ОПТИМИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ тепанова Марина Исааковна Д.м.н. С тепанова Марина Исааковна Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Здоровьесберегающие возможности организации обучения как важный фактор формирования уклада жизни.
Advertisements

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Министерство образования Пермского края Дмитрий Николаевич Жадаев консультант отдела.
Кучма Владислав Ремирович Директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Проект «Государственный образовательный стандарт общего образования.
Требования к условиям реализации образовательных программ начального общего образования Требования к условиям реализации образовательных программ начального.
ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ МОУ гимназия 2 города Вышний Волочек города Вышний Волочек Тверской области.
Министерство образования Пермского края ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Дмитрий Николаевич Жадаев.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Здоровьесберегающие технологии МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ.
САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Ю.И. Стёпкин, О.М. Бегина, Е.В. Заряева ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии.
Здоровье обучающихся Выступление на педсовете по здоровьесберегающим технологиям.
1 НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ.
….Заботиться о здоровье сегодня означает дать себе шанс жить завтра… Формирование здорового и безопасного образа жизни учащихся в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе..
Здоровьесберегающая среда в школе к.б.н., доцент кафедры общей биологии Абдишева Зухра Валиевна.
Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН.
Влияние здоровьесберегающих технологий на состояние здоровья учащихся начальной школы.
По данным НИИ педиатрии - 14 % детей практически здоровы - 50% имеют отклонения в развитии опорно- двигательного аппарата % страдают хроническими.
Педагогический совет Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе Использование здоровьесберегающих технологий.
Транксрипт:

ОПТИМИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ тепанова Марина Исааковна Д.м.н. С тепанова Марина Исааковна Москва НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

2 Образовательная среда - совокупность факторов, формируемая укладом жизнедеятельности школы: совокупность факторов, формируемая укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, материальные ресурсы школы, организацию учебного организацию учебного процесса, питания, медицинского обеспечения, психологический климат. процесса, питания, медицинского обеспечения, психологический климат.

3 Образовательная среда Она определяет не только успешность обучения и воспитания детей и подростков, но и гармоничность развития и состояние их здоровья Она определяет не только успешность обучения и воспитания детей и подростков, но и гармоничность развития и состояние их здоровья

4 Факторы риска школьной среды Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки Использование педагогических технологий, не адекватных функциональным возможностям детей Авторитарная педагогика Снижение возраста начала школьного обучения Несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности, ЭМП, учебной мебели, ТСО и др. Нерациональное чередование учебы и каникул Плохая организация школьного питания Гиподинамичный характер обучения

5 УРОВЕНЬ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 55,8% учреждений по ряду критериев не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям 55,8% учреждений по ряду критериев не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям В 2,9% учреждений - регистрируются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима В 2,9% учреждений - регистрируются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима В 18,6% учреждений мебель не соответствует антропометрическим параметрам обучающихся В 18,6% учреждений мебель не соответствует антропометрическим параметрам обучающихся В 16,5% учреждений уровни воздействия на детей электромагнитных полей превышают нормы В 16,5% учреждений уровни воздействия на детей электромагнитных полей превышают нормы В 17,1% учреждений – низкие уровни освещения. В 17,1% учреждений – низкие уровни освещения. Микроклимат в 10,5% учреждениях не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям Микроклимат в 10,5% учреждениях не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям

6 Вклад факторов школьной среды Установлено, что непосредственное влияние факторов внутришкольной среды на формирование здоровья учащихся составляет 30-40%

7 Сегодня есть все основания считать, что вклад школьно- средовых факторов в формирование здоровья увеличился, поскольку в структуре нарушений здоровья школьников доминируют нарушения и заболевания, которые относятся к школьно-обусловленным. Сегодня есть все основания считать, что вклад школьно- средовых факторов в формирование здоровья увеличился, поскольку в структуре нарушений здоровья школьников доминируют нарушения и заболевания, которые относятся к школьно-обусловленным.

8 ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ – ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ

9 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА - ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ УПРАВЛЯЕМЫХ ФАКТОРОВ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ

10 Основные компоненты организации учебного процесса в школе Объем образовательной нагрузки Продолжительность учебного дня и недели Расписание учебных занятий Стиль преподавания (авторитарный, демократический, либеральный) Особенности организации профильного обучения Чередование учебы и отдыха на уроке, в течение дня, недели, года Программы, методы, технологии и технические средства обучения Комлектация и наполняемость классных коллективов

11 УРОВЕНЬ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ почти 60% учреждений по ряду критериев не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям почти 60% учреждений по ряду критериев не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям В 2,9% - регистрируются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима В 2,9% - регистрируются грубые нарушения санитарно-эпидемиологического режима В 18,6% - мебель не соответствует антропометрическим параметрам учащихся В 18,6% - мебель не соответствует антропометрическим параметрам учащихся В 16,5% - уровни электромагнитных полей превышают нормы В 16,5% - уровни электромагнитных полей превышают нормы В 17,1% – низкие уровни освещения. В 17,1% – низкие уровни освещения. в 10,5% - микроклимат не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям в 10,5% - микроклимат не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям

1212 Оценка педагогами нагрузки учащихся (по данным Е.И.Степанова и С.В. Баныкиной, 2006) Результаты социологического опроса учителей школ Подмосковья показали: Результаты социологического опроса учителей школ Подмосковья показали: - треть (33,7%) расценивает учебную нагрузку учащихся как чрезмерную; - свыше 16,0% чрезмерной считает психическую нагрузку; - почти половина (49,1%) недостаточной считает физическую нагрузку школьников.

13 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! Степанова Марина Исааковна Д.м.н., зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН