Роль политики государства в повышении эффективности разработки нефтяных и газовых месторождений и воспроизводстве запасов углеводородов Г. Шмаль Казань,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ФГУП «ЗапСибНИИГГ» Влияние сырьевой и ресурсной базы недр (нефть) на величину национального богатства Российской Федерации.
Advertisements

Группа 22 MBA - Финансы Группа 12 МВА – Банковский Менеджмент Москва 2011 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Институт делового.
«Разработка проекта развития компании в условиях финансово-экономического кризиса» Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное.
Июнь 2009 Роль государства в развитии нефтегазового комплекса заместитель Министра энергетики Российской Федерации С.И. Кудряшов.
1 Россия в условиях обострения борьбы за невосполнимые природные ресурсы Симпозиум «Энергетика и безопасность» Москва, 21 ноября 2008 г. А.И. Громов, к.г.н.,
Прирост денежной массы М2 (в % к предыдущему году)
Развитие системы технических регламентов и стандартов для нефтегазового комплекса Таможенного союза и Российской Федерации и вопросы их применения Нижний.
Роль государствa в развитии топливно-энергетического комплекса России Подготовил Презентацию: Исмаилов Фарид ЭЭ-406.
МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Материал подготовлен при поддержке Энергетического центра Московской школы управления СКОЛКОВО.
Российская экономическая модель План: 1.Ресурсная база российской экономики. 2.Структура российской экономики. 3.Российская экономическая модель. 4.Перспективы.
Анализ нефтяного рынка России. Проблемы и перспективы. Выполнил студент 418 группы:Войтович Денис Сергеевич.
Энергетическая безопасность как основной приоритет ЭС-2030 «Энергетика и Стратегия национальной безопасности России» Круглый стол Комитета Госдумы по науке.
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ» «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ» Налоговое стимулирование геологоразведочных работ.
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ Кузнецова С.Н. К.э.н., доцент, Нижегородский государственный педагогический.
Генеральный директор Института энергетической стратегии д.т.н., проф. БУШУЕВ В.В. Место ТЭК в будущей экономике России VII Ежегодный Форум крупного бизнеса.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Москва 2014 г. Директор Департамента административной и законопроектной работы Минэнерго России Смирнов Владимир Витальевич Человеческий капитал ТЭК в.
Россия: Источник энергетической безопасности для Европы и Азии «Эрнст энд Янг»
V Международный промышленно-экономический Форум «Стратегия объединения: Решение актуальных задач нефтегазового и нефтехимического комплексов на современном.
Транксрипт:

Роль политики государства в повышении эффективности разработки нефтяных и газовых месторождений и воспроизводстве запасов углеводородов Г. Шмаль Казань, сентябрь 2013 г.

Стратегические проблемы нефтяной отрасли - Падение добычи нефти в «старых» районах. ХМАО, Тимано-Печора, Урало-Поволжье - Необходимо создание новых нефтедобывающих регионов. В.Сибирь - Отставание с приростом запасов. По данным Е.Б.Груниса дефицит запасов за последние годы составил 1,4 млрд. т - Недостаточно эффективное использование наших недр - КИН - ПНГ

Хроническое недофинансирование нефтяной промышленности Потребность только в разведку и добычу (min) – 40 млрд. долларов, имеем 27-30, только последние годы Недостаточное внимание НИОКР Состояние нефтепереработки, нефтехимии и газохимии Система налогообложения неэффективна Увеличение доли трудноизвлекаемых запасов Стандартизация в нефтяной отрасли весьма отстает

Необходимость изучения мировой практики освоения трудноизвекаемых запасов - технологии - техника - методы стимулирования Многие месторождения комплексные, нефтегазовые

Нет двух одинаковых месторождений. Более того, Каждый пласт имеет свою специфику. Что из этого следует? Из этого следует то, что усредненный подход к разработке месторождений сегодня совершенно не подходит. Нужны четкие модели разработки каждого нефтяного месторождения, участка, пласта. В нынешних условиях много вообще «нестандартных» по прежним временам залежей.

