Корюкина Ш.И. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Кашпир м.р. Приволжский Самарской области Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Элективный курс по русскому языку «Комплексный анализ текста» (34 часа) Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 26» Кондрашева Т.Г.
Advertisements

Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Программа элективного курса "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку " Рабочую программу составила учитель русского языка и литературы.
ПРАКТИКО - ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ « Методика подготовки учащихся к выполнению части С в ЕГЭ по русскому языку » с лушателей курса « Новые формы организации.
Учитель русского языка и литературы ГБОУ Шаталова Л. В. Что такое часть С ЕГЭ по русскому языку. Часть С и как к ней готовиться? Prezentacii.com.
ПРОГРАММА курса по выбору «Подготовка учащихся 9-х классов к экзамену по русскому языку в новой форме» Класс- 9-Ю2 Учитель Литвинюк В.Т. Программа курса.
Методическое сопровождение подготовки учащихся к ЕГЭ.
Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения- рассуждения ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального.
МОУ Чемашинская средняя общеобразовательная школа Программа элективного курса Речеведение Программа элективного курса Речеведение Учитель Шайдулина М.З.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Цель курса: - обобщить полученные знания по орфографии; - закрепить навыки грамотного письма, активизировать внимание учащихся к собственной письменной.
Элективный курс по русскому языку учимся писать сочинение- рассуждение. 9 класс 17 часов.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку Формулируем, комментируем, аргументируем.
Подготовка к ГИА по русскому языку ( Васильева Л. И., 2 раза в неделю ); Подготовка к ЕГЭ по русскому языку ( Ермилова И. В., 2 раза в неделю ); Подготовка.
Ишуткиной Валентины Викторовны, учителя русского языка и литературы МОУ «Суземская СОШ 1»
РМО учителей русского языка и литературы «Работа с текстом на уроке». «Чтение – вот лучшее учение» г г.
Элективный курс Русский язык Коварные знаки препинания Авторы-составители Серёгина Л.М., Хорт О.А Издательство «Учитель», 2007 Разработчик: Серёдкина.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
БАЛАБАНОВА ЛИДИЯ ВАСИЛЬЕВНА педагог дополнительного образования ГБОУ Центр детского (юношеского) технического творчества Колпинского района Санкт-Петербурга.
Транксрипт:

Корюкина Ш.И. учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Кашпир м.р. Приволжский Самарской области Программа элективного курса «Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Содержание 1. Пояснительная записка. 2. Календарно-тематический план. 3. Содержание программы. 4. Методическое обеспечение учебного процесса. 5. Список литературы.

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания. Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Цели данной программы: - научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста; - подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку; - оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции; - способствовать интеллектуальному развитию ученика; - воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Теоретической основой данного курса являются: -лингвистический, стилистический анализ текста; -система языковых понятий и функционирование; -различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых базируется программа: -учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся; -уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью; -комплексный подход при разработке занятий; -вариативность содержания и форм проведения занятий; -научность, связь с теории и практики; -преемственность; -наглядность; -систематичность и последовательность; -прочность полученных знаний; -активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии: -технологии исследовательской деятельности учащихся; -технологии проблемного обучения; - творческие мастерские; - РКМЧП

Календарно-тематическое планирование Дата урокаКол-во уроков Тема уроковВид урока планфакт 1-22Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Критерии и нормативы оценки творческой работы Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья 3-42 Основные аспекты анализа текста. Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья Практикум 5-62Композиция сочиненияЛекция с элементами практической и исследовательской деятельностья Практикум 7-104Выявление проблемы. Формулировка проблемы. Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья Практикум Комментарий к проблеме. Виды комментария. Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностью

15-216В чём проявляется позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции. Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья Аргументация собственной позиции. Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья Виды заключений. Типы конструкции. Речевое оформление Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья 321Рецензирование творческой работы. Лекция с элементами практической и исследовательской деятельностья Самостоятельная творческая работа над текстами. Практикум

Содержание программы Тема 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе (2ч) Знакомство с основными целями и задачами курса. Лингвистический анализ текста. Критерии и нормативы оценки творческой работы (см. Приложение 1) Тема 2. Основные аспекты анализа текста (2 ч.) Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Тема 3. Композиция сочинения (2 ч.) Композиция сочинения. Вступление и его виды и формы. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише. Тема 4. Выявление проблемы. Типы проблем (философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические). Выбор одной проблемы из нескольких. Формулировка проблемы. Типовые конструкции для формулировки проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы.( 4 ч.) Тема 5. Комментарий к проблеме. Виды комментария (текстуальный, концептуальный). Типы информации в тексте (фактуальная, концептуальная, скрытая). Введение цитат в комментарии. Типичные ошибки при комментарии проблемы.( 4 ч.) Тема 6. Авторская позиция. В чём проявляется позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции (слова-маркеры, оценочная лексика, средства выразительности, вводные слова, побудительные предложения). Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типичные ошибки при формировании позиции автора. (6 ч.)

Тема 7. Аргументация собственной позиции. Правила выстраивания аргументов (тезисаргумент 1аргумент 2 вывод). Типы аргументирования. Способы ввода аргументов. Виды аргументов (логические, иллюстрированные, ссылки на авторитет). Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации. (4 ч.) Тема 8. Виды заключений. Типы конструкции. Речевое оформление (4 ч.) Тема 9. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля (2 ч.) Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы. Тема 10. Рецензирование творческой работы (1 ч.) Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочётов. Тема 11. Самостоятельная творческая работа над текстами (2 ч.) Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Методическая часть Прогнозируемый результат Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства учетом стиля и типа речи. Умение и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности. К концу изучения курса учащиеся должны уметь: понимать и интерпретировать содержание исходного текста; формировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её; определять позицию автора; высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт); уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно; анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки. Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях: текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке); промежуточный (проводится в форме творческих работ); итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания. Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения – 18. Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт»/ «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50% (7 баллов) – «зачёт», менее 50% (менее 7) – « незачёт».

Технология организации учебного процесса по элективному курсу Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ прошлых лет. Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыки (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность: работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения); самостоятельная работа; работа в группах, парах; индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Список использованной литературы Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Самара. ООО «Офорт» 2012 Львов В.В., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Пучкова Л.И., Егорова Г.Т. ЕГЭ Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 3 (С), М.: Издательство «Экзамен», Мамай О.М. Русский язык. ЕГЭ. Подготовка к выполнению части С. М.: Издательство «Экзамен», Огай О.Н.Как написать сочинение. Единый государственный экзамен по русскому языку: Учебно-методическое пособие для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку. Самара: ГОУ СИПКРО, Павлова Т.И., Белоусова Т.В. Аргументация собственного мнения на основе читательского опыта в сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д : Легион, Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинение-рассуждение на экзамене. Ростов н/Д : Легион, Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курсы интенсивной подготовки.. Ростов н/Д : Легион, 2011

Карта инновационой программы «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку » ГБОУ СОШ с. Кашпир муниципального района Приволжский Самарской области Ф.И.О. разработчика инновации- Корюкина Шафика Исхаковна