Д И С Л А Л И Я Д И С Л А Л И Я К нарушениям звукопроизношения не относятся Иностранный акцент, обусловленный неточным усвоением артикуляции звуков русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация по логопедии по теме: Дислалия
Advertisements

Дислалия Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Обследования звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Нарушения строения артикуляционно аппарата. Нормальное Строение артикуляционного аппарата.
Причины нарушения речи Неблагоприятные факторы. Неблагоприятные факторы внутриутробного развития 1.токсикозы первой или второй половины беременности 2.
С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УНИВЕРСИТЕТІ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА Тема: Аномалии прикуса,
Что такое дошкольный логопункт?. Целью работы учителя-логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям с легкими речевыми нарушениями.
Приемы исправления нарушенных звуков речи. Основные этапы коррекционно- логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизношения.
Многоуровневое логопедическое заключение Волкова Г.А.
В помощь родителям.. Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при различных поражениях мозга. Различают зрительные, слуховые, тактильные.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010.
Ринолалия в таблицах Турышева А, гр Классификация ринолалии Ринолалия Открытая Закрытая Смешанная- утечка воздуха через нос, при патологически уменьшенном.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Формирование восприятия О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К О Г.
Речевое развитие по возрасту; без особенностей; доречевое развитие с задержкой; раннее психомоторное развитие протекало с задержкой;поздно начал говорить;
ЛЕКЦИЯ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29.
Транксрипт:

Д И С Л А Л И Я Д И С Л А Л И Я

К нарушениям звукопроизношения не относятся Иностранный акцент, обусловленный неточным усвоением артикуляции звуков русского языка Диалектные особенности произношения некоторых звуков, свойственные большинству людей, проживающих в определенной местности Возрастные своеобразия детской речи, обусловленные функциональной незрелостью речевого аппарата, исчезающие с возрастом без специальной помощи

Дефект звукопроизношения ДЗ – устойчивое индивидуальное отклонение от нормы в произношении звуков речи, вызванное специфическими причинами, требующее для своего преодоления специальной логопедической помощи

Дефекты звукопроизношения Полное отсутствие в речи того или иного звука. В этих случаях звук просто опускается, не произносится: АМА вместо РАМА, УНА вместо ЛУНА Замена одного звука речи другим: ЛАМА, ЙАМА вместо РАМА, ЙУНА вместо ЛУНА Искаженное произнесение звука: картавое Р

Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов какого-либо более сложного речевого расстройства. Дефект звукопроизношения проявляется как самостоятельное нарушение тогда, когда он является единственным отклонением от нормы в речи ребенка.

Причины звукопроизношения Нарушение слуха и слуховой дифференциации звуков речи Нарушение анатомического строения артикуляционного аппарата Нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов) Неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи

Классификации нарушений звукопроизношения 1. Дефекты звукопроизношения квалифицируются по внешним признакам (по проявлениям) 2. Дефекты звукопроизношения квалифицируются с учетом причинной обусловленности и характера повреждения речевого аппарата

Внешние проявления дефекта Неправильное произнесение 1 звука или звуков одной фонетической группы (свистящие С,З,Ц или или заднеязычных К,Г,Х) называют простым, или мономорфным нарушением звукопроизношения Неправильное произнесение сразу многих звуков или только 2-х звуков, но из разных фонетических групп (Ц и К, Р и Ч) называют сложным, или полиморфным нарушением звукопроизношения

Для обозначения дефектного произношения разных групп звуков используются названия букв греческого алфавита 1. Ротацизм (Р, по гречески - РО) 2. Ламбдацизм (Л - лямбда) 3. Сигматизм (С - сигма) свистящих, шипящих 4. Йотацизм – (Й - йотацизм)

5. Дефекты произношения заднеязычных звуков: Каппацизм (К - каппа) Гаммацизм (Г - гамма) Хитизм (Х - хи) 6. Дефекты звонкости (взаимные замены парных звонких и глухих согласных: П-Б, Т- Д, К-Г, Ф-В, С-З, Ш-Ж) 7. Дефекты смягчения (взаимные замены внутри 15 пар звоких и глухих согласных, например – П-Пь, Б-Бь и т.д.)

Фонетические дефекты Фонетические дефекты выражаются в искаженном звучании звука, несмешиваемого ни с какими другими звуками, что свидетельстует о достаточно четком выделении его ребенком из всех других, об усвоении его как фонемы (обобщенного звука, играющего в языке смыслоразличительную роль) Пример – картавое Р

Фонематические дефекты Фонематические дефекты выражаются в полной замене одного звука речи другим (вместо Ш произносится С), что свидетельстует о неразличении ребенком этих двух фонем. Такие нарушения звукопроизношения не ограничиваются только «некрасивостью» звучания звука, а имеют более серьезные последствия. В этих случаях ребенку трудно или вообще невозможно различить близкие по звучанию слова (Игра-Игла).