- Удорожание технологий и оборудования, что приводит к увеличению издержек

Структура федерального бюджета РФ в гг. млрд. руб Доходы федерального бюджета Нефтегазовые доходы в т.ч.: НДПИ нефть газ Таможенные пошлины в т.ч.: нефть газ нефтепродукты Доля: нефтегазовых доходов НДПИ таможенной пошлины 46%50% 16%18% 30%32%

Специфика НГК России территориальная раздробленность 160,3 тыс. нефтяных скважин в т.ч.: 135,13 тыс. дающих продукцию 8000 газовых скважин 1841 факельных устройств 162 тыс. км магистральных газопроводов 50 тыс. км магистральных нефтепроводов 20 тыс. км продуктопроводов

Специфика нефтегазовых месторождений на поздней стадии разработки большая выработанность запасов (80-90%) высокая обводненность более 80%, а на некоторых более 95% отсюда высокая энергоемкость добываемой нефти низкие дебиты скважин отсюда – необходимость использования методов интенсификации добычи: горизонтальные скважины, боковые стволы, ГРП

Основные функции налоговой политики фискальная стимулирующая перераспределение Для нефтегазового сектора в настоящее время главным является именно фискальная

Пример Техаса Более 130 лет здесь добывается нефть и сегодня добыча здесь около 30 млн. т в год. Здесь рентабельными являются скважины, дебит которых менее 1 т/сутки

Резкое изменение условий освоения нефтегазовых ресурсов в России и в мире Снижение конкурентоспособности российских компаний нефтегазового сектора ухудшение ресурсной базы более низкая эффективность (капитализация, производительность, чистая прибыль и т.д.) недостаточно внимания снижению издержек

Технологии сегодня играют ключевую роль. трудноизвлекаемые запасы плотные коллектора вязкие нефти шельф

Для России жизненно важной сферой модернизации должен стать нефтегазовый сектор. Отсюда – иной механизм взаимодействия государства и нефтегазового бизнеса, иная налоговая конструкция, стимулирующая направление средств на инновации

Мне понравилось интервью с Жоресом Алферовым, который заявил, что надо модернизацию начинать с нефтегазового комплекса. То, о чем мы говорим, говорит физик, Нобелевский лауреат, и он прав, потому что нефть и газ это одна из самых наукоемких отраслей. Некоторые в силу своего невежества говорят: мол, какая там наука: пробурил скважину и качай. Сегодня скважин, которые сами дают нефть, максимум 10%, все остальное надо добывать. И добывать достаточно сложно. Надо иметь четкие технологии, новую технику, оборудование. Приведу примет: американцы 20 лет занимались разработкой технологий добычи сланцевого газа и вложили $20 млрд. Сегодня они получили эту технологию и сумели значительно сократить стоимость такого газа. Тем самым они создали нам головную боль, отказавшись от импорта сжиженного природного газа, который поступал к ним с Катара. А куда делся газ Катара? Он пошел в Европу, сбил цену на этот вид топлива. Катар продавал газ по бросовым ценам и, главное, намного дешевле нашего газа. Мы оказались не готовы к такому повороту событий; конечно, за такими процессами надо наблюдать.

Говоря о модернизации, мы должны помнить, что рубль, вложенный сегодня в нефть и газ, в новые технологии, завтра даст отдачу в два, а то и в три рубля. Поэтому именно нефтяной комплекс может быть тем локомотивом, который потащит модернизацию всей экономики.

Действующая система налогообложения нефтяной отрасли делает реализацию инвестиционных проектов, требующих значительных капитальных вложений в инфраструктуру, экономически нецелесообразной.

Государство не стимулирует геологоразведку в новых, слабоосвоенных регионах Восточной Сибири, Шельфа. Без масштабной геологоразведки выход в эти регионы невозможен. Стимулирование геологоразведки возможно и налоговыми методами.

Российские нефтяные провинции расположены в глубине континента и на большом удалении от потребителей. Это обстоятельство нивелирует невысокую стоимость добычи значительными транспортными затратами. Совокупный уровень налоговых изъятий и транспортных расходов является ограничением развития нефтяной отрасли. Это обстоятельство должно учитываться при совершенствовании системы налогообложения отрасли.

Выработанность запасов. Мы работаем в основном на месторождениях, которые разрабатываются от 30 до 70 лет. Сократились размеры открываемых месторождений. О Ромашкинском, Самотлоре, Федоровском можно только мечтать. Средний размер открываемых в последние годы месторождений – 900 тыс. т (извлекаемых).

Никто не анализирует себестоимость добычи. Компании применяют разные методики, разработанные лет назад. Было бы целесообразно разработать стандарт или свод правил по этому вопросу. Государству это не нужно, поэтому эту работу должен взять на себя бизнес.

В Норвегии налоги составляют до 70% в нефтяной отрасли. Но правительство спонсирует Статойл по разработке новых технологий. Налоговые вычеты из НДПИ на сумму ГРР.

Создание национального нефтяного института как государственную или государственно-частную структуру. Собрать остатки научных институтов, включить в него ЦКР, ГКЗ и т.д.

В 2012 году по данным Е.Б.Груниса прирастили 650 млн. т нефтяных запасов. За счет ГРР – 17%. В последние годы стоимость прироста 1 т нефти превышает стоимость ее реализации.

Налоги Центральная проблема налоговой политики – это необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины ставки налогов не угнетающих производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения включает в себя два вектора: - размер индивидуального налогообложения, т.е. размер налога, возлагаемого на конкретного плательщика; - размер налогового бремени на макроуровне, т.е. какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.

Существующие налоги НДС- 18% НДПИ Налог на прибыль- 20% Акцизы Транспортный налог Налог на имущество ЕСН Таможенная пошлина

НДПИ Нынешняя концепция существует с начала 2002 г. Фиксированная ставка за каждую добытую тонну или 1000 м 3 газа. Предполагалось, что данная ставка будет действовать до конца 2006 г., а с будет адволорная ставка 16,5% от выручки. Этого не случилось. Расчет НДПИ производится по формуле в зависимости от стоимости нефти на мировом рынке.

Формула НДПИ Курс $ 419 х (Ц – 15)______ 261 на – 4743 руб. ($153) Таможенная пошлина 25, % (Ц – 182,5)

Недостатки такой методики: - не учитываются горногеологические и географические условия расположения месторождения; - продуктивность скважины - мелкие месторождения; - компании не экспортирующие нефть; - нерентабельными становятся месторождения с запасами до 50 млн. т извлекаемых

Учитывая, что цена нефти на внешнем и внутреннем рынках существенно различается, получается, что при разных объемах выручки от продажи 1 т сырья, компании вынуждены платить одинаковый по размеру НДПИ, что ставит компании в заведомо неравные условия. Для экспорта тоже разные условия. Одни ближе к границе, другие – дальше.

Ежегодно формируемые Минфином РФ основные направления налоговой политики всегда больше ориентированы на защиту доходных статей бюджета, а не на создание стимулов развития предпринимательской активности и развития экономики. Они действуют как бухгалтеры. От чего зависит будущее НГК? какие новые технологии в добыче; переработка; как освоим новые регионы; какие запасы.

Ресурсы Запасы тяжелой нефти в РФ 13,4 млрд. т Природных битумов – 33,7 млрд. т

Снижается инвестиционная привлекательность российского нефтяного сектора в связи с ростом издержек6 рост себестоимости налоговая конструкция несоответствие российской и международной классификации запасов Привлечение иностранных аудиторов для оценки запасов для капитализации, получения кредитов

Общемировые тенденции характерны и для нефтяной и газовой промышленности России открываемые месторождения менее крупные усложнение горно-геологических условий Неструктурные ловушки, низкая пористость, проницаемость тяжелые нефти, вязкие

Рынок услуг по гидроразрыву пласта в 2010 г. 13,5 млрд. долл. в т.ч.: в США- 10,5 млрд. долл. Канада- 1,5 млрд. долл. остальные страны- 1,5 млрд. долл. Число флотов для ГРП в России Число гидроразрывов в 2010 г. США- 96 тыс. Канада- 12 тыс. все остальные- 15 тыс. Возможности РИТЭК как инновационной сервисной компаниию

Тезис о том, что сырьевая экономика не может быть инновационно ориентированной совершенно не состоятелен Пример Норвегии Катара США – сланцевый газ, нефть

Немало интересных открытий: интеллектуальные скважины интеллектуальные месторождения горизонтальные скважины ГРП опыты РИТЭК Система магистральных трубопроводов = 240 тыс. км Мы первые начали Ø – 1420, Р – 75 атм Это уже вчерашний день

Ключевое место в системе государственного управления занимают получение и использование знаний о ресурсном потенциале страны. Это важно для компаний и для страны в целом. Эти данные, естественно, меняются каждый год. меняется стоимостная оценка разработки месторождений не знаем достоверно цены внутреннего рынка. Мировые котировки – каждый день, а внутренних нет

