ГБОУ гимназия 1577 Творческий проект «Воспитание интереса к книге» Руководитель проекта: воспитатель Данченкова Надежда Владимировна Участники проекта:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема: Снижение интереса к художественной литературе (к устному народному творчеству) у детей и родителей. Актуальность: Художественная литература.
Advertisements

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития.
Проект на тему: «Книжкина неделя». Авторы проекта. Воспитатели: Капланян Оксана Александровна Науменко Елена Сергеевна.
Библиотечный урок «Книжная страна: дошкольникам о библиотеке» Библиотечный урок «Книжная страна: дошкольникам о библиотеке» МБДОУ 19 «Капелька» 2013год.
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный. Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к чтению сказок. Задачи: Вызвать.
« Ребёнок в мире художественной литературы » Подготовительная группа Воспитатель : Ельчанинова Е. Н.
Проект по теме: «Почему школьники перестают читать книги?» Владимировой Марии и Шинкаревой Елизаветы, 8Б Владимировой Марии и Шинкаревой Елизаветы, 8Б.
Презентация работы библиотеки за учебный год Библиотекарь Н.Н.Кравцова.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение центр развития ребёнка «Детский сад 179 «Рябинушка» Проект «Книга лучший друг» Подготовили воспитатели.
1 вопрос: Л юбите ли Вы читать и сколько времени тратите на чтение? 2 вопрос: Считаете ли Вы своих детей читающими, сколько времени в день тратит Ваш.
МБДОУ-ДЕТСКИЙ САД 156 «Рябинка» Проект. Актуальность Мама - это начало нашей жизни, самый теплый взгляд, самое любящее сердце, самые добрые руки. Поздравить.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 51 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического.
«Сузунский детский сад 1». Мини – музей «Курочка – Рябушечка». Продолжительность 3 месяца. Участники проекта: воспитатель, дети, родители. 1 младшая группа.
Проект «Осенние фантазии» Подготовила воспитатель группы 5 Бакатович Ю.Г.
Творческий проект гг. «Делаем книжку своими руками " Авторы проекта: Васильева И.В., учитель-логопед, Ставская И.И., учитель начальных классов.
Первая младшая группа 8 «Капельки» МАДОУ 113 «Капитошка» Воспитатель: Недорезова Валентина Игоревна Октябрь 2017.
«День книги» в детском саду29 «Ладушка». Наступил октябрь хмурый Месяц пасмурный сырой Но сегодня день счастливый Книжкин день у нас с тобой Дождь на.
Портфолио проекта. Тип проекта По доминирующей деятельности: информационный По содержанию: творческий По числу участников: групповой По времени проведения:
Роль чтения в интеллектуальном развитии ребёнка. «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге». «Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным,
Транксрипт:

ГБОУ гимназия 1577 Творческий проект «Воспитание интереса к книге» Руководитель проекта: воспитатель Данченкова Надежда Владимировна Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели, учитель-логопед

«Читайте детям не нотации, а книги» (Г. Остер) «Начинаем с чтения книг, а заканчиваем тем, что их любим» (Майкл Суэнвик) «Любовь к книге – это древняя, проверенная временем, любовь к человечеству» (Н. Смирнов-Сокольский)

Мотив выбора темы проекта В последние годы наблюдается резкое снижение увлеченности и заинтересованности детей книгой. Подобная проблема, так или иначе, сказывается на последующем развитии и обучении ребенка. Причин снижения заинтересованности книгой очень много, это и наличие компьютера и телевидения дома, и огромный выбор игрушек на любой вкус и цвет, и видеоигры, которые чаще всего приносят малышам только вред в дальнейшем обучении в школе, а также негативное воздействие на восприятие окружающей среды. И из-за всего этого разнообразия мы совсем стали забывать о пользе и ценности обыкновенной книги. Самое главное, что в желании открывать книгу и вообще ее иметь, не виноват сам ребенок, в этом вопросе часто незаинтересованы сами родители. А ведь именно участие родителей в воспитании интереса у детей к книге играет колоссальную роль. Поэтому в проекте активное участие принимают не только дети, но и их родители. Но книга была, есть и будет основой на пути к знаниям. Чтобы воспитать и привить у детей интерес к книге, была выбрана именно эта тема.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА: 1) подготовительный; 2) основной; 3) заключительный. ПРОЕКТ ПО ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ. Является открытым, к работе над проектом привлекаются родители. СРОК ИСПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА. Является долгосрочным. ГИПОТЕЗА – если детям правильно и доходчиво рассказать, что такое книга, в чем ее главная необходимость и каким трудом создается каждая книга, а также попытаться сделать ее своими руками, то интерес у детей к книге обязательно поднимется.

