Основные инновации во ФГОС Титаренко Н.Н. к.п.н., доцент, зав.отделением РИПОДО ЧГПУ Челябинск 2013 Основные инновации во ФГОС Титаренко Н.Н. к.п.н., доцент,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования «Реализация программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
Advertisements

Системно- деятельностный подход - методологическая основа ФГОС.
L/O/G/O Способы их формирования ФГОС второго поколения Универсальные учебные действия.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
«Формирование универсальных учебных действий» Шевченко М.А. учитель начальных классов Педагогическая конференция «Формирование модели качества образования.
Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
2 Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
«Универсальные учебные действия» Копотева Г.Л.. Требования к результатам Ориентация на результат Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном.
ФГОС нового поколения. Образовательный стандарт Является отражением социального заказа. Рассматривается разработчиками проекта как общественный договор,
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Формирование универсальных учебных действий – основа успешности обучения МОУ гимназия 1 учитель английского языка Щербакова Е.В. август 2013 г. Мозг, хорошо.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
О СНОВНАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 22 Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4» г. Гай 2011 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
«Универсальные учебные действия» Копотева Г.Л.. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Транксрипт:

Основные инновации во ФГОС Титаренко Н.Н. к.п.н., доцент, зав.отделением РИПОДО ЧГПУ Челябинск 2013 Основные инновации во ФГОС Титаренко Н.Н. к.п.н., доцент, зав.отделением РИПОДО ЧГПУ Челябинск 2013

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует Альбер Камю

Определение собственных целей.... «Я пришла на занятия, для того чтобы …» «Мне интересна тема данного занятия, так как …» «Я не уверена, что мне нужна данная тема, потому что …» «Я пришла на занятия, потому что …»

Первые впечатления Очень много документов (методических) Есть неоднозначность (содержание, терминология) Нет «путеводителя»

Стандарты - общественный договор между семьей, обществом и государством 5 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Построение образовательного процесса на психологической основе Особая организация учебной деятельности детей Продуманное содержание образования Зачем нужно учиться? Как правильно учиться самому? Чему нужно учиться?

Стандарт 2004 образование обучениеразвитиевоспитание здоровье- сбережение

ФГОС 2009 социализация

В Стандартах заявлены три группы планируемых результатов: Личностные Метапредметные Предметные

Структура новых образовательных результатов Личностные: ценностносмысловые установки личностной позиции; основы российской и гражданской идентичности; социальные компетентности; мотивация. Метапредметные: универсальные учебные действия, межпредметные понятия, Предметные: опыт получения, преобразования и применения предметных знаний и умений; система знаний – основа научной картины мира.

Требования к результатам Ориентация на результат Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся 11

Предметные результаты – ОПРЕДЕЛЕНЫ в программах по каждому предмету Предметные результаты – ОПРЕДЕЛЕНЫ в программах по каждому предмету

Метапредметные результаты – заявлены в программе: 1.Программа формирования УУД Метапредметные результаты – заявлены в программе: 1.Программа формирования УУД

Личностные планируемые результаты - представлены в программе формирования УУД Личностные планируемые результаты - представлены в программе формирования УУД

Личностные УУД Личностные УУД СамоопределениеСмыслообразование Нравственно- этическое оценивание

Метапред- метные результаты Метапред- метные результаты Познава- тельные Регуля- тивные Коммуника- тивные

Метапред- метные результаты Метапред- метные результаты Познава- тельные Регуля- тивные Коммуника- тивные ИКТ компетен тности Чтение: работа с текстом

Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу ляция КоррекцияОценка

Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

Два уровня описания результатов опорный расширения и углубления расширения и углубления Выпускник научится Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться Выпускник получит возможность научиться

Планируемые результаты – это тот раздел Стандартов, за выполнение которого отвечает непосредственно учитель… Планируемые результаты – это тот раздел Стандартов, за выполнение которого отвечает непосредственно учитель…

Принимать и сохранять учебную задачу Регулятивные УУД Не относятся к регулятивным Контролировать действия партнёра Задавать вопросы Определять тему и основную мысль текста Планировать свои действия Формировать собственное мнение и позицию Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей Различать способ и результат действия Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения Осуществлять синтез как составление целого из частей