Нестабильность системы управления нефтегазовыми ресурсами на государственном уровне. Частое изменение полномочий и функций органов исполнительной власти. Пример Росгеологии. Надо изменить статус ГКЗ И ЦКР. Это привело к фактическому развалу отечественной геологии. В.И.Ленин в 1918 г. в наброске плана научно- технических работ поставил перед геологами гадачу – создать минерально-сырьевую базу для обеспечения развития народного хозяйства

В 2011 году затраты компаний на геологоразведку составили: Шелл- 2,3 млрд. долл. Ексон- 2,1 Шеврон- 1,9 ЛУКОЙЛ- 0,5 Роснефть- 0,45 Причем добыча наших компаний такая же, или больше, кроме Шелл.

Необходимые инвестиции в ГРР компаний млрд. руб. в год Факт – млрд. в годах. Мировая практика – налоговый вычет на ГРР установка обязательных отчислений на ГРР для нефтяных компаний новые технологии в геологоразведке

Нужны новые технологии Имеем самых передовых ученых и самые отсталые технологии

Баженовская свита. РИТЭК, Салым Петролеум. Пока эта работа на свой страх и риск. В среднесрочной перспективе именно этот ресурс может быть источником стабилизации и роста добычи Надо создать условия для поиска технологий, позволяющих эффективно и рентабельно разрабатывать эти ресурсы. Пример США.

Ухудшается положение малого и среднего бизнеса в недропользовании. В последнее время в этой сфере можно констатировать стагнацию и даже «выдавливание» малого бизнеса с топливного рынка, особенно в части независимых компаний. Удельный вес малых компаний в объеме добычи нефти составляет всего 2,3%, в США 45%. Малый бизнес в нефтегазовом комплексе не имеет права гражданства, кроме Татарстана. Это не положительный фактор. Его потенциал огромен.

Структура КВ в разработку месторождений (на примере ЯНАО) Группы месторождений Уд. К.В., руб./т Структура К.В., % стр-во сква- жин промысл. обустр. ОНСЕВнешн. комму- никац. до 1 млн. т млн. т млн. т

Экологическая экспертиза проектов Сегодня это одна из крупных коррупционных составляющих. Что делать? значительно повысить роль общественных профессиональных объединений опора на профессионалов повысить качество принимаемых законов, указов, постановлений

РФ в 2030 г. нефть31-32% газ44-45% уголь12-14% ВИЭ2-3% Должна быть осмысленная структурная перестройка. Э.С. надо через 4-5 лет уточнять.

отсутствие собственной системы и структуры прогнозирования развития мирового и отечественного нефтегазового комплекса возрождение и поддержка отечественного нефтегазового сервиса

Система Оценки разные. Но экспорт мазута не уменьшился

Контроль – неотъемлимо важная и ответственная часть любого этапа создания или эксплуатации сложной технической системы. Проявилась тенденция к сокращению области обязательной сертификации и замены ее так называемым декларированием, т.е. достаточно мнения производителя о безопасности и качестве своего товара. 70% промарматуры 60% буровых долот контрафактного происхождения. Обязательность сертификации

Организовать деятельность испытательных полигонов. Внести в Закон. Проводить испытания оборудования технологий материалов

Что сделать 1.Подготовить обстоятельный аналитический анализ неблагополучного состояния отечественной геологии и доложить Президенту страны. 2.Подготовить совместно с Минэнерго проект Постановления Правительства о поддержке отечественного нефтегазового сервиса. 3.Подготовить предложения о создании национального нефтегазового института как государственной структуры. 4.Создать при Минэнерго структуру по прогнозированию развития мирового и отечественного нефтегазового комплекса.

5.Разработать механизм реализации льгот, предусмотренных законом …. 6.Создать рабочую группу по анализу эффективности системы и подготовить предложения о целесообразности ее дальнейшего использования. 7.Рекомендовать Правительству РФ создать экспертный совет по развитию и модернизации нефтегазового комплекса РФ с государственным статусом. Экспертный совет должен иметь функции по выработке рекомендаций для создания эффективной системы управления инновационной д6еятельностью в нефтегазовом комплексе.

Разработать долгосрочную стратегию реформы налоговой системы нефтяной отрасли и обеспечить стабильность ее реализации. не повышать акцизы. мини НПЗ нормы проектирования

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 57