«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» Б. Шоу
А. Дистервег, XIX век «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Изложение, считывание, диктовка против него – детская забава. Зато такие приёмы и никуда и не годятся…»
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения (методики) Ради чего учить? ценности образования (цель) Чему учить? обновление содержания Системно - деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ
В XIX в. ещё в дидактико-методических работах по начальному и дошкольному образованию Ф.Фребеля нашло отражение гегелевское понимание деятельности. Как известно, Г.В.Ф.Гегель описал всеобщую схему деятельности, обстоятельно проанализировал диалектику её структуры (в частности, взаимоопределяемость цели и средства), отметив социально- историческую обусловленность деятельности и её форм. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого результата созидания.
Концепцию предложил ещё в начале 20 века американский ученый Джон Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.) Системный подход С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов Деятельностный подход В.Д. Шадриков, Сухов В. П., Л.Г. Петерсон. и др. Системно- деятельностный подход
Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско- российскую психолого- педагогическую науку и уходит корнями в культурно- историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Л. С. Выготский
Гальперин П.Я. ввёл в деятельностную психологию систематическую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий. Асмоловым А.Г. обоснована парадигма развивающего вариативного образования, способствовавшая изменению социального статуса психологии в сфере образования России, а также общей гуманизации образования. В.В. Давыдов разработал теорию учебной деятельности, опирающуюся на понятие содержательного обобщения. На основе этой теории созданы конкретные программы и учебно-методические пособия по математике, русскому языку, химии, географии и другим предметам. Их практическое использование способствует эффективному освоению школьниками учебной деятельности, развитию у них разумно-теоретического мышления, формированию личности. Д.Б. Эльконин создал оригинальную концепцию периодизации психического развития в онтогенезе, основанием которой служит понятие ведущая деятельность. Разработал также психологическую теории игры, исследовал формирование личности ребенка. В.В.ДАВЫДОВ Д. Б. Эльконин Его ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты – в течение полувека смогли разработать основу, на которой может строиться современная российская школа. А. Н. Леонтьев П. Я. Гальперин А. Г. Асмолов
Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий и методических приёмов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приёмами и теоретическими особенностями. Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.
Целью системно - деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности : ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. ФГОС: I. Общие положения. п. 7
Основная педагогическая задача (по ФГОС) - создание и организация условий, инициирующих действие
Базовые технологии ФГОС Информационные и коммуникативные технологии ( коммуникация – общение ); технология, основанная на создании учебной ситуации ( решение практических задач, значимых для изучения окружающего мира ); технология, основанная на реализации проектной деятельности ; технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
Технология деятельностного метода обучения разработана педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.
Вспомним традиционную систему дидактических принципов: Принцип научности Принцип доступности Принцип наглядности Принцип преемственности Принцип активности Принцип сознательного усвоения знаний и др.
Дидактические принципы построения урока в свете СДП принцип деятельности принцип непрерывности принцип целостности принцип минимакса принцип психологической комфортности принцип вариативности принцип творчества
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариантностью технологии и преемственностью между всеми ступеням обучения.
Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщённого системного представления о мире ( природе, обществе, самом себе)
Принцип минимакса школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения проблемы и выбора оптимального варианта.
Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение опыта творческой деятельности; формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Данные принципы обеспечивают возможность выбора ребёнком индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Системно-деятельностный подход - подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Основная идея этого подхода заключается в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально- значимых ситуациях.
Типы уроков деятельностной направленности уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.
Технология деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности(«надо») 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») 3) выделяется содержательная область («могу»)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия В завершении этапа создается интеллектуальное затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1)ставят цель, 2) строят план достижения цели 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать: 1)решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2) )зафиксировать преодоление затруднения; 3)) уточнение характера нового знания.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух(фронтально, в группах, в парах) 6.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение нового в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, т.е. включаются задания на ранее изученный материал, который поможет далее ввести новые знания.
9. Рефлексия учебной деятельности. Организуется рефлексия и самооценка деятельности, соотносятся цель и результат.
Структура урока 1.Мотивация к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4.Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием алгоритма. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия.
Альтернативная структура урока в ДТ 1.Орг. момент. - включение детей в деятельность; - выделение содержательной области 2. Постановка учебной задачи. - актуализация ЗУН, внимания, памяти, речи; - создание проблемной ситуации; - выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; - определение темы и цели урока
3. «Открытие» детьми нового. - организация самостоятельной исслед. деятельности; - выведение алгоритма 4. Первичное закрепление. - выполнение заданий с проговариванием в громкой речи 5. Самоанализ и самоконтроль. 6. Итог урока. Рефлексия.
Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, – вот технологическая основа СДП. Г. А. Цукерман, доктор псих. наук