Процедуры оценки образовательных достижений в РФ Экзамен выпускной Экзамен вступительн ый Национальные мониторинги Междунаро д. срав. исследов. Единый государственны й экзамен, 11 класс Государственна я итоговая аттестация, 9 класс Единый государствен ный экзамен, 11 класс В стадии апробации: Готовность к обучению в начальной школе (1 класс) Оценка качества начального образования (4 класс) Диагностика читательской грамотности (5-9 классы) Оценка ИК-компетентности учащихся (9 класс) PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, ICILS, … + ОЦЕНКА НА УРОВНЕ ШКОЛЫ Внутриклассное оценивание (много контроля, мало обратной связи, «вычитательный» принцип оценивания) Оценка индивидуального прогресса (инициативные проекты SAM, Дельта, мониторинг обр. достижений в нач. школе)

ОСОКО завтра. Оценка образовательных достижений Государственные экзамены Национальные мониторинги Международ. срав. исследов. Единый государственный экзамен, 11 класс Государственная итоговая аттестация, 9 класс Готовность к обучению в начальной школе (1 класс) Централизованный мониторинг образовательных достижений учащихся начальной и основной школы (4, 6, 8 классы) Мониторинг готовности учащихся основной школы (9 класс) к выбору образовательной и профессиональной траектории Мониторинг социализации молодёжи в возрасте 16 лет. PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, ICILS, TALIS, ECES + ОЦЕНКА НА УРОВНЕ ШКОЛЫ Внутриклассное оценивание (разнообразные инструменты, критериальное оценивание, «накопительный» принцип оценивания) Оценка индивидуального прогресса

Изменения в деятельности педагогов -вместо конспекта учитель готовит технологическую карту, которая предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся, -помимо учебника и методических рекомендаций, он пользуется ресурсами Интернета, -свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами, -при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

Урок личностно-ориентированный Его основа (в отличие от традиционного) не этап, а учебная ситуация

Вариативные по формулировке учебные задания являются эффективным средством формирования УУД : Объясни… Проверь… Оцени… Выбери… Сравни… Найди закономерность… Верно ли утверждение… Догадайся… Наблюдай… Сделай вывод…

Варианты учебных ситуаций: могут измерить температуру воды (при помощи жидкостного термометра с ценой деления в 1°С), длину небольшого тела (например, тетради) при помощи линейки (с точностью до 1 мм), времени по часам, могут записать численное значение полученной величины.

Конструирование учебной ситуации: выявление субъектного опыта учащихся и работа с ним на уроке; разработка содержания учебной программы в виде специального дидактического материала; применение диалога как особой образовательной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию ученика на уроке.

Петр ремонтирует старый дом. Он оставил в багажнике своей машины бутылку воды, несколько гвоздей и деревянный брусок. После того, как машина три часа простояла на солнце, температура внутри нее достигла 40ºC. Что произошло с предметами в машине? Обведите «Да» или «Нет» для каждого утверждения. Произошло ли следующее с предметами в машине? Да или Нет? Температура всех предметов стала одинаковой. Да / Нет Спустя некоторое время вода начала кипеть. Да / Нет Спустя некоторое время гвозди накалились докрасна. Да / Нет

Волна ассимиляции средств/способов Функциональ- ный Предметный уровень Формальный уровень Пройденная часть учебной программы (по Воронцову А.Б.)

Индивидуальный подход: создание и реализация индивидуальной образовательной траектории развития ученика.

Виды заданий: 1.учебное задание; 2.текстовая задача; 3.проблемная задача; 4.практическое задание; 5.компетентностно-ориентированное задание; 6.творческое задание; 7.учебная ситуация; 8.комплексная работа.

Назови известные тебе планеты в порядке их удаления от Солнца.

Учебное задание: цель – осознание учебных задач, освоение предметного содержания.

Стрелками покажи причины отлетов птиц: Изменение окраски листьев Замерзание водоемов Понижение температуры Исчезновение насекомых отлет птиц

Текстовая задача: цель – формирование обобщающих умений и освоение предметного содержания.

В степной зоне почвы черноземные, в лесной, где значительно больше животных и растений, почвы подзолистые сероземные. Почему?

Проблемная задача: цель – общее развитие личности.

Благодаря работе сердца в нашем теле совершается постоянная циркуляция крови. За один круг из одной половины сердца в другую кровь преодолевает путь в среднем около 240 см. Требуется ей для этого около 40 секунд. Задание: Задание: определи, с какой средней скоростью течет кровь.

Практическое задание: цель – формирование предметных знаний и умений на познавательном материале

Антон оказался один в центре города. Ему необходимо попасть на другую сторону дороги. Но эту дорогу он ни разу не переходил. Помоги Антону. Расположи по порядку действия, которые необходимо совершить мальчику, чтобы безопасно попасть на другую сторону улицы.