ЦЕЛЬ –воспитать у детей интерес и любовь к книге, путем расширения знаний о ней. ЗАДАЧИ: 1) провести цикл занятий и мероприятий по теме проекта; 2) ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по теме; 3) организовать экскурсию в школьную библиотеку; 4) организовать выставки любимых книг, детских рисунков, фотографий; 5) провести ряд развивающих, сюжетно-ролевых и дидактических игр по теме; 6) разработать папку-передвижку для родителей с рекомендациями по воспитанию у детей интереса к книге; 7) организовать и провести праздничное мероприятие по поводу окончания работы над проектом; 7) активизировать мысленно-поисковую деятельность детей; 8) организовать совместную деятельность родителей и детей; 9) формировать интерес к книге посредством изготовления своими руками; 10) обогащать словарный запас дошкольников, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства; 11) развивать творческие и исследовательские способности детей; 12) развивать память, внимание, воображение, фантазию; 13) развивать мелкую моторику рук; 14) воспитывать любовь и уважение к книге.

План мероприятий Подготовительный этап Основной этапЗаключительный этап 1.Проведение анкеты. (Выяснить интерес детей к книге.) 2. Организация выставок (Дать представление детям о большом разнообразии книг.) -«Чарушин: писатель или художник?»; - «Сказки: народные и авторские»; - «Приключенческая литература»; - «Зачем нам нужны энциклопедии?» 3. Чтение детской литературы. (Учить пересказу, развивать внимание.) 1.Поход в библиотеку. (Познакомить с библиотекой и ее содержимом.) 2. Организация выставок. (Дать возможность ребятам самим создать выставки.) -«Любимые книги»; - «Обложки к книжкам»; - «Фотографии с любимыми книгами». 3. Демонстрация презентации «Как создается книга?». (Показать наглядно людей и их работу.) 4. Проведение игр. (Развивать дружеские отношения между детьми.) - с/р «Библиотека»; - с/р «Типография»; - д/и «Узнай книгу по описанию». 5. Устные сочинения детей «Приключения Книги». (Развивать речь, фантазию, воображение.) 6. Создание «Книги Сказок» (учить иллюстрировать книгу по фрагментам прочитанным сказок.) 1.Книжки- самоделки. (Учить детей создавать свои книжки, развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию.) 2. Праздник, посвященный последнему дню проекта. (Учить стихи, песни, учить выступать на публику.) 3. Проведение анкеты. (Выяснить интерес к книге.)

Подготовительный этап Для того, чтобы на заключительном этапе проекта были высокие результаты и дети заинтересовались бы книгой и полюбили бы ее, была проведена подготовительная работа. Перед началом проекта детям было предложено ответить на 10 вопросов анкеты. 1.Ты любишь книги? 2. Тебе нравиться рассматривать книги? 3. Тебе дома кто-нибудь читает книги? 4. Как называется твоя любимая книга? 5. Тебе когда-нибудь дарили книги? 6. Какие книги у тебя есть дома? Помнишь их названия? 7. Какие книги есть в детском саду? Назови некоторые. 8. Какую книгу ты рассматривал в последний раз? 9. У тебя есть любимый персонаж, на которого ты хочешь быть похожим? 10. Как нужно относиться к книге? Почему?

Результаты диагностирования на подготовительном этапе На диаграмме мы видим, что ни на один вопрос дети не дали стопроцентных положительных ответов. Очень часто дети просто не знали, что ответить. А у вопросов под номерами 4, 5, 6 и 10 значения с отрицательным результатом превышают положительные, что крайне усугубляет всю ситуацию. Увидев полученные результаты, было решено незамедлительно продолжать проектную деятельность.

