История исследований лидерства в российской психологической науке. Проблематика «героев и толпы» (Н.К. Михайловский, Л. Войтоловский). Механизм личностного воздействия Бехтерева В.М. Междисциплинарные исследования лидерства на стыке педологии, рефлексологии, зоопсихологии (1920 – 1930гг.) Развитие лидерологии в разных отечественных социально – психологических школах в период 1960 – 1980 гг.: ленинградско – петербургские исследовательские группы Е.С. Кузьмина, Н.Н. Обозова, Б.Д. Парыгина; московская школа А.В. Петровского (топологическая модель); курско – кострмоское направление Л. И. Уманского. Современные концепции лидерства в политико – психологических исследованиях российских ученых (Е.Б. Шестопал, Д.В. Ольшанский, А.И. Юрьев, Г.Г. Дилигенский, Е.В. Егорова, А.А. Деркач, Т.В. Бендас)
Периоды 1. до начала ХХв. 2. начало ХХв. – досоветский период; – 1930-е гг. 4. сер – сер – е гг. 5. сер х гг. – по настоящее время.
1 этап - до начала XX в. проблема героев и толпы Н.К. Михайловский ( )«Герои и толпа» (1882); «Еще о героях» (1891), «Еще о толпе» (1893). Герой тот, кто первым совершает то, чего хочет толпа Герой тот, кто первым совершает то, чего хочет толпа, увлекая за собой: неважно на какое дело, с какими способностями, имеет ли власть или нет. требование среды Выдвижение героя – требование среды. Безоценочность «не в похвалу и не в порицание введен термин».
Качества: 1)необычность («нет пророка в своем отечестве) 2)возраст; 3)пол; 4)способность воодушевлять толпу и увлекать за собой (навык); 5)использование механизма подражания 5)использование механизма подражания (сродни повиновению, покорности). Условия успеха Условия успеха: 1)личностные качества; 2)характер общественного строя (фактор культуры); 3)степень современности и уместности дела.
Качества (51): 1.патология психики; 2.ум; 3.обаяние; 4.решительность; 5.смелость; 6.самобытность; 7.красноречие, умение убеждать; 8.преследование личной выгоды.
Л. Н. Войтоловский «Каждый герой – этап в развитии масс» Приоритет толпы, Приоритет толпы, которая влечет своего героя, формирует его по образу своему; чем примитивнее толпа, тем легче стать ее героем.
«вожак» и «вождь»: Понятия «вожак» и «вождь»: 1)вожак во главе толпы, 2) пассивно следует за ней; 3)вождь – во главе партии, класса, ведет их за собой; 4)приглашенный руководитель. коллективного вождя Возможность коллективного вождя – партии (коммунистическая), группы.
2 этап - начало XX в. – досоветский период А. Ф. Лазурский Классификация личностей – тип практиков – реалистов, их подтип – властные люди (Наполеон, Кромвель, Бисмарк)
В. М. Бехтерев внушение как механизм внушение как механизм воздействия одной личности на другую; : а) через внушение б) убеждение 2 способа воздействия: а) через внушение (бессознательные, эмоциональные структуры), б) убеждение (рациональные структуры); остальные способы производны; проблематика сексуальности лидера (энергетический потенциал).
3 этап е гг. Расцвет педологии, психотехники, рефлесологии, реактологии, зоопсихологии (вожачество, биологизаторство) В. А. Вагнер Типология людей: стадный, социальный, вожаческий (половая функция, эгоизм, честолюбие) тип.
А.С. Залужный А.С. Залужный Типололгия вожаков: ситуативный и постоянный, организатор и дезорганизатор. Д. Б.Эльконин Типология: организаторы, диктаторы, эмоциональные организаторы, интеллектуальные рационализаторы.
Е. А. Аркин Е. А. Аркин (педагогика): ; взаимная подпитка активности; ребенок не потому стал вожаком, что его полюбила масса, а масса его полюбила за то, что он стал вожаком; взаимная подпитка активности; половые различия у детских лидеров (девочки у «группок») по аналогии с животными стаями; программа-методика для изучения вожачества – личная карточка (23 качества): пол, пол, возраст, возраст, национальность, национальность, профессия и социальное положение родителей, профессия и социальное положение родителей, внешний облик, жестикуляция, мимика, речь, внешний облик, жестикуляция, мимика, речь, состояние здоровья, конституция, мышечная сила, состояние здоровья, конституция, мышечная сила, скоординированность движений, нервная система, умственный уровень, инициативность, изобретательность, техническая сноровка, скоординированность движений, нервная система, умственный уровень, инициативность, изобретательность, техническая сноровка, степень уверенности в своих силах, индивидуалистические влечения, их социальные проявления, на какое число детей с какой интенсивностью продолжительностью и т.п. степень уверенности в своих силах, индивидуалистические влечения, их социальные проявления, на какое число детей с какой интенсивностью продолжительностью и т.п.