Если переходишь по пешеходному переходу, то посмотри сначала налево, затем направо – нет ли машин Найди место, где можно перейти дорогу по светофору. Переходи только на зеленый сигнал светофора Если транспорт на дороге есть, то дождись, чтобы весь транспорт остановился, и ты смог перейти. Автобус, троллейбус обходи только сзади, трамвай – только спереди Если же нет светофора, то найди пешеходный переход, чтобы безопасно перейти на другую сторону Если уже горит зеленый сигнал светофора, то не торопись перебегать дорогу. Дождись следующего зеленого сигнала. Перебегать дорогу, не зная, давно ли горит светофор, опасно.

Компетентностно- ориентированное задание: цель – учить действовать в социально-значимой ситуации.

Подготовь и проведи интервью с родителями «Наша родословная».

Творческое задание: цель - приобретать опыт действовать самостоятельно при создании продукта.

Учебная ситуация: цель – учить учиться, осваивать метапредметные результаты образования

Комплексная работа: цель –оценка достижения планируемых результатов по междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий»

Корректируем задание учебника

Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Английский с Учебник для 4 класса

История Пугачёвское восстание Прочитайте параграф учебника и заполните таблицу: ЭтапГодыСобытия

Формулируем компетентностно- ориентированное задание Летом ваша семья путешествовала по Пугачёвским местам. Твой брат попросил тебя рассказать подробнее о Пугачёвском восстании.

Для подготовки рассказа заполни таблицу, пользуясь материалами параграфа. Запиши, какими источниками нужно воспользоваться, чтобы узнать, сохранились ли у упоминаемых географических объектов прежние названия.

Взаимоконтроль. Проверь заполнение таблицы по предложенному образцу. [Р] Вам нужно оформить стенд на тему «Пугачёвское восстание». Составь план своих действий для выполнения данной работы, если ты руководитель проекта. [Р]

Известно, что Пугачёв обратился к народу с манифестом. Придумай и запиши манифест, который был бы подходящим для Пугачёвского восстания. [Источник: определение манифеста и фотография одного из манифестов]

Технологические ошибки в деятельности педагога основной школы: Использование в основном традиционных технологий в обучении. Частое отсутствие дифференциации в процессе обучения, не учитываются возможности и желания учеников. Оценивание работ учащихся без объяснения причин полученного результата.

Традиционный урок

Деятельностный урок

Технологическая карта урока включает в себя: название темы; планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные); тип урока (учебного занятия), определяющий технологию изучения указанной темы; описание по каждому этапу урока содержания, деятельности учащихся, деятельности учителя и метапредметные результаты, на достижение которых направлено то или иное задание.

Тема урока:____________________ Планируемые результаты: личностные, метапредметные,предметные. Тип урока: _____________________ Тема урока:____________________ Планируемые результаты: личностные, метапредметные,предметные. Тип урока: _____________________ Этап урока Содержание и деятельность учителя Деятельность учащихся Формируем ые УУД

Обсудим, какие формулировки деятельностью ученика не являются

Деятельность учащихся 1. Наблюдаю и делаю самостоятельные выводы. 2. Выполняю задание самостоятельно. 3. Ищу и нахожу информацию в разных источниках. 4. Нахожу и формулирую проблему урока вместе с учителем. 5. Отвечаю на вопросы учителя.

Деятельность учащихся 1.Наблюдаю и делаю самостоятельные выводы. 2. Ищу и нахожу информацию в разных источниках. 4. Нахожу и формулирую проблему урока вместе с учителем.

Анализируем технологическую карту урока… Практикум (работа в парах)

Предложения для заседаний МО: обсудите, какие инновации надо учитывать при подготовке к уроку по ФГОС; примите решение о структуре технологической карты урока. научитесь анализировать качество заполнения технологической карты урока. проводите самоанализ и взаимоанализ уроков, проведенных по технологической карты урока.

Разминка Выбери правильный вариант ответа

Расставить слова в алфавитном порядке - Знания Умения Применение

Построить план выполнения учебной задачи - Личностный Предметный результат Метапредметный

В Стандарте 2004 года заявлены - Только предметные результаты Предметные и метапредметные Предметные, метапредметные и личностные

Назовите одним словом: стол, стул, шкаф, кресло - Классификация Аналогия Обобщение

Разместить в таблице приведенную в тексте информацию - Поиск Интерпретация Применение информации

Для чего выполняю действия? Цель Результат Деятельность

Учителю важно осознавать, где его предмет находит применение в жизни… Практикум (работа в парах)

Виды проектной деятельности младших школьников: Информационные Практические Игровые Творческие Исследовательские

Информационные проекты: Цель – сбор информации об объекте или явлении, ее анализ, обобщение фактов, представление аудитории в форме доклада, реферата, газеты. Допускается проведение игр-конференций, с выступлением перед сверстниками, школой, родителями.