Также на подготовительном этапе проводилась следующая работа: 1. Каждую неделю создавалась новая выставка книг. Каждая выставка была посвящена какой-нибудь одной теме: «Сказки: народные и авторские», «Е. И. Чарушин – писатель или художник?», «Приключенческая литература», «Зачем нам нужны энциклопедии?». После того, как книги были выставлены в группе, с детьми проводилась беседа о выставке. Мы выясняли следующие вопросы: почему выставка так называется (ребятам пояснялось каждое слово из названия темы, а также фамилии, которые звучали во время беседы). После беседы детям разрешалось брать любые книги с выставки, рассматривать их и задавать вопросы по этим книгам. 2. Каждый день детям читали различные произведения (в том числе и из книг, которые были на выставке). Перед прочтением проводился анализ самой книги, в которой было то произведение, прочтение которого будет в дальнейшем. По иллюстрации на обложке дети угадывали или узнавали название произведения. В ходе анализа дети знакомились с такими понятиями, как: обложка, автор, форзац, издательство, страницы, формат, переплет, иллюстрации, содержание и т. д. Во время прочтения и после него с детьми проводился анализ самого произведения, а также мы слушали выступления ребят с подробным или кратким пересказом по иллюстрациям в книге.

Сказки: народные и авторские Чарушин – писатель или художник?

Основной этап Самая главная работа была проделана на основном этапе. Было проведено несколько различных мероприятий, которые бы повысили интерес у детей к книге. Поход в библиотеку. В первую очередь мы с ребятами отправились в школьную библиотеку. Ребята познакомились с библиотекарем и его деятельностью. Дети узнали, кто такой читатель, для чего на каждого читателя оформляется формуляр и что делать в читальном зале. Больше всего ребятам понравилось находиться в книгохранилище, они увидели огромные стеллажи с большим количеством книг на полках. Также интересным было узнать то, что все книги в книгохранилище расположены по темам или авторам и в алфавитном порядке. Ну и в конце нашей встречи, библиотекарь показал ребятам картотеку, пояснив при этом, что книги порой искать приходиться долго, и в таких ситуациях картотека очень помогает. Ребята от такой экскурсии были просто в восторге. Тем более, что многие из них вообще в библиотеке никогда не бывали. Это мероприятие было проведено не зря. Дети поняли, что книги надо беречь и не раскидывать повсюду.

Также на основном этапе было создано несколько выставок, которые ребята организовывали сами с помощью воспитателя. Выставка любимых книг. Мы выяснили, что у ребят есть любимые книги, которые у них есть дома. С разрешения родителей, ребята их приносили в группу. Выставка получилась очень интересная. Выставка рисунков с изображением придуманных обложек для книг. Это задание было творческим. Здесь ребятам надо было включать свою фантазию и воображение. Все обложки получились красочными и яркими. Детям понравилось быть художниками-иллюстраторами, а также был заметен восторг, когда ребята писали свое имя на обложке. Выставка фотографий «Я и моя книжка». Как выяснилось, ребята очень любят фотографироваться и позировать перед камерой. Поэтому эта выставка получилась особенно хорошо.

Фотография с любимой книжкой Наши любимые книжки Обложки книг

Мероприятий было много, среди которых были также: 1)демонстрация ребятам презентации на тему: «Как создается книга». Во время этого мероприятия ребята наглядно увидели работу людей, которые трудятся над созданием книг и газет. Это и люди в типографии, и на заводе, которые изготавливают разноцветные специальные для книг краски, и люди, которые работают в издательстве, и писатели, и художники-иллюстраторы. Это мероприятие получилось очень увлекательным и поучительным; 2) проведение различных игр: сюжетно-ролевая игра «Библиотека», дидактическая игра «Узнай книгу по описанию», сюжетно-ролевая игра «Типография»; 3) прослушивание устных сочинений ребят «Приключение Книги». Детям понравилась эта деятельность, ведь в этот раз они выступали в роли писателей-сказочников. Получились очень смешные истории, в которых книжки шли в какое-нибудь далекое путешествие и случались с ними самые разные и невероятные приключения; 4) создание книжки-самоделки «Книга сказок» (групповая работа). Здесь мы создали с ребятами книжку, на обложке которой были изображены различные сказочные герои. А на страницах этой книги, ребята по очереди изображали фрагменты из сказок, которые мы читали в группе. Получилась очень красивая книжка, посмотрев в которую в любое время ребята без помощи взрослых вспоминают сказку.