4 этап сер х – сер х гг. Период «оттепели»: развитие социальной психологии и, как следствие, лидерологии Характеристики: 1. формирование исследовательских школ; 2. уменьшение дистанцированности от зарубежных исследователей; 3. разделение понятий лидерства и руководства; 4. создание типологий лидерства; 5. активная работа над инструментарием; адаптация зарубежных методик; 6. подход к лидерству с позиций уровня развития группы; 7.полевые экспериментальные исследования в разных группах; 8. изучение половых различий; 9. личностный подход; 10. создание теорий.
Деятельностный подход А. Н. Леонтьева А. Н. Леонтьева Разновидность ситуативных теорий, но акцент не на внешних параметрах, а на внутренних характеристиках: цели, задачи, состав, стиль Потребности, мотивы и эмоции Деятельность. Сознание. Личность. 1977
Ленинградско – петербургская школа Е.С.Кузьмина (И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, 1967). (И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов, 1967).Особенности: гармоничное сочетание зарубежных исследований; адаптация теорий, методов: социометрия, интервью, наблюдение, личностные опросники, ГОЛ, методика Фидлера, методики обучения лидеров и руководителей (двуединый процесс); лидерство – функция группы: уровень развития группы, ее структур; разведение понятий лидерства и руководства, критерии эффективности; экспериментальные исследования в различных группах: 1) стили руководства, 2) взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, 3)связь с психологическим климатом, 4) связь с информационными процессами, 5)личностные особенности на разных уровнях; учет половых различий.
Ленинградско – петербургская школа Б.Д. Парыгина (1973) критерии разделения понятий лидерства и руководства; типология: по содержанию деятельности по содержанию деятельности (лидер – вдохновитель; лидер – исполнитель; лидер организатор, инициатор); по стилю руководства по стилю руководства (авторитарный, демократический, совмещающий); по характеру деятельности по характеру деятельности (универсальный, ситуативный); связь с психологическим климатом.
Курско – костромская школа Л.И. Уманского (1972) «методы экспериментального исследования социально – психологических феноменов»; параметрическая концепция группы (показатель уровня ее развития); методики: сенсомоторный интегратор, «Арка»; исследования девиантного поведения; феномен «расширяющегося» притязания на лидерство; лидерство в социально депривированной ситуации.
Лидерство – степень влияния; группа – структура параметров психологических подструктур группа – структура параметров психологических подструктур: 1. социальная направленность (лидер – совесть); 2.подготовленность (лидер – умелец); 3. организованность (лидер – организатор); 4. интеллектуальная коммуникативность (интеллектуал); 5. эмоциональная коммуникативность (генератор эмоционального настроя); 6.волевая коммуникативность (в кризисных ситуациях).
Жеребова Н.С. (1969) Сущность и происхождение лидерства: - определение психофизиологической детерминации лидерства; - определение социальной детерминации; - определение специфики лидерства как социально – психологического явления. Лидерство – это 1)процесс организации деятельности группы; 2) механизм удовлетворения социальной потребности к организации; 3)результат и стимул общения; 4)механизм, способствующий развитию разных способов взаимодействия членов группы.
Московская школа Р.Л. Кричевского (Рыжак М.М., 1977) концепция лидерства как ценностный обмен между лидером и группой: а) ценность – материальный или идеальный предмет, имеющий значимость, способный удовлетворять потребности, соответствует интересам; б) ценностный обмен – межличностное взаимодействие – процесс лидерства; в)ценностные характеристики обмениваются на авторитет и признание; г) лидер – это член группы, обладающим наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние; лидерство в школьных, студенческих, спортивных коллективах; расширена феноменология лидерства; механизм идентификации с лидером.
Московская школа А.В. Петровского (1980) Теоретическая топологическая модель деятельностного опосредования лидерских черт в зависимости от иерархии уровней развития групп и соответственно их видов: 1)диффузная группа, 2)просоциальная ассоциация, 3)асоциальная ассоциация, 4)корпорация, 5)коллектив 5)коллектив.
5 этап сер х – по настоящее время. Специфика: появление отраслей лидерологии: политического, организационного, спортивного, учебного, семейного лидерства; серьезный анализ, отказ от критики зарубежной лидерологии; новые термины; концепции; возрастной аспект лидерства; гендерный подход; кросскультурные исследования; междисциплинароность.
Направления политическая психология: Шестопал, Ольшанский, Егорова – Гантман, Юрьев, Дилигенский; организационная психология: а) социальная психология управления; б) психология менеджмента: Никифоров; спортивное лидерство: Румянцева, Кричевский, Гончаров; лидерство в учебных группах: Дубовская; девиантные лидеры (с отрицательной направленностью): Полянский; проблема полового диморфизма (гендерная социализация, стереотипы, партнерские роли); возрастная психология; культуральный аспект лидерства (менеджмент, семейное лидерство и т.п. в разных культурах).
Спасибо за внимание! к.полит.наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления РУДН и муниципального управления РУДН Коровникова Н.А.