1.Династия (властью распоряжаются старейшины родов) 2.Аристократия (выборная власть, появление государства) 3. Идеальное государство, которым правят мудрецы- философы, частная собственность только для низших слоёв –земледельцев и ремесленников.

Понятие общество шире, чем понятие государство Обширный слой собственников- условие стабильности общества и государства Правильные государства- монархия. Аристократия, демократия Неправильные –тирания, олигархия, охлократия Идеал государства- полития (смешанное государство) Не гражданин для блага государства, а государство для блага граждан

В каком из идеальных государств Платона или Аристотеля вы бы хотели жить? Почему? Почему Аристотель, который являлся учеником Платона, в своё время произнёс фразу: «Платон мне друг, но истина дороже» Домашнее задание:§ 2, с.25 3 письменно, работа с источником –письменно.

Особенность- связана с христианским вероучением, с религиозными монотеистическим мировоззрением. Источник для размышлений- Священное Писание

Патристика (V –VIIIвв.)–система теолого- философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. Деятели: Климент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст

Схоластика (VI – XVвв.)-система теолого- философских взглядов, целью которой является рациональное, опирающееся на доводы разума обоснование веры. Деятели: Альберт Великий, Френсис Бэкон, Фома Аквинский

Теоцентризм мировоззрения Принцип креационизма Принцип провиденцианизма Основной способ познания мира- мистический. Через божественное откровение

Разработал теорию гармонии веры и разума Человек приобщается к вере через нерациональные источники: чувства, желания, но есть путь рациональный- через мышление, философствование Необходимо сочетать, но вера не должна зависеть от разума « Верую, чтобы понимать»

Вера не должна противоречить разуму, некоторые положения веры могут быть доказаны Пять доказательств веры: 1. Всё в движении- перводвигатель Бог 2.Бытие-совокупность причинно-следственных связей, первопричина- Бог 3.Мир подчинён законам. Первый закон создал Бог 4.Мир устроен иерархаично. Абсолютным совершенством является Бог 5.Мир един, его развитие направлено на достижение определённых целей. Источником целесообразности выступает Бог

Исключительная роль человека Человек венец творения Бога, конечная цель и он господствует на Земле Божественные качества человека-разум и воля Первые люди совершили грехопадение, их потомки несут след грехопадения и имеют двойную природу Человек с божественной помощью может преодолевать свои греховные наклонности Промысел Божий в том, чтобы праведники трудились во спасение мира и человека

Роджер Бэкон XIII в. Разум не есть вера У. Оккам XIV в. Реальность Бога нельзя доказать М. Лютер XVI в. Критика церкви Последствия: гуманизм, успехи в развитии наук, поиски светских обоснований

Н. МакиавеллиТ.ГоббсДж. локкШ. Монтескье «Государь» « размышления о первой декаде Тита Ливия» « Левиафан»« Два трактата об управлении государством» « В духе законов» Государство есть политическая форма общества Государство появилось на договорной основе Цель политики – приход к власти, создание стабильного государства Сторонник абсолютной монархии Верховная власть должна быть ограничена Сделал вывод о необходимости выделения третьей независимой власти -судебной Монарх стоит выше морали и права Разработал принцип разделения властей

Франсуа Мари Аруэ ВольтерЖан Жак Руссо Из всех живых существ человек является наиболее совершенен Человек добрый по природе. Зло несёт цивилизация Источник религии- невежество, фанатизм, обман Городская жизнь извращает человека. Призыв: назад к природе! Человек-существо общественное Выступал за обновлённое общество Загробной жизни нет! Достойная жизнь- да! Там, где нет собственности, там нет и несправедливости Достичь в жизни можно опираясь на науку и просвещение Идея социального равенства

Примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию Решающая роль материального производства в жизни общества Необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил Определяющее воздействие экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений Неизбежность перехода к другой формации в результате классовой борьбы и социальной революции

ТехнократизмЭкзистенциализм Дж. Гэлбрейт Ж.П. Сартр, А. Камю Основная задача общества- развитие производства Техника- решающий фактор развития В центре внимания-проблемы сущности и существования человека Реальная власть распространяется между специалистами производства и менеджерами (технократам) Техническая цивилизация- есть прогресс Человек –внутренне свободен, его трудный удел- быть всегда в пути, постоянно заботиться об обретении своей сущности Человек может отказаться, но тогда он перестаёт быть личностью

§ 3, работа с источником- письменно (с.37-38)