С/р игра «Библиотека» «Книга Сказок»

Заключительный этап На заключительном этапе ребятам было предложено сделать свою собственную книжку-самоделку. Работа непростая, но выполнимая. Дети с заданием справились, получились книжки разные и очень интересные. Самое главное, что такое задание очень понравилось ребятам. Еще хотелось для ребят устроить настоящий праздник по поводу окончания работы над проектом. И это у нас получилось. Было организовано праздничное мероприятие, во время которого ребята пели (заранее выученную) «Песню про книги» (на музыку «Песенки Мамонтенка»), также специально для этого мероприятия, ребята выучили интересные стихи на книжную тематику. Кроме этого, на праздник были приглашены ребята из старшей группы детского сада, для которых были продемонстрированы выставки, организованные детьми во время основного этапа. Воспитатель же провел интересные интеллектуальные игры на тему: «Что ты знаешь о книге?», а также продемонстрировал фотографии, на которых необходимо было исправить ошибки, допущенные фотографом. Праздник прошел интересно, весело и познавательно. Ребята из старшей группы ушли счастливыми, было заметно, что такой необычный праздник пришелся им по вкусу. И на этом же этапе ребятам вновь были заданы вопросы анкеты, на которые ребята уже отвечали на основном этапе.

Книжки-самоделки Праздник, посвященный дню окончания проекта

Результаты диагностирования на заключительном этапе Результаты очень порадовали. Из 10 вопросов получилось 8 стопроцентных. На диаграмме хорошо видно, что работа была проведена не зря. Конечно есть два вопроса, у которых имеются отрицательные ответы ребят. Работу на этом заканчивать не будем и воспитывать интерес к книге стоит и дальше. Робота с родителями тоже проводилась, но к сожалению, не все родители посчитали, что это важный вопрос в дальнейшем развитии ребенка, поэтому стоит разработать некоторое количество мероприятий, в которых активное участие будут принимать не только дети, но и их родители.

Работа с родителями С родителями ребят тоже проводилась большая работа. 1.Для родителей была оформлена папка-передвижка «Книга-друг человека». В этой папке находилась вся необходимая информация, касающаяся книг и их чтения. 2. Также родителям был предложен список произведений детской литературы, рекомендуемой для прочтения детям дома. 3. Родителей попросили, чтобы они принесли фотографии ребят вместе с любимой книжкой. 4. Попробовать сочинить стишок или сказку про книжку. 5. Принести любимую книжку ребенка в детский сад. 6. Совместно с ребенком изготовить книжку-самоделку. Радует то, что многие родители охотно брались за эти задания, за что им большая благодарность!

Список литературы, рекомендованный для прочтения дома 1.К. Д Ушинский «Четыре желания» 2. В. Бианки «Купание медвежат» 3. Е. Пермяк «Первая рыбка» 4. РНС «У страха глаза велики» 5. М. М. Пришвин «Еж» 6. Л. Н. Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку» 7. РНС «Как аукнется, так и откликнется» 8. М. М. Пришвин «Золотой луг» 9. РНС «Царевна-лягушка» 10. Е. Трутнева «Осень» 11. Туркменская сказка «Падчерица» 12. Чтение и заучивание малых фольклорных форм

Вывод Проект закончен. На протяжении всего времени его проведения была проделана большая и интересная работа. В этот проект были отданы большие силы, много времени и совсем не зря. Как же интересно было наблюдать за ребятами при выполнении того или иного задания, с каким желанием и энтузиазмом они брались за любое дело. Многие родители, во время проведения проекта, приходили в детский сад и говорили, что их дети знают очень много интересных книг, знают, а главное, понимают, кто такие художники-иллюстраторы, авторы, издатели, типографы, также понимают, что означают слова «форзац», «обложка», «картотека», «книгохранилище» и многие-многие другие слова, которых раньше у ребят в словарном запасе точно не было. Для этого проводилась большая работа по обогащению словаря дошкольников, за это большое спасибо воспитателям и учителю-логопеду, которые каждый день работали над каждым словом, требовали правильного произношения и активного употребления этих слов в речи, что тоже не мало важно. Ну и самое главное, что цель проекта была достигнута и все задачи реализованы. После завершения проекта прошло некоторое время и радует то, что дети и по сей день вспоминают, как они выполняли различную работу и книгу в руки стали брать намного чаще, а также, что тоже немаловажно, дети книги не просто смотрят или читают, а непременно по этой книге задают вопросы либо впоследствии рассказывают, что это за книга и почему она стала для них интересна. Работу по этой теме будем продолжать проводить и дальше, а в последующие годы разработаем задания для более маленьких детей дошкольного возраста.

«Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» (А. А. Блок) «Книга – это есть мир, видимый через человека» (И. Бебель) Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Фрэнсис Бэкон)

Спасибо за внимание!