Для обозначения фонематических дефектов употребляются специальные термины: Параротацизм Параламбдацизм Парасигматизм и т.п. («пара» - около, рядом) В качестве звуков-заменителей могут выступать самые различные звуки, однако чаще всего это будут артикуляторно или акустически близкие к заменяемому. К фонематическм дефектам не относятся возрастные замены звуков, которые до определенного времени имеют вполне «законное» право на существование.

В зависимости от причин, вызвавших нарушения звукопроизношения, все его разновидности делятся на 3 группы: Дислалию Ринолалию Дизартрию

К дислалии относятся такие нарушения в произношении звуков, которые не связаны с органическим поражением центральных отделов речевого анализатора. Сам термин «дислалия» переводится – Дис – расстрройство, нарушение Лалия – речь (т.е. нарушение речи)

В основе дислалии могут лежать Функциональные (обратимые) нейродинамические сдвиги в центральных отделах речевого анализатора (речедвигательного и речеслухового) Дефекты анатомического строения артикуляционного аппарата

Дислалия Механическая (с «механическим» повреждением артикуляционного аппарата) Функциональную (моторную. сенсорную)

Механическая дислалия Связана с аномальным развитием артикуляционногоо аппарата. Возникает преимущественно во внутриутробном периоде, в первые 3 месяца беременности, когда происходит закладка лицевого скелета. Однако аномалии развития артикуляторных органов могут носить и приобретенный характер, являясь результатом травм, ожогов, ранений, привычки ребенка постоянно держать пальцы во рту и т.д.

Отклонения от нормы в строении артикуляторных органов Наиболее распространенный дефект – неправильный прикус, т.е. неправильное расположенение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5-3 мм коронок зубов. Аномалии прикуса чаще встречаются у физически ослабленных детей, причем у мальчиков они наблюдаются значительно чаще, чем у девочек

Аномалии прикуса Глубокий прикус – верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так, что последние почти не видны Открытый передний прикус – при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остается щель большей или меньшей величины.

Аномалии прикуса Открытый боковой прикус – при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остается щель. Прямой прикус - при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, нисколько не перекрывая их.

Аномалии прикуса Перекрестный прикус – нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещенными вбок по отношению друг к другу. Прогнатия – аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед верхней челюсти Прогения - аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед нижней челюсти

Аномалии зубов Редкое расположение зубов Расположение зубов вне челюстной дуги Слишком мелкие или деформированные зубы (или их полное отсутствие) Наличие диастемы

Аномалии в строении языка Слишком большой язык Слишком маленький язык Короткая уздечка языка

Аномалии в строении мягкого и твердого неба Расщелины мягкого и твердого неба Слишком высокое (готическое)небо Слишком низкое твердое небо Аномалии в строении губ Недоразвие губ Расщелина верхней губы

Нарушения звукопроизношения при механической дислалии Страдают целые группы звуков ( передний открытый прикус=переднеязычные звуки с,з,ц,ш,ж,ч,щ,т,д,н,л ) Дефекты звукопроизношения выражаются в искаженном произношении звука Однако дефекты в строении артикуляционного аппарата играют роль лишь предрасполагающего фактора и только в 33% случаев приводят к неправвильному произношению звуков

Функциональная дислалия В основе лежат функциональные нарушения в работе коры больших полушарий мозга. Моторная - функциональные нарушения в центральном отделе речедвигательного анализатора. Это ведет к неловкости движений губ и языка, что приводит к неточности артикулирования звуков и «приблизительности» их звучания. Полных замен НЕТ.

Функциональная дислалия Сенсорная – функциональные нарушения в центральном отделе речеслухового анализатора. Происходят затруднения в слуховой дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков. В этих условиях ребенок «соглашается» на полную замену одного звука речи другим – СЫСКА вместо ШИШКА. Ведет к нарушению на письме.

Смешанная дислалия При одновременном наличии у ребенка как моторной, так и сенсорной недостаточности могут наблюдаться случаи смешанной – сенсомоторной дислалии, когда одни звуки ребенок произносит искаженно. А другие заменяет артикуляторно или акустически близкими. Для всех форм функциональной дислалии характерно то, что при ней НИКОГДА не страдает произношение гласных звуков.

Обследование детей с нарушениями звукопроизношения Основные задачи: 1. Отграничение истинных нарушений звукопроизношения от сходных состояний. 2. Решение вопроса о том, являются ли дефекты звукопроизношения самостоятельным нарушением речи. 3. Выявление всех неправильно произносимых звуков. 4. Установление причин обусловливающие неправильность произношения звуков. 5. Выявление возможных вторичных нарушений, связанных с дефектами звукопроизношения.

Логоработа по преодолению нарушений звукопроизношения Этапы логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения 1. Постановка звука 2. Автоматизация звука 3. Дифференциация звука