Практические проекты: Ориентир – социальные интересы детей. Результат – социально значимое дело: проект экологической тропы, выпуск справочника-определителя местных растений для малышей.

Игровые проекты: Основа – ролевая деятельность детей, обусловленная характером и содержанием проекта (литературные, сказочные персонажи, выдуманные герои, имитация социальных и деловых отношений и т.д.). Дети пишут сценарии миниатюр, отражающих заданную заранее природоведческую проблему.

Творческие проекты: Нет четкой структуры. Реализуются в соответствии с жанром результата и интересами детей, поэтому заранее прогнозируются итоги и форма их представления (праздник, драматизация, выпуск газеты и т.д.). Наиболее типичны проекты праздников, например «День леса».

Исследовательские проекты: Включают методы экспериментального научного исследования: аргументация актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, задач исследования, выдвижение предположения, проверяемого опытным путем, обсуждение результатов, формулировка выводов.

Для оценки достижения предметных результатов…. Используется привычный инструментарий Используются интегрированные проверочные работы Используются комплексные проверочные на предметной основе Используется привычный инструментарий Используются интегрированные проверочные работы Используются комплексные проверочные на предметной основе

Для оценки достижения метапредметных результатов разработан специальный инструментарий – КОМПЛЕКСНЫЕ проверочные работы на межпредметной основе

Личностные планируемые результаты представлены блоком «Выпускник получит возможность научиться» Проверяются только через неперсонифицированные способы оценки достижений Личностные планируемые результаты представлены блоком «Выпускник получит возможность научиться» Проверяются только через неперсонифицированные способы оценки достижений

Учет инноваций во внеурочной деятельности: внеурочная деятельность становится обязательной инвариантной частью образовательного процесса и учитывает социальные запросы детей и родителей.

Учет инноваций во внеурочной деятельности: в материалах ФГОС выделены и соотнесены между собой основные направления, виды и формы внеурочной деятельности младших школьников;

Учет инноваций во внеурочной деятельности: внеурочная деятельность направлена на достижение личностных и метапредметных результатов; описаны уровни воспитательных результатов и эффекты внеурочной деятельности школьников, представлены способы достижения уровней результатов внеурочной деятельности младших школьников.

Воспитательные результаты – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

Уровни результатов внеурочной деятельности школьников: 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Воспитательный эффект Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Воспитательный эффект– влияние (последствие) того или иного духовно- нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка. Воспитательный эффект– влияние (последствие) того или иного духовно- нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.

Образовательные концепции: Содержание образования -система знаний, умений и навыков. Содержание образования -педагогически адаптированные основы наук. Содержание образования -педагогически адаптированный социальный опыт человечества.

Образовательные концепции: Содержание образования -система знаний, умений и навыков (дидактический формализм). Содержание образования -педагогически адаптированные основы наук (материализм). Содержание образования -педагогически адаптированный социальный опыт человечества (прагматизм).

Проектные работы педагогов ждем по эл. адресу: Левина Ольга Николаевна

Проектная работа 1 (2 – 3 педагога), ждем выполнение мая 1.из материала учебника подобрать 3 задания на применение полученных знаний. Рекомендации по оформлению: - Ф.И.О. - Предмет. Класс - Учебник (Ф.И.О. автора, год издания) - 3 задания на применение полученных знаний.

Проектная работа 2 (2 – 3 педагога), ждем выполнение мая 2. Составить фрагмент технологической карты урока Рекомендации по оформлению: - Ф.И.О. - Предмет, класс

Тема урока:____________________ Планируемые результаты: личностные, метапредметные,предметные. Тип урока: _____________________ Тема урока:____________________ Планируемые результаты: личностные, метапредметные,предметные. Тип урока: _____________________

Занятия 13 мая с Принести: 5 листов ватмана, Маркеры 7 листов А-4 Все раздаточные материалы

ЦЕЛЬРЕЗУЛЬТАТДЕЯТЕЛЬ- НОСТЬ Сохранилась ли цель (без изменения) до концазаняти я? Соответствует ли он заявленной цели? Оцени себя: Активный участник участник наполовину участник – наполовину зритель зритель