Мигающее синема запечатлевает жизнь в мимолетных мелочах А.Блок
Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с историей развития отечественного кинематографа; Расширить знания о киноискусстве; Сформировать представление об отечественном кинематографе на примере творчества С.Эйзенштейна и братьев Васильевых
Л.Люмьер на съемках фильма
Кадр из фильма А.О. Дранкова «Понизовая вольница». 1908г.
Сергей Эйзенштейн
"Эйзенштейн научил кинематографию искусству потрясать. Он создал в кино эпос. Масштабы, утраченные театром века, назад вернулись на экран. Вновь – и уже в ином качестве – возникли пафос, трагический ужас, патетическое сострадание. Тысячные толпы людей – сами, непосредственно, а не через протагонистов – стали героями трагедии. В мире возник новый экран. Кино (недавно «киношка») не только заняло место как равное среди высоких видов творчества, но и на какие-то годы оказалось на кафедре учителя. Эпоха (на какой-то период) смогла выразить себя сильнее всего на экране.
Александр Невский исторический фильм о выдающемся древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере в 1242 году. Относится к плеяде классических советских исторических фильмов 30-х годов и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму написал знаменитый композитор Сергей Прокофьев.
«Александр Невский» появился в кинотеатрах в 1938 году и имел огромный успех (сравнимый, разве что, с «Чапаевым»). Сергей Эйзенштейн получил Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации. Однако вскоре после выхода картины на экраны она была изъята из проката по соображениям политкорректности к Германии, с которой в этот период СССР пытался наладить отношения. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом.
Николай Черкасов и Сергей Эйзенштейн
В 1942 году, в год семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со словами И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». Почти в полном составе съемочная группа «Невского» осуществила постановку и следующей ленты Эйзенштейна «Ивана Грозного».
Фильм о человеке, который в XVI столетии впервые объединил нашу страну. О Московском князе, который из отдельных разобщённых и своекорыстных княжеств создал единое мощное государство. О Полководце, который возвеличил военную славу нашей Родины на востоке и западе. О Государе, который для решения этих великих задач впервые возложил на себя венец - Царя Всея Руси....
«Иван Грозный», Сергей Эйзенштейн, 1944.
Страницы сценария фильма "Иван Грозный"
Историческая киноэпопея, ставшая одним из самых значительных событий мирового кино, повествует о борьбе Ивана Грозного за объединение феодальной Руси в мощное централизованное государство. В 1547 году семнадцатилетний московский князь Иван Васильевич взошел на царский престол, а через несколько лет одержал победу в Казанском походе. Ему предстояло пережить смерть первой, горячо любимой жены, измену друга, поражение в ливонской войне и боярский заговор.
В борьбе за власть царь был беспощаден. Он стал великим самодержцем и получил прозвище "Грозный".
Этот фильм считается одним из 100 лучших фильмов за всю историю кинемотографа
Созданный в 1925 году и признанный "лучшим фильмом всех времен и народов", "Броненосец "Потемкин" продолжает оставаться одним из самых значительных произведений отечественного и мирового киноискусства.
Его сюжет, основанный на подлинном историческом событии, образно выразил основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия.
Новаторская форма фильма и сегодня оказывает глубокое влияние на развитие выразительных средств кино. Матросы одного из грозных кораблей Черноморского флота взбунтовались из-за того, что их кормили гнилым мясом. Возникший на бытовой почве бунт проводит к человеческим жертвам: гибнет матрос Вакулинчук - вдохновитель восстания, офицеры корамля выброшены за борт, мирное население города, поддержавшее команду революционного корамля, безжалостно расстреляно казаками на знаменитой одесской лестнице... Искра, вспыхнувшая Кровавым Воскресеньем, постепенно перерастала в пламя.
Георгий и Сергей Васильевы
Вот уже несколько поколений зрителей воспринимают экранный образ, созданный братьями Васильевыми, как историческую данность. Для них «Чапаев» - это не просто название кинофильма, не просто легендарный комдив времен гражданской войны и не просто результат творчества тех или иных режиссёров. Это уже часть народной мифологии, и в этом смысле «Чапаев» невероятно интересен, как интересен всякий народный миф.
90 лет назад, 5 сентября 1919 г., умер легендарный комдив времён Гражданской войны Василий Иванович Чапаев. Его образ в народном сознании был создан и закреплён молодым советским кинематографом – в 1934 на студии Ленфильм выходит картина братьев Васильевых «Чапаев». Народная любовь к этому фильму была небывалой и неожиданной даже для его создателей. «Прошло 15 дней с тех пор, как «Чапаев» впервые появился на экране. За этот короткий срок картину посмотрело свыше 2 миллионов зрителей », – рапортовала газета «Правда».
Кинотеатры страны осаждали толпы людей, «Ленфильм» в срочном порядке допечатывал копии. В школах, колхозах, на заводах организовывались коллективные просмотры, которые стали превращаться в ритуал: на сеанс отправлялись как на праздничную демонстрацию – колоннами, с оркестром и плакатами («Мы идём смотреть Чапаева!»). И взрослые, и дети ходили «на Чапаева» по многу раз.
Однако популярностью «Чапаев» был обязан не только политической актуальности, но и своим художественным достоинствам: крепкому сценарию, ритмичному и выверенному монтажу, личному обаянию и киногении актёров. Культ Чапаева разворачивался вокруг Чапаева-Бабочкина – актёр наделил мифологического героя своим обликом, темпераментом и частично характером.
Для братьев Васильевых (псевдоним, которым режиссёров-однофамильцев одарил В. Шкловский) «Чапаев» стал самым ярким, «живым» и талантливым творением. Он был по заслугам отмечен и в СССР и за границей (Сталинские премии 1 степени Б. Бабочкину, В. Васильеву и Г. Васильеву, призы на МКФ в Москве (1935) и Венеции (1946), Гран-при на Международной выставке в Париже (1937)).
Российский кинематограф, развивающий лучшие традиции отечественного кино, получил всемирное признание.
1.Каковы важнейшие достижения отечественного кинематографа? 2. Почему кинофильм С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» признан «лучшим фильмом всех времен и народов»? 3. Какой вклад в развитие коноискусства был сделан С.М.Эйзенштейном?
Домашнее задание: 1.Подготовить сообщение о творческом пути С.М.Эйзенштейна. 2. Посмотрите один из фильмов С.Эйзенштейна и напишите на него рецензию.
Благодарю за